В июле 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего первого Первосвятительского визита на Валаам, отвечая на вопрос журналиста, — намерен ли он продолжить традицию приснопоминаемого Патриарха Алексия II и регулярно приезжать на Валаам, — напомнил, что Валаамский монастырь является ставропигиальным:
***
Что же означает — ставропигия? Что она даёт?
Ставропигиальность (от греческих слов «крест» и «водружение») — высший статус, присваиваемый церковным учреждениям (традиционно чаще всего монастырям), делающий их независимыми от местной епархиальной власти с подчинением непосредственно Патриарху или Синоду.
Буквальный перевод с греческого указывает на то, что в прежние времена при даровании ставропигии Патриархами собственноручно устанавливался крест в алтаре позади Престола главного храма монастыря.
На Руси первый ставропигиальный монастырь появился ещё до обретения автокефалии. В 1383 году им стал Симонов монастырь, подчинённый Константинопольскому Патриарху, который останавливался в нём во время посещений Москвы.
Внутри Русской Православной Церкви ставропигии введены в середине XVII века Патриархом Никоном, основавшим и принявшим управление над Новоиерусалимским, Валдайским и Онежским монастырями.
Что касается Валаама, то можно с уверенностью сказать, что удивительное преображение внешнего облика монастыря в достаточно короткие сроки стало во многом возможным, благодаря именно ставропигиальности, — и личной заботе, поддержке и участию Святейшего Патриарха Алексия II, роль которого в деле восстановления обители сложно переоценить.
***
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился в 1929 году в Таллине.
Божий Промысл распорядился так, что его детские и отроческие годы прошли не в советской России, где в 30-е годы церковная жизнь оказалась практически под запретом, а в России старой.
В Эстонии, бывшей окраине Российской империи, было много русских. Большинство из них по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая Родины. Среди таких эмигрантов поневоле оказалась и мать будущего Патриарха Елена Иосифовна Писарева. В семье будущего Первосвятителя царил дух православной церковности.
В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния.
Развивалась приходская жизнь, в молодёжной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея.
В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам.
В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнёт возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, — впоследствии священноигумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.
***
В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам.
Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем.
Святейший Патриарх Алексий вспоминал:
«Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг.
Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе ― до Валаама.
Следующий paз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».
На помещенной здесь фотографии 1939 года Алёша Ридигер сидит перед Игуменом Харитоном (Дунаевым) вместе с братией и паломниками Валаамского монастыря. Именно здесь, вспоминал Святейший Патриарх, он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой.
На всю жизнь запомнил мальчик встречи с насельниками обители ― схиигуменом Иоанном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым). Особенно теплые отношения сложились у Алёши с архивариусом отцом Иувианом (Краснопёровым). Между ними завязалась переписка. Отец Иувиан посылал Алексею образки и духовные стихи, сугубо молился о его здравии во время болезней.
***
Уже в детстве Алёша Ридигер хотел стать священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой игрой его было «служить». Дома он сооружал алтарь и иконостас и имитировал церковную службу.
Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, на что получили ответ: если мальчиком всё делается серьёзно, то препятствовать не нужно.
Более полувека спустя, вспоминая свои детские паломнические поездки, Патриарх напишет:
***
Может показаться удивительным, но архиерей Алексий (Ридигер) много лет отказывался от приглашений посетить Валаам.
Слишком дороги были для него детские воспоминания и так не хотелось, чтобы светлые детские образы были вытеснены печальными картинами запустения.
«Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (†1978) много раз приглашал меня на остров, но я не хотел ехать туда, где монашеская жизнь пресеклась и храмы осквернены, чтобы не затмевать впечатлений детства, ― вспоминал Патриарх. ― В 1988 году Валаам уже не произвёл на меня гнетущего впечатления, потому что была надежда на возрождение обители».
***
В 1988 году владыка Алексий, занимавший в это время ленинградскую кафедру, предложил программу восстановления монастыря. 22 августа он обратился в Совет по делам религии при Совмине СССР с просьбой о передаче части монастырского комплекса Русской Православной Церкви.
«Валаамский архипелаг со Спасо-Преображенским монастырем и многочисленными скитами является одним из главных общенациональных, историко-культурных и природных сокровищ Советского Союза, ― было сказано в его обращении. ― Во всём мире Валаам известен как один из главных духовных центров Православия до начала 1940-х годов.
В настоящее время монашеской жизни на Валааме нет.
Монастырские и скитские здания большой историко-художественной ценности находятся в катастрофическом состоянии, и процесс их разрушения ускоряется с каждым годом.
Хотя выделенные средства частично осваиваются, эффективных результатов это не даёт.
Главная причина такого состояния архитектурно-художественных памятников Валаама заключается, по единодушному признанию специалистов, в использовании монастырских и скитских зданий вопреки их первоначальному назначению.
Ввиду этого специалисты и общественность уже несколько лет тому назад поставили вопрос о передаче части Валаама РПЦ для того, чтобы Церковь не только приняла участие в восстановлении монастырских и скитских зданий, но и обеспечила правильное использование их, благодаря возобновлению на Валааме монашеского общежития.
***
Конкретно был поставлен вопрос о передаче РПЦ Всехсвятского (Белого) Скита. Помимо того, что при непосредственном осмотре подтвердились самые печальные сведения о состоянии зданий и сооружений на Валааме, выяснилось также, что состояние Всехсвятского скита совершенно не позволяет начать в нем монашескую жизнь ввиду отсутствия в нём сейчас хотя бы одного здания, пригодного для проживания.
Но монашеская жизнь не могла бы быть налажена во Всехсвятском ските даже при наличии пригодных для проживания зданий. Дело в том, что Всехсвяткий скит не создавался в расчёте на самостоятельное существование, а изначально полностью зависел от Спасо-Преображенского монастыря, поэтому какая-либо хозяйственная деятельность в скиту невозможна.
В скиту никогда не было собственных хозяйственных бытовых служб и соответствующих построек (бани, прачечной, пекарни, гостиницы для паломников и т.д.). Возведение новых построек такого назначения здесь невозможно, так как это нарушит ценный архитектурный ансамбль скита <…>».
***
Изложив по пунктам мероприятия, необходимые для «реанимации» монастырской жизни на Валааме, митрополит Алексий добавлял:
«На наш взгляд, лишь реализация вышеизложенной программы (общий смысл которой — возвращение Валааму его первоначальных функций) позволит обеспечить как возрождение, так и надёжное сохранение в будущем этого бесценного историко-культурного и природного комплекса мирового значения».
***
С 15 по 23 сентября 1988 года была совершена комплексная экспедиция Советского фона культуры на Валаам, целью которой было изучение и выработка рекомендаций по его восстановлению.
Члены экспедиции, в которую входили представители Академии наук СССР, министерства культуры РСФСР, совета по делам религий СМ СССР и ряда других организаций, а также Ленинградской епархии, обследовали почти все объекты Валаама.
По результатам экспедиции 27 декабря 1988 года на заседании Священного Синода было сообщено о возможности передачи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Церкви.
Синод постановил в случае осуществления этой возможности «поручить преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию организацию возобновления монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ, а также духовное окормление обители».
27 июня 1989 года Совет министров РСФСР издал распоряжение, разрешившее Ленинградской епархии принять участие в реставрационно-восстановительных работах и использовании некоторых «памятников истории и культуры Валаамского историко-архитектурного и природного музея-заповедника».
16 октября 1989 года митрополит Алексий сообщил об этом на заседании Священного Синода, который возблагодарил Бога за восстановление монастырской жизни на Валааме. В том же году группа паломников во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) посетила Валаамский монастырь.
14 декабря 1989 года в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовалось судно, на борту которого находились первые шесть иноков. С этой даты начинается новая история Валаама.
***
25 мая 1990 года Валаамский монастырь посетил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Высокопреосвященнейший Владыка совершил освящение нижнего храма Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, затем литию на Игуменском кладбище.
7 июня 1990 года в Троице-Сергиевой Лавре на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран на Патриарший престол.
За две недели до этого события он приезжал помолиться на Валаам.
25 мая 1990 года Высокопреосвященнейший Владыка совершил освящение нижнего храма Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а затем отслужил литию на Игуменском кладбище.
И уже через месяц один из первых его Первосвятительских указов гласил:
«Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю нами предоставляется СТАВРОПИГИЯ с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси.
АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси
26 июня 1990 года».
По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472954