«Каждый из нас должен стремиться идти к Богу шаг за шагом по спасительному пути исполнения заповедей Христовых, – напоминает нам епископ Панкратий. – Конечно, по своей греховности и немощи мы не можем одним прыжком достичь обожения, обрести Божественную любовь, прийти даже к глубокому и всецелому покаянию. Христианин должен смиренно и кротко, последовательно идти по пути спасения, должен поступать по заповедям в каждой ситуации своей жизни, поступать так, как поступил бы на его месте Христос. Преображение необходимо каждому из нас, это цель нашей жизни. Каждая душа христианская, каждый христианин призван преображаться благодатью Святаго Духа, которая будет сопутствовать ему, если он будет стараться жить действительно по-христиански…»
Духовная судьба Валаама связана с названием монастыря – Спасо-Преображенский. Преображение начинается с самой земли, с камня, на котором стоит монастырь. Эта неплодоносная земля стала приносить плоды, которые были награждены самыми высокими наградами ботанических и биологических выставок в России. Игумен Дамаскин состоял в переписке с директором Ботанического сада Санкт-Петербурга и лично выписывал на остров любимые кедры, лично их высаживал. При игумене Назарии на Валааме были заложены сады – прообраз райского сада. Но преображалась не только земля, преобразиться может и душа человеческая.
«Неслучайно праздник Преображения так любят монашествующие, – сказал в праздничной проповеди иерей Александр Зайцев. – Наши значимые монастыри, такие как Соловецкая и Валаамская обители, носят это имя. Этот праздник, как никакой другой, направлен на практическое наше действие.Христос явил себя в Преображении как Бог. В конце концов Он явил то знамение, о котором просили Его фарисеи, но которого они не удостоились. А удостоились всего лишь три апостола: Петр, Иоанн и Иаков. Петр как олицетворение веры, Иоанн – верной любви, Иаков – праведности. И вот этих трех достаточно для того, чтобы явить Божество в сиянии Святого Духа».
Согласно православной традиции, по окончании торжественной Литургии игумен Мефодий освятил плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, сливы, изобилие которых говорит о бесконечной радости, красоте и неиссякаемом богатстве грядущего Царства, которому не будет конца. И это действо несет в себе особое символическое значение - мы приносим Богу совсем не яблоки, груши или виноград, а плоды своего преображения в Духе Святом. Плодами же Духа являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Обычай освящения плодов уходит в глубину веков, когда созревшие злаки и плоды нового урожая приносились в храм для благословения в знак благодарности Богу. Первые христиане часть урожая жертвовали в храм для совершения таинства Евхарстии.
«Церковь принимает то, что сложилось в течение многих веков в народной жизни, те обычаи и традиции, которые в духовном смысле не противоречат ее устроению. Освящение яблок – это такая же народная традиция, принятая Церковью, как, скажем, Масленица. Ничего духовного в ней нет, но в свое время этот праздник был настолько популярен, что Церковь сочла правильным не отвергать его, одновременно отталкивая людей, а допустить, чтобы Масленица праздновалась перед Великим Постом. Так и здесь», – объясняет настоятель столичного храма Всемилостивого Спаса Александр Ильяшенко. Народный обычай освящать плоды прямого отношения к Евангелию все-таки не имеет. Но это дань традициям предков, которые трудились на земле и считали, что хороший урожай это, прежде всего, милость Божья.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481256