Интервью доктора церковной истории священника Александра Мазырина сайту Valaam.Ru
12.06.2012
Трудами братии монастыря
11 778
Valaam.ru: – Что бы Вы сказали об уровне и значении Валаамских образовательных чтений, исходя из опыта участия в этой и других подобных конференциях?
и. А. М.: – Валаамский монастырь, несомненно, обладает исключительной притягательностью для православных людей всего мира, а возглавляемый игуменом Мефодием (Петровым) культурно-просветительский центр «Свет Валаама» вполне способен проводить научно-общественные мероприятия самого высокого международного уровня. Пользуясь случаем, не могу не выразить ещё раз своей сердечной благодарности отцу Мефодию и его замечательным помощникам за прекрасно организованные Валаамские чтения. Конечно, их значение не ограничивается лишь местными рамками. Вполне возможно придать им и общероссийский масштаб. Просится, например, участие в них представителей нашей Северной столицы – Санкт-Петербурга. Наверное, в будущем своим вниманием Валаамские чтения почтят учёные и из других стран русского мира и дальнего зарубежья.
Valaam.ru: – Если можно, резюмируйте для посетителей сайта основную мысль своего доклада: почему подвиг новомучеников и исповедников Российских рассматривается как основа единства церковного и народного?
и. А. М.: – Сила и единство любого народа, его способность давать ответ на бросаемые ему вызовы определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания – это святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Возможно, конечно, собрать людей и под знаменами идей ложных, проникнутых ненавистью – таких как, например, коммунизм или фашизм. Но такое человеческое объединение не будет долговечным, чему мы видим яркие исторические примеры. Подвиг же новомучеников имеет непреходящее значение. Сила святости, явленная ими, победила злобу большевиков-богоборцев. Почитание новомучеников и исповедников на наших глазах объединило Русскую Церковь – внешне, стараниями тех же богоборцев, разделившую в конце 1920-х годов. Семидесятилетнее богоборческое пленение России до предела расшатало духовные основы общественной жизни. Без возвращения к истинным ценностям, идеалом которых является святость, наше общество останется обреченным. Если у народа нашей страны есть будущее, то только в следовании той Истине, верность которой явили наши святые. А из них ближайшие к нам – новомученики и исповедники Российские.
Valaam.ru: – Заняли ли новомученики и исповедники подобающее им место в нашей церковной жизни? Можно ли сказать, что мы восприняли их опыт? Чаще всего новомученики и исповедники ассоциируются с Царской семьёй, да и её почитание принимает порой сомнительные формы.
и. А. М.: – К сожалению, говорить о том, что духовный опыт новомучеников и исповедников вполне воспринят нашим обществом, в том числе и церковным, нельзя. Напротив, мы видим, что народ наш всё больше пленяется самоубийственным культом потребления, чего не было и в советскую богоборческую эпоху. Отношение к святым у нас тоже зачастую откровенно потребительское. Действительно, почитание новомучеников у многих сводится едва ли не единственно лишь к Царской семье, и мотивы этого почитания не всегда по своему духу евангельские. Почитают ещё, например, святителя Луку Крымского, но не столько потому, что он был исповедник, сколько из-за его известности как врача. Помощь от святого в телесной болезни – это нам нужно, его же исповеднический подвиг мало трогает сознание современных людей. Наши новомученики жили подвигом стояния в Истине, стояния до смерти. Мы же, как правило, никакого подвига для себя не хотим. Для людей, не способных ни на какую жертвенность со своей стороны, и жертвенность других непонятна и даже кажется бессмысленной. Но, повторюсь, без жертвенного горения и уподобления в этом нашим новомученикам и исповедникам народ наш, страна наша и Церковь наша Русская не будут иметь будущего.
Татьяна Ткачева