Сегодня, 13 декабря Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного. Для Валаамского монастыря эта дата особенная — чуть более 30 лет назад началось его возрождение. На остров, после десятилетий запустения, в 1989 году высадились первые шесть иноков, чтобы начать возрождение разоренной святой обители.
Апостол Андрей Первозванный был первым учеником, которого Господь призвал на апостольское служение. Он проповедовал в разных странах, в том числе и среди скифов. Как гласит предание, апостол Андрей поднялся по Днепру до Киевских холмов, где водрузил крест, и далее добрался и до наших мест — до Валаама. Также, по преданию, на том месте, где сейчас находится Воскресенский скит, он водрузил крест. На Киевских холмах святой Андрей произнес великие слова: «На сем месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся церкви Христу и свет Истины отсюда разольётся во всю страну».
Мог ли апостол сказать подобные слова и здесь, на Валааме? Конечно, мог. Если не явственно — устами, то, конечно, сердце его этими словами горело. И мы сейчас видим, что действительно этот свет разлился по окрестностям — действительно воздвигнуты церкви Христу.
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем подвиги святого Андрея. Но мы также с благодарностью должны вспомнить и те подвиги, которые первые отцы пронесли здесь, на Валааме. Не передать все те беды, которые выпали на их долю: это и притеснения, и отсутствие элементарных жилищных условий, крайняя скудость питания, постоянный холод, болезни.
О них мы сейчас вспоминаем с особой благодарностью и, конечно же, в этот день просим всех святых, особенно апостола Андрея, чтобы Господь даровал нам такую же ревность, ту силу молитвы, то самоотвержение, которое всем нам необходимо, чтобы тот апостольский труд, который начал святой Андрей, мы пронесли бы с достоинством. А без самоотречения, без веры, без добродетелей этот труд пронести невозможно.
Мы помним, что святой Андрей окончил свое земное поприще в страшных муках в 62-м году. Он был распят на кресте, в форме, подобной букве X. Апостол и с креста не переставал проповедовать.
Так и мы, неся свой монашеский крест, призваны проповедовать Христа своей жизнью.
Советская власть с особой жестокостью преследовала монахов, но даже в тяжелые годы гонений люди тайно принимали постриг и несли монашеское служение, являя собой пример праведной жизни.
Воспоминания братии монастыря о возрождении Валаама
Возрождение монастыря продолжалось на протяжении всех 30 лет и, надеемся, будет продолжаться и далее. Восстановлены Спасо-Преображенский собор, большинство скитов, исторические объекты, появились многие новые постройки. Отцы поделились с нами своими мыслями и воспоминаниями, связанными с возрождением обители.
***
Предание гласит о том, что апостол Андрей Первозванный достиг пределы земли Валаамской и высадился именно на том месте, где находится сейчас Воскресенский скит. Его молитвы воздвигли на нашем острове Валаамский монастырь, который сохранился в веках, является одной из самых древних обителей Руси и до сих пор жизнь в нашем монастыре слава Богу продолжается.
Апостол Андрей Первозванный посадил здесь то древо духовной жизни, тот виноград, который хоть его и неоднократно посекали, и можно сказать искореняли, но все равно, корни остались, и эти духовные корни прорастают, и мы видим, как они прорастают и по сей день.
На тех первых отцов, которые здесь оказались в 1989 году, которые пришли, которые возревновали, были возложены невероятные испытания. Нам, наверное, сейчас трудно было бы это даже как-то представить и понести.
Они жили здесь на Валааме в полной разрухе, в поругании святынь, в запустении храмов, в обилии криминального элемента, но без той первой благодати, которую Господь им обильно даровал, они бы вряд ли могли это бы понести. Многие ушли с Валаама и сейчас, к сожалению, никого из них не осталось, за исключением начальника Приозерского подворья игумена Фотия, а все остальные отцы и братья по тем или иным причинам находятся в других местах.
Но их начало, их ревность, их молитва, породили ту монашескую жизнь, которую мы сейчас продолжаем. И сейчас мы должны, конечно, с великим чувством благодарности относиться к тем первым отцам, которые сюда пришли, всегда помнить их, всегда молиться о них. (иеромонах С.)
***
Удивляюсь той великой благодати, которую давал нам Господь в начале. Сейчас я осознал, что это только благодатью Божией можно было подъять столько трудов, сочетая их с духовной жизнью. В основе, во главе угла была, конечно, духовная жизнь. Такие длинные богослужения, и людей не хватало, и много чего еще. В 90-х годах, когда здесь была совсем другая картина, очень много было положено трудов, и Господь, своими нетварными энергиями нас вдохновлял. (Иеромонах Н.)
***
Когда монастырь начинал восстанавливаться, мы жили в очень тяжелых условиях. Кругом полная разруха, почти ничего нет, дел невпроворот. Мы старались со всеми местными жителями и рабочими жить в мире, но для части из них мы были полусумасшедшими чудаками на их территории, ну и отношение к нам было соответствующее. Ходить одному по улице иной раз было небезопасно. Также и на некоторых послушаниях, например, на птичнике: одному ночью находиться не благословлялось, только вдвоем.
При этом мы все строго подвизались, и Господь ощутимо давал нам свою благодать. Потом отцы даже немного скорбели, когда службы постепенно сокращались. Все-таки это было не всем под силу, здесь нужно было рассуждение. Думаю, своими трудами и подвигами братия с Божьей помощью закладывали прочный фундамент для будущей, уже можно сказать возрожденной Валаамской обители. (Монах З.)
***
Помню, лет 15-20 назад мы очень много трудились — часов по десять. Чтоб выходной на неделе был — об этом даже никто и не думал, а воскресенье тоже без дела не останешься. Никто не роптал. Когда жил на скиту, там даже и болеть-то было как-то не принято. Послушание нужно выполнять и все — идешь, ну разве что совсем уж расхвораешься. Время вообще, в целом было тяжелое.
Службы мы тоже старались не пропускать. Будешь лениться, просыпать, Игумен подзовет тебя в трапезной и спросит при всех: «Что, брат, не ходишь, не молишься? Давай исправляйся, не просыпай, мое тебе благословение». Стыдно, конечно, сразу становилось — и все, думашь: теперь уж точно не просплю.
Кровью и потом возрождался наш монастырь, и то, что мы имеем сейчас и в материальном плане, и для духовной жизни, — это великая к нам милость Божия. Всегда были и будут недостатки и проблемы, как и в любом другом монастыре. Но, не смотря ни на что, по многим нашим братиям и отцам, по вступающим в братство новым людям я вижу, что монастырь приносит свой плод Богу и будет приносить его и дальше. (Отец Л.)
***
Вначале трудностей было много. Не хватало времени, не хватало необходимых вещей. К весне кончились наши продовольственные запасы: мы испытывали недостаток в продуктах, в муке для просфор. Люди узнали, что мы бедствуем, и стали присылать посылки. Из Санкт-Петербурга, из Москвы, из Украины, из Сибири – со всех сторон шли посылки с продуктами, мы не успевали ящики открывать. С такой любовью, заботой. Нам от такой поддержки было очень радостно. Поэтому можно сказать, что Валаам не мы одни поднимали, но вся Русская Церковь.
Мысли о монашестве
Один из преподобных Оптинских старцев сказал: «Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая, – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая, – это малым известно».
Почему монашество так отрадно? Потому что монахи стараются жить по заповедям Евангелия. А жить по Евангелию – значит, уже здесь, в этой земной жизни, жить со Христом. Конечно, и в миру христиане стараются вести добродетельный образ жизни, но в монастыре для этого созданы наиболее благоприятные условия. Смиряться, быть кротким и снисходительным, предпочитать молитву любому развлечению – мир часто воспринимает все это как юродство.
Принимая монашество, человек со временем теряет мирские пристрастия, эти оковы души, и приобретает свободу духа, свободу жить евангельской жизнью и потому находит счастье.
Цель всякого православного христианина – преобразить свою душу, очистить ее от страстей и дурных навыков, чтобы жить со Христом. В монастыре он именно этим и занимается. Конечно, это не безболезненно. Но постепенно, когда человек видит в себе изменения – пусть и очень маленькие! – этот путь становится для него все легче и легче. Постепенно у него как бы просветляется ум и сердце, он трудится над своей душой осмысленно, видит результаты и от этого чувствует огромную радость.
Что такое счастье? Это момент, когда сердце человека преисполнено величайшей благодарностью к самой жизни. В такие минуты человек испытывает сильнейшее убеждение, что именно для такой жизни он родился и ничего другого ему не надо. Если заглянуть в сердце даже новоначального послушника, то можно увидеть, что именно такими чувствами оно и наполняется.
Конечно монашеский крест очень тяжел, это настоящее распятие всего себя ради Христа. Как любят повторять Афонские подвижники, «отдай кровь и приими Дух». Скорби и болезни сопутствуют нам всю земную жизнь. Но тех, кто старается самоотверженно трудиться ради стяжания Духа Святаго, Господь непременно подкрепляет и утешает своею благодатью и со временем наполняет душу внутренним миром, истинной радостью и любовью.
Трудно объяснить постороннему наблюдателю кажущиеся противоречия монастырской жизни. Человек плачет – а плач радостный. Терпит скорби – а они приносят душе утешение.
Что же такое монашество?
Приведем еще один замечательный эпизод из воспоминаний преподобного Варсонофия Оптинского: «У батюшки отца Амвросия был в миру друг, очень не сочувствующий монахам. Когда отец Амвросий поступил в монастырь, тот написал ему: „Объясни, что такое монашество, только, пожалуйста, попроще, без всяких текстов, я их терпеть не могу“. На это отец Амвросий ответил: „Монашество есть блаженство“».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482359