Мы приходим разными путями к Богу, разные кресты несем в этой жизни, но все дается по нашим силам. Приглядеться к своему внутреннему миру, увидеть то, что раньше в себе не замечал, начать исправлять в себе черты характера, изменить отношение к ближнему, к себе — не поздно в любом возрасте.
Эта статья о простых деланиях в нашей жизни, которые помогают меняться. Мы часто думаем, что каждый день похож на предыдущий. Так ли это на самом деле? Можем ли мы, что-то менять? Ответы на эти вопросы может дать только тот, кто задает их сам себе. Монастыри, храмы, скиты, насельники обителей, словно маяки светят нам и указывают путь, вставая на который начинаешь узнавать другую жизнь.
Очень часто после поездок на остров Валаам мне задают вопросы: что эти поездки дают, как происходят внутренние перемены, как это отражается на жизни в миру, и легко ли после монастыря снова жить в городе? За всех приезжающих потрудиться, конечно, говорить нельзя (поскольку у каждого из нас свой путь к Богу, своё духовное состояние, степень преуспеяния, свой образ жизни и мышления), но как они влияют на меня, рассказать могу.Прежде всего, жизнь трудника на Валааме это молитвенный подвиг и физический труд, который воспринимается обычно в радость, потому что есть осознание того, что этот труд совершается во Славу Божию.
По приезду в город, теряется внешний уклад монастырской жизни: нет полунощницы, общей братской трапезы, за которой читаются жития святых, вечерни, рядом нет братьев, с которыми вместе читаешь келейное правило, после которого идет чин прощения, общения с монастырской братией тоже нет.
Важно отметить то, что в монастыре кажется внешним, как-бы прорастает в тебя и становится внутренним, и именно это внутреннее состояние мы и привозим в город, и сразу же сталкиваемся с проблемой: как полученную благодать поддерживать, не растерять? Конечно для этого, прежде всего есть храм, который находится рядом, ведь дом Отца нашего Небесного, везде один и тот же — это Святая Православная Церковь. Но как часто получается, что, выходя из городского храма мы опять погружаемся в мирскую суету.
Тем, кто ездит в монастырь, зачастую, может быть проще переживать эти моменты и сопротивляться мирскому на нас влиянию: частому непониманию окружающих, изматывающей душу спешки, осуждению, внутренним скорбям и браням; потому что у нас есть тёплые воспоминания о монастыре, светлые лица отцов с которыми мы общаемся и их советы, — все это очень помогает в трудную минуту.
Но и сам уклад жизни, который мы видим, и к которому имеем отношение во время своего пребывания в монастыре, многие стараются перенести и в мир: вечернее правило, молитва перед и по окончании всякого дела, перед и после принятия пищи, чтение Иисусовой молитвы во время дел и в свободное время, умеренное употребление пищи, чтобы всегда оставаться немного голодным, теплое приветствие с человеком, с которым часто видишься, даже если вы с ним и не знакомы.
Одним из важных моментов становится чтение Священного Писания, трудов Святых отцов, не просто чтение, а применение этого в своей жизни. В трудные моменты часто вспоминаются жизнеописания Святых, их наставления, и тогда, то что казалось трудным или неприятным, воспринимается уже по-другому. Очень важно при этом помнить, что все что происходит — это Божий Промысел о тебе.
По прошествии многих поездок на Валаам, с помощью Святоотеческих трудов, благодаря общению с Валаамской братией, благодати, которую получаю в монастыре, ко мне постепенно приходило вразумление, как в своей мирской жизни, я могу применять те евангельские заповеди и святоотеческие советы по отношению к ближнему. Их слова имеют живительную силу, энергию, за ними многовековой опыт Церкви, и, если иметь толику рассуждения, чтобы правильно их применять, они становятся великой поддержкой, защитой и животворящей силой.
Итак, по приезде из монастыря в миру меня подкрепляют следующие вещи, которыми можно делиться и помогать окружающим:
1. Молитва. Обычно в свой помянник мы записываем имена близких нам людей (ушедших или здравствующих). Три года назад, я понял, что записывать надо всех тех, кто встречается на моем жизненном пути. Ведь каждая встреча не случайна: она часто несет пользу и вразумление мне, и иногда тем, с кем, я общаюсь. Во время молитвы вспоминаешь и своих недоброжелателей, которые тебя смиряют, вразумляют. Благодаря им познаешь свою немощь, начинаешь прилагать больше усилий в борьбе со своими страстями, а также каждый раз приходишь к непреложной истине, что каким грехом осудишь человека, обязательно сам потом этот грех совершишь.
2. Кровью – пожалуй это и христианский долг и социально значимый шаг. Осознание того, что твоя кровь дает кому-то второй шанс на жизнь и, как и у любого христианина, который сдает кровь, подход у меня к этому поступку очень простой, а именно руководство заповедью, из послания апостола Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
Конечно, в послании говорится о подвиге, с помощью которого человек отдал свою жизнь ради другого. Доноры отдают свою кровь, для спасения жизни детей, матерей, больных онкологией, всех тех, кто попал в катастрофы. В 2010 году, в первый раз мне посчастливилось встать на донорский путь, и сейчас у меня есть решимость, сойти с него, только тогда, когда здоровье уже не позволит сдавать кровь.
3. Опытом – через свой образ жизни, который могут перенимать другие люди. Если мы ведем благопристойную жизнь, совершаем добрые и полезные поступки для ближнего, то как правило, тот кто находится рядом, начинает рано или поздно задумываться и задавать себе вопрос: а почему я этого не могу делать?
Первая моя статья про донорство крови вышла в 2014 году, после ее выхода, ко мне стали обращаться с вопросами, касаемо донорства, диеты, безопасности процедуры. Некоторые люди утверждались в своем решении и тоже становились на этот путь. О донорах, я не перестал писать и по сей день.
4. Знанием. Это то что мы получаем, когда ходим на различные занятия, курсы, окончиваем ВУЗы. Поскольку моя общественная деятельность началась до поступления в институт, то мне было немножечко проще, я всего лишь систематизировал свои знания и приумножил их в некоторых областях. Так появились лекции для школьников, связанные с поиском, аналитико-синтетической переработкой информации, после которых ребята находили информацию о своих героических предках, погибших во время Великой Отечественной войны.
«Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно», — преподобный Ефрем Сирин.
5. Деньгами. Пожалуй, это и простой и сложный способ. Зачем отдавать кому-то деньги, если можно потратить их на себя? Простой потому, что, имея свободные деньги можно пожертвовать, не задумываясь о том, что от тебя убыло, и при этом испытать радость. Сложный — понять, постараться увидеть, что человеку действительно нужно, то-то и то-то ему купить или дать деньги.
Я в своей жизни выбрал усредненный вариант, — это покупка книг о Валааме на средства, полученные от государства («компенсация за сдачу крови»), и передача их в библиотеку, а также фотовыставки в библиотеках. Способы восприятия информации у нас у всех разные. Иногда, на путешествие человека может побудить фотография. Душеполезные книги тоже должны быть в мирских библиотеках, поскольку они ведут к изменению внутреннего мира человека, могут сподвигнуть на добрые поступки или немного изменить взгляд на мир, на ближнего.
6. Словом. Иногда ближний попадает в такие ситуации, когда ему мало что может помочь кроме слова: ушел из жизни дорогой человек, развод, ребенок пошел по неправильному пути. Здесь важно понимание ситуации, состояния в котором человек находится, искреннее сострадание… И в определенный момент необходимо произнести нужные слова — утешающие слова, дать правильный совет, который поможет выйти человеку из уныния.
«Что холодная вода жаждущему в жару, то слово утешения брату в скорби», — преподобный Ефрем Сирин.
7. Полезной деятельностью. Всегда задуманное воплощать, если это на пользу окружающим, тогда и дела твои будут перенимать.
«Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», — святитель Иоанн Златоуст.
Встречи, посвященные острову Валаам, проходят обычно в Санкт-Петербурге. На них приходят люди разного возраста, и когда они видят на презентациях, как трудятся во Славу Божию с радостью, с улыбкой на лице, то начинают интересоваться как туда добраться, задают вопросы о быте Валаама, о богослужениях.
8. Памятью. Это то что мы носим в себе, но часто не передаем.
К сожалению, мы часто даже и не хотим узнавать историю своего рода, своих близких, чтобы передать ее дальше. Забываем людей, благодаря которым сейчас живём, которые отдали за нас свои жизни, прервали свой род, чтобы наш жил. Здесь уместно сказать — «Иваны, не помнящие родства», именно эта фраза в свое время побудила меня узнать о моих предках, а также начать читать лекции в библиотеках и школах, о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны. Ответственность за передачу исторической памяти лежит на мне, так же, как и на любом другом человеке.
9. Временем. Это, пожалуй, самое трудное, но только по началу, когда человек не привык что-то делать ради других. Ведь всё требует времени твоей жизни: работа, написание текстов, чтение, общение с людьми, время которое мы проводим в очередях…
«Время нашей жизни бежит, проходит и не возвращается назад. А время нынешней жизни – это время жатвы и собирания плодов. И каждый собирает пищу, насколько возможно чистую, и откладывает для другой жизни», — старец Иосиф Исихаст.
Это вразумление пришло ко мне не сразу. Уже после многолетних поездок на Валаам мне стало ясно, что чем раньше начну, тем больше смогу успеть, ведь никогда не знаешь, что с тобой может произойти через минуту, да и будет ли вообще эта следующая минута в моей жизни, а ответ на суде Божием держать придется. Простые истины, но часто ли мы о них задумываемся?
«Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том… как вам предстать перед Богом в тот страшный день суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление», — преподобный авва Исаия (Скитский)
Конечно на все это уходит время: сдача крови, фотовыставки, поездки за книгами на Валаамское подворье, в школы и в библиотеки…
Но когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь приносит пользу людям, то вопрос: «надо ли это делать?», отпадает сам собой.
В конце моей статьи мне хотелось бы привести слова одного из святых XX-го века: «Не должно ни у кого испрашивать о том, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Талант надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание», — праведный Иоанн Кронштадтский.
А значит каждому из нас по силам, использовать те таланты, которые дал нам Господь: в поступках наших, в словах, в труде, в отношении к ближнему. Только при этом необходимо помнить, что все нужно начинать с молитвы, а каждое доброе дело – нужно стараться делать во славу Божию, а не свою, как это, к сожалению, часто случается.
У многих из нас есть свои любимые храмы, монастыри. Так получилось, что в моей жизни этим любимым местом является Валаам. И вот, уже на протяжении двадцати лет, он меня учит, поддерживает, меняет, смиряет. Надеюсь, что и дальше Валаам и его святые будут сопутствовать мне по жизни, за что Бога, всегда, молитвенно благодарю.
P.S. В начале статьи мною было написано, что обычно не очень просто быстро адаптироваться в мирской жизни после продолжительного пребывания в монастыре, где уклад жизни очень отличен. Думаю, что выходом из ситуации может быть общение и совместная полезная деятельность с людьми близкими тебе по духу. Тогда благодать, которую мы получаем в обителях и храмах не будет легко рассеиваться, а станет источником, из которого пьем мы сами, и те, кто находится рядом.
Чтобы увидеть, что-то хорошее в другом, необходимо прежде всего относиться со вниманием к себе, к своей духовной жизни, а подобное тянется к подобному, и вы непременно найдете людей близких вам по устроению. Эти люди всегда рядом: в общинах при храмах, в благотворительных фондах, педагоги, которые понимают, что их работа не должна быть формальным исполнением обязанностей, а нести людям духовно-нравственные ценности, катехизаторы, миссионеры.
Приведу пример который произошел со мной совсем недавно. Промыслом Божиим, мне удалось познакомиться с представителями Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии. В конце марта меня пригласили принять участие в чтении Евангелия напротив Никольского собора, а 4 апреля в Неделю Крестопоклонную, в храме преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе, прийти на молебен для миссионеров. Приглашение было сделано председателем епархиального миссионерского отдела священником Николаем Святченко и клириком храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице священником Алексеем Сергеевым. Храм был полон, и в нем были именно единомышленники, братья и сестры.
Находясь среди людей, которые верят, думают также как ты, испытываешь чувство неподдельного единения. Когда мы читали по абзацам «Молебен святым Миссионерам с молитвами об обращении заблудших», то мне вспоминался Валаам, Водопроводный дом, наше вечернее правило, которое проходит каждый вечер, перед тем как мы отходили ко сну. Мы также стоим все вместе, и читаем по очереди «Молитвы на сон грядущим», а после просим друг у друга прощение: — Прости меня брат, а в ответ слышишь: — Бог простит, и я прощаю, и ты меня прости брат. Благостное чувство, с которым мы засыпаем, словами не передать… В этом единении тоже понимаешь, что человек призван служить ближнему. И уже невольно снова вспоминаются цитаты и слова, которые слышал из уст насельников монастыря, в Братской трапезной, сейчас на молебне, слова, которые приободряют и сподвигают, которые относятся к каждому кто хоть раз их услышал или прочитал:
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10).
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11).
Мог ли, я знать, что та первая поездка на Валаам, в качестве туриста, в далеком 2001 году будет моей отправной точкой, на той дороге, идя по которой начинаешь понимать простые истины, которым уже более 2000 лет. Могу ли сказать, что сейчас все понял? Конечно не могу. Жизнь постоянно вносит свои коррективы: непредвиденные ситуации, потери, скорби, внутренние брани. Но с Богом, все преодолевается легче, и идти дальше становится проще, ощущая себя свободным.
Фото автора
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482370