Торжественная Литургию отслужили в верхнем соборном храме. Величественный Спасо-Преображенский собор был наполнен множеством богомольцев, желающих встретить Преображение в Валаамской обители. По окончании Литургии Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий по традиции совершил освящение плодов нового урожая.
О преображении человека и освящении плодов
Православная Церковь празднует событие Преображения Господня начиная с IV века. В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение.
В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
Чин Русской Православной Церкви освящения плодов, горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.
Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.
Праздник Преображения Господня напоминает нам о преображении нашей души, о преображении, к которому мы должны стремиться всю жизнь, чтобы встретиться со Христом в Царствии Небесном.
О Спасо-Преображенском соборе и валаамском преображении
Преображенский собор с его нежно-голубыми главами и остроконечной колокольней хорошо виден всеми прибывающими на остров паломниками и туристами. Построен он был в конце XIX века в псевдовизантийском стиле, став уже третьим храмом на этом намоленном месте.
Величественный силуэт собора определяет облик Валаамского монастыря, удивительно сочетаясь с суровой, но одновременно торжественной и живописной природой. Словно вырастающий из скалистого острова, среди зелени лесов, он производит впечатление грандиозного величия и устремленности ввысь. История соборного храма — это история обители, ее славных и скорбных, полных драматизма страниц, восходящая к глубокой древности.
Войдя в верхний храм собора, ощущаешь себя в месте залитом светом. Собор украшен прекрасной росписью, — настенная живопись Преображенского храма уникальна, она выполнена маслом с добавлением воска, причем краски изготавливались в самом монастыре. На стенах и на колоннах нет ни одного места которое не было бы расписано или не покрыто орнаментом. Светлый верхний храм потрясает своим блеском, мощью, величественностью и грандиозностью.
Но так было не всегда, чудо возрождения всего Валаама и Преображенского собора можно объяснить только великой Божией милостью.
Записи архимандрита Павла Груздев, при посещении Валаама в 1977 году
«Собор в настоящее время превращён в продуктовый склад и посторонним лицам вход воспрещён, а по сей причине не сужу о внутреннем состоянии, но думаю — склад есть склад.
Был я в Гефсиманском скиту, что видал? Мерзость, запустение, разруху и уничтожение, в часовне сделано отхожее место. В церкви — жилое помещение, везде грязь и мусор, церковь деревянная обшита тесом, покрашена желтой краской, пятиглавая, на которых кресты поломаны.
От могилы отца Антипы через святые ворота Всехсвятского скита, на которых сохранилась одна воротня, я взошёл прямо в церковь, на которой написано, что «Памятник охраняется Государством», но на мой взгляд, монахи во много раз лучше оберегали.
В верхнем храме скита пол выломан, иконостаса нет. Одним словом, сохранилось одно здание, да на колокольне колокол, да и тот без языка. Сохранились мраморные запрестольные киоты, но без икон. Осмотрев храм, я обошёл бывшие кельи иноков, — ни одного окна, ни одной двери, множество рухнувших потолков, выломанные полы и так далее.
Внутри скита есть прекрасный гранитный колодец, вырыт в 1876 году, глубина 5 аршин, круглой формы, но весь захламлен, даже чурбанья дров плавают. Для чего? Не знаю, не приведи, Господи, и знать».
Из интервью епископа Панкратия
«На Крещение 1993 года был подписан указ о моем назначении, и в начале февраля я из Троице-Сергиевой лавры, где до этого был экономом, уже прибыл на Валаам. Я, конечно, ожидал увидеть достаточно печальную картину, но то, что открылось передо мной, было настоящим ужасом. На тот момент Троице-Сергиева лавра была давно отреставрирована, а здесь все рушилось прямо на глазах. Везде разруха, облупленные стены. Спасо-Преображенский собор был окружен уже сгнившими черными лесами, от которых стены отсыревали и разрушались еще больше. Корпуса тоже были в очень плохом состоянии. Никаких удобств не было: ни канализации, ни водопровода. Все монастырское хозяйство было разорено, поля заболочены и зарастали мелколесьем. Электричество на всем острове отключали на целые часы веерным образом, потому что была одна старая дизельная электростанция.
"Все, – думаю, – помру я на этих руинах". Келии братии тогда находились по соседству с квартирами местных жителей – подъезд общий. Моим соседом, например, был известный валаамский хулиган, и молиться по вечерам было просто невозможно: у него были свои "всенощные бдения" — с громкой музыкой и пьяными криками.
Тогда, в начале 90-х годов, была всеобщая нищета в стране, происходили колоссальные реформы, экономика разрушалась, люди беднели. То время было очень тяжелым. Деньги еле-еле собирали на пропитание братии, не говоря уже о реставрации. И было за счастье, если удавалось сделать какие-нибудь небольшие работы. В то время нам помогали религиозные благотворительные организации Германии, Финляндии; из других стран приходила гуманитарная помощь не только нам, но и местным жителям.
Кроме того, необходимо было срочно решить вопрос с водоснабжением и водоотведением Центральной усадьбы. К началу 1990-х годов оно находилось в аварийном состоянии. Стоки всей территории сливались в Монастырскую бухту, и оттуда же вода без всякой очистки поступала в водопроводные трубы.
Сильно пострадали и скиты. Так, на Воскресенском скиту в нижнем храме на месте алтаря устроили прачечную, храм Коневской иконы Божией Матери был разобран: из него в годы запустения сделали кормокухню для свиней. Уцелевшие остатки росписей расцарапаны, исписаны или замазаны краской. На Центральной усадьбе шла торговля в магазине, устроенном в алтаре Успенского храма, в другом была почта, еще в одном устраивались танцы… Надгробья духоносных старцев разбиты, могилы разграблены в поисках мнимых сокровищ, кресты поломаны, скривлены, прострелены пулями.
Отрадно сознавать, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков. Благодаря деятельному участию членов Попечительского совета в возрождении Валаамской обители, которые, как и их предшественники – известные строители и меценаты, вкладывают средства не во временное и мнимое, а в вечное и подлинное, стало возможным проведение масштабных работ по реставрации главной святыни обители – Спасо-Преображенского собора, восстановлены полностью утраченные Коневский, Ильинский скиты, отреставрированы Воскресенский, Предтеченский, Никольский и дугие скиты, а также многие памятники архитектуры. Сейчас на Валааме не осталось ни одного храма, в котором не совершалось бы богослужения.
Но самое важное для нас то, что на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Снова, как и раньше, над Валаамом раздаются удары колокола, который призывает братию, паломников и гостей на богослужение. Богослужение снова стало основой нашей жизни. И не только здесь, в самом монастыре, но и на скитах. Везде совершаются Литургии, возносится иноческая молитва "о всех и за вся". И это дает надежду на то, что Валаам со временем вновь станет Северным Афоном. Снова станет тем светочем, к которому стремится множество жаждущих духовного укрепления людей».
По материалам: https://pravoslavie.ru/
Фотографии братии монастыря и Ивана ТрандинаНеусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 452166