Накануне Спасо-Преображенский Валаамский монастырь поздравил с днем рождения заслуженного архитектора, основателя гильдии храмоздателей России, Андрея Анисимова. Андрей Альбертович является архитектором часовни Валаамской иконы Божией Матери на острове Светлый, и часовни Всех Валаамских Святых близ Никольского скита (работы по возведению которой идут на острове Валаам в настоящее время). Сейчас активно обсуждается проект Андрея Анисимова по строительству храма Казанской иконы Божией Матери на Авраамиевском скиту.
«Храм - небо на земле, в этом небесном пространстве живет и пребывает Бог».
В этих словах патриарха Германа указывается на великое значение христианского храма. Исходя из догматического учения православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие, храм для верующего - это место особого присутствия Божия на земле, «дом Господень», место молитвенного общения с Богом и соединения с Ним при совершающемся в храме Таинстве Евхаристии.
Храм является также образом гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного, возвращенного человеку рая. Архитектура храма, его декоративное убранство и все виды искусств, сопровождающие богослужение, направлены на то, чтобы выразить эти идеи каждый своими особыми средствами, соединенными в храме вместе для получения наибольшего эффекта. Воздействуя на человеческую душу, христианское искусство и храмовая архитектура помогают участвующим в богослужении обрести то духовное состояние, которое необходимо для совершающегося в храме богообщения.
+++
Андрей Альбертович является архитектором часовни Валаамской иконы Божией Матери на острове Светлый, и часовни Всех Валаамских Святых близ Никольского скита. Сейчас частично ведутся работы по проекту Андрея Анисимова по строительству храма Казанской иконы Божией Матери.
Самый масштабный и значимый проект Андрея Анисимова на острове Валаам - храмовый комплекс Свято-Владимирского скита, возведенный всего за два года. Храм в честь равноапостольного великого князя Владимира был освящен в 2008 году, и является последним храмом освященным приснопамятным Патриархом Алексием II. По мнению некоторых российских архитекторов, он, бесспорно, является одним из самых ярких проектов храмового строительства, осуществленных в России, за последние годы.
***
Есть на Валааме место, которое любят посещать и паломники и братия обители – это Свято-Владимирский скит. Автор проекта заслуженный архитектор России Андрей Анисимов считает, что это не случайно. «Там каждый кирпичик, каждый камушек положен живым человеком. Там нет обмана, там нет фальши», отмечает Андрей Альбертович. И, действительно, во всем комплексе присутствует некая одухотворенность, чувствуется история этого места.
Чтобы добиться такой архитектурной гармонии, зодчие, по словам архитектора: «прожили виртуальную жизнь скита на бумаге. У нас произошла такая интересная творческая работа, результатом которой было некое проживание нашим скитом, как сейчас бы назвали виртуальное проживание, какого-то периода жизни. То есть, в истории так бы и произошло – возник храм, около него возник бы другой, построили бы колокольню, к ней бы пристроили что-то такое. А у нас это все пристроилось на бумаге. Все сразу. Вот такую гипотетическую историю этого скита мы прожили с владыкой Панкратием на бумаге». Стоит заметить, что владыка Панкратий по светскому образованию является архитектором, и во всех проектах участвует наравне с проектировщиками, которые по-настоящему называют его соавтором.
Идею постройки одного комплекса-здания, а не группы зданий разбросанных на территории скита, предложил архитектор Андрей Анисимов. По словам архитектора, в условиях сурового климата Ладоги это было вполне оправдано, - «Зачем насельникам нужно идти из братского корпуса в трапезную? Или из храма идти в трапезную, потом идти в мастерскую, зачем? Если все это можно собрать в единый комплекс». Вот так и возник на Валааме невероятный по красоте скит с элементами романской архитектуры. Хотя, сложно точно определить стиль всего комплекса, сочетание архитектурных стилей придает всему строению некое развитие.
В центре Свято-Владимирского скита высится храм равноапостольного великого князя Владимира, слева храм Покрова Пресвятой Богородицы, справа храм Всех Святых в земле Российской просиявших и келейный корпус, иконная мастерская, трапезная, здание музея. Все под одной крышей, все находится в едином комплексе.
Так у Владимирского скита есть два совершенно разных ракурса. Есть ракурс, когда мы к нему подходим с востока – это стена, некий неприступный город, то есть образ достаточно закрытый. А с другой стороны он выглядит как парадная резиденция Патриарха. Типового вообще быть ничего не может, всегда есть какая-то конкретная задача, ландшафт, посвящение, какая-то предыстория.
АРХИТЕКТОР АНДРЕЙ АНИСИМОВ: «СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО – ЭТО СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ»
Несколько раз стройку Владимирского скита посещал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. После окончания строительства, Владимир Владимирович присутствовал и на освящении скита. Что больше всего поразило Президента России, так это обилие солнечного света при отсутствии окон в нижней части храма равноапостольного великого князя Владимира. Архитектор Андрей Анисимов объяснил этот феномен: «Количество окон, их размер и освещенность – это вещи не зависящие напрямую. Окна должны быть просто расставлены определённым образом. А вот размер окна имеет меньшую роль, чем ширина стены и толщина откосов окна, то есть узкое окно с широким метровым откосом даёт света больше, чем двухметровое окно с маленькими откосами».
Объемный резной иконостас в основном храме появился тоже не случайно. Дело в том, что сам храм построен в шатровом стиле, а в таких постройках нередко возникают проблемы со звуком – он просто «улетает» в шатер. Для решения этих трудностей и был сделан резной белокаменный иконостас, чтобы звук равномерно рассеивался по помещению. В качестве проверяющих Андрей Анисимов пригласил певчих обители, которые остались довольны работой архитектора.
Материалом для иконостаса послужил белый камень, известняк, который издавна применялся в храмовом строительстве. Резьба по такому камню получается неповторимой, «Каждый листочек этого иконостаса отличается от соседнего, потому что рука резчика дрогнула в этот момент и получился несколько другой листочек. Там попался камушек или какая-нибудь ракушечка, и это дает живость», комментирует работу резчика Андрей Альбертович.
Камень известняк стареет благородно, приобретая с годами ту неповторимую красоту, которую сейчас мы можем наблюдать в храмовых постройках Золотого Кольца России. Так что, всю красоту Владимирского скита по достоинству оценить смогут наши дети и внуки, если будут бережно хранить то наследие, которое мы им оставили на святой Валаамской земле.
Александр Веригин, Маргарита Федорова