Нынешняя жизнь монастыря – ещё одно свидетельство того, что вера неизменно поднимает и восстанавливает обитель из руин. Так было на протяжении всей истории Валаама: варварские набеги шведов в древности, бомбежки и неопределенная судьба монастыря в годы Великой Отечественной войны, его полное, казалось бы, разорение в эпоху атеизма – всегда монашеская жизнь возвращалась на эти берега.
03.02.2012
Трудами братии монастыря
13 862
Нынешняя жизнь монастыря – ещё одно свидетельство того, что вера неизменно поднимает и восстанавливает обитель из руин. Так было на протяжении всей истории Валаама: варварские набеги шведов в древности, бомбежки и неопределенная судьба монастыря в годы Великой Отечественной войны, его полное, казалось бы, разорение в эпоху атеизма – всегда монашеская жизнь возвращалась на эти берега.
Дата начала нового возрождения Валаамского монастыря известна. 14 декабря 1989 года четыре иеромонаха и два послушника первыми из нынешней братии ступили на заснеженный берег Никоновской бухты спустя почти 50 лет после исхода монахов с острова. С тех пор этот день здесь считается праздничным. Ежегодно 14 декабря перед ракой преподобных Сергия и Германа Валаамских служится благодарственный молебен, и игумен обращается к братии с пастырским словом.
Нет нужды описывать, каким предстал некогда знаменитый, а тогда разоренный монастырь взорам прибывших. Налаживать монашескую жизнь было нелегко. С иноками соседствовали не просто невоцерковленные, а люди, на многие десятилетия оторванные от веры. Во время служб за монастырскими стенами нередко гремела музыка, раздавались крики. Но теплота братской молитвы постепенно превозмогала обстоятельства, милостью Божией на острове восстанавливались храмы, возобновлялось и монашеское жительство. И вот в юбилейный для новой истории обители 2009 год, 14 декабря, у раки преподобных Сергия и Германа, в слове, посвящённом 20-летию возобновления монашества и 200-летию преставления игумена Назария, владыка Панкратий объявил об окончании реставрационных работ.
Приблизительно с этого времени всё больше внимания стало уделяться духовным трудам, ради которых и существуют монастыри. Распорядок жизни строится на основе Типикона и Валаамского устава с использованием живого опыта лучших святогорских обителей, бережно сохраняющих святоотеческое монашеское предание.
В будни около пяти часов утра ритмичный стук деревянного била призывает на полунощницу, которая начинается в 5.00 утра в храме прпп. Сергия и Германа (летом в верхнем Спасо-Преображенском соборе). Затем служатся утреня, часы и Литургия. После общей молитвы братия расходятся на послушания и снова собираются в храме к 17.00, когда совершаются вечерня и повечерие с тремя канонами и акафистом. По окончании богослужения следует ужин в братской трапезной, и братия расходятся по кельям для чтения, келейного молитвенного правила и отдыха. Накануне же всенощного бдения (в воскресные и праздничные дни) все работы в обители заканчиваются к обеду (в 13.00), и после краткого отдыха и келейного безмолвия насельники и гости идут к 19-ти часам на бденное богослужение. В 9.00 читаются 3-й и 6-й часы, за которыми следует Божественная Литургия, а по её окончании – праздничная трапеза.
С 1990 года монастырь имеет статус ставропигиального, его священноигуменом является непосредственно Патриарх Московский и всея Руси. Святейший Патриарх, по установившейся традиции, ежегодно отмечает день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во время посещения Валаамского монастыря Его Святейшество подробно знакомится с монастырской и скитской жизнью.
В монастыре сегодня подвизаются около 160 человек братии, из которых 60 живут непосредственно в центральной усадьбе и скитах, а порядка сотни – трудятся на подворьях в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Приозерске и в других местах. На самом Валааме и ближайших островах помимо центральной усадьбы живут и трудятся братия на монастырской ферме и в скитах: Никольском, Всехсвятском, Александра Свирского, Ильинском, Сергиевском, Гефсиманском, Коневском, Смоленском и Авраамиевском. Уже в XXI столетии был построен и действует новый Владимирский скит.
Островное положение монастыря подвинуло братию содержать довольно обширное хозяйство: свой флот, гараж, ферму, конюшню, кузницу, мастерские, свои сады, где произрастает около 60 сортов яблонь. Работают пекарня, мини-завод по переработке молочного сырья, благодаря чему монастырь оказывает посильную помощь местному населению.
Братия монастыря вместе с трудниками, паломниками и волонтёрами несут различные послушания в службах: благочиния, гостиничной, экономской, келарской, ризничной, миссионерской, в библиотеке и рухольной. Наш сайт также создан и развивается усилиями валаамских монахов.
Паломническая служба обители осуществляет приём паломников, трудников и волонтёров преимущественно в период навигации с мая по октябрь. Открытие навигации происходит в день перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца – 9/22 мая «Крестным ходом по водам» из центральной усадьбы к Никольскому скиту. За год обитель принимает порядка 2 000 паломников. Многие из них, однажды побывав здесь, возвращаются, чтобы снова увидеть монастырь, на протяжении многих веков известный напряженностью духовного бытия, и оттого неизменно возрождающийся после любых опустошений. Возвращаются, чтобы согреть и укрепить сердце надеждой.