Спасибо большое, отец Давид, братия, за ваши поздравления с Рождеством Христовым!
Отец Давид, как всегда, сказал прекрасное и пространное слово о великом празднике Рождества и о нашей жизни. Что-то добавить уже будет трудно. Надеюсь Господь даст ещё сил и здоровья нести свое послушание на пользу Церкви Христовой и всей братии.
Подарок, который подарили мне братия, как и другие оптические приборы имеют одно очень интересное свойство (о. Давид от лица братии подарил игумену фотообъектив, т.к. Владыка любит фотографировать. — Прим. ред.): когда в них смотришь с одной стороны, то они приближают, а когда с другой – уменьшают, отдаляют.
Что из этого можно приложить к духовной жизни?
Например, то, что мы должны смотреть на недостатки и немощи ближних как раз с большой стороны (Владыка показывает большую сторону объектива. — Прим. ред.) и видеть их маленькими, — а на достоинства ближних смотреть с правильной стороны и видеть их большими, может быть даже немного большими, чем они есть на самом деле. Так будет лучше.
Потому что, когда мы таким образом устраиваем свое внутреннее зрение, смотрим на недостатки ближних почти их не замечая, а достоинства наоборот, немного даже где-то преувеличиваем, то это способствует и внутреннему духовному миру и ведет ко смирению.
А это качество необходимо всем: и младшим братьям и старшим, и пожилым, и юным. Вот из такой простой вещи как объектив можно извлечь духовное назидание.
И к этому я призываю всех вас, потому что диавол не дремлет, постоянно соблазняет на грех, так что бывает, что и брат на брата восстает. А этого делать конечно не нужно. Нужно прежде всего иметь душевный мир и хранить его.
Ну вот часто бывает, например, что-то во время службы не так пошло, не то возгласили, не то спели, кто-то в чем-то ошибся, не вовремя что-то сделали.
Раньше я смотрел за этим очень строго, а потом понял, и не столько, может быть, сам, а после встречи со святой жизни человеком митрополитом Иоанном (Снычёвым), во время которой он мне сказал: «Ну зачем это говорить? Не надо, не надо… Потом, служба кончится, ну если что-то совсем уж произошло неправильное, тогда можно сказать».
А как правило, когда служба кончается, после Причастия уже и говорить более ничего не хочется, на душе глубокий мир и ошибки исправляются. Если это касается священнослужения, богослужебной жизни, то тем более это относится и к повседневной жизни.
Ну все мы ошибаемся, все, нет человека, который бы не ошибался, нет человека, который бы не грешил.
Братья, надо смотреть на ближнего как в этот оптический прибор (объектив. — Прим. ред.) с большой стороны и соответственно видеть грехи и недостатки брата совсем маленькими, почти незаметными, а свои — наоборот, на себя надо больше смотреть.
Вот очень простое правило, но оно очень способствует тому, чтобы человек пребывал в мире. А это пребывание в мире является основой духовной жизни. Потому что если мы немирствуем, то душа у нас беспокоится, смущается, а от этого не будет ни молитвы, ни духовного роста.
Поэтому братья давайте будем прощать друг другу, смиряться и больше обращать внимание на то, что нам необходимо в своей жизни исправить. Вот этого я всеусердно всем, и себе самому желаю.
Еще раз поздравляю вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481280