Бог, Который одевается светом, яко ризою, и живет во свете непреступном, Господь наш Иисус Христос, Свет от Света, смирил Cебя, зрак раба приемля. «Царь Небесный на земли явися и с человеки поживе». «Слово Отчее плоть бысть и вселися в ны и видехом крестную славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполненного благодати и истины». Он – Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир, по неизреченной любви и состраданию к падшему созданию Своему, добровольно сошел в мрак нашего греховного мира, в мучительную тьму наших страстей и болезней, и свет этой крестной любви во тьме светится, и тьма его не объяла.
21.08.2006
Трудами братии монастыря
11 180
Бог, Который одевается светом, яко ризою, и живет во свете непреступном, Господь наш Иисус Христос, Свет от Света, смирил Cебя, зрак раба приемля. "Царь Небесный на земли явися и с человеки поживе". "Слово Отчее плоть бысть и вселися в ны и видехом крестную славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполненного благодати и истины". Он – Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир, по неизреченной любви и состраданию к падшему созданию Своему, добровольно сошел в мрак нашего греховного мира, в мучительную тьму наших страстей и болезней, и свет этой крестной любви во тьме светится, и тьма его не объяла.
Но Он сокрыл сие сияние небесной славы под густой завесой смертной плоти, под глубочайшим покрывалом кротости, смирения и жертвенности, в которые Он облек все Свое спасительное служение погибающему роду человеческому. И лишь изредка в самые знаменательные моменты Его служения снимался этот покров Божественного, и являлась слава Царствия Бога, пришедшего в силе крестной жертвенной любви. Так в Рождественскую ночь над Богомладенцем Ангелы возвещали "славу в вышних и на земли мир, в человецех благоволение". Так во струях Иорданских слава небесная осенила Его, нагого и смиренного, и глас возвестил Его Богосыновство и благоволение Отца о Нем.
Но ярче всего и полнее всего явлена Слава Его, Слава и сила крестной любви Святой Троицы, в празднуемом сегодня событии Преображения Господня. За сорок дней до Распятия Господь, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их и восхотел явить ученикам Своим и всей твари не только чудесами, знамениями и словесами, как прежде, но уже непрекровенно, явить в Самом Себе и через Себя образ будущего века. Ту предвечную славу жизни, бессмертие и благолепие, которые Он хотел передать в наследие неотъемлемое любящим Его. Своими крестными страданиями: "Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да разумеет мир яко возлюбил еси их крестною любовью, Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да видят славу Мою крестную, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира крестною любовию".
На Тайной Вечери Христос говорил о грядущей Голгофе как о Своем прославлении: "Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославился о Нем". Также и здесь, на Фаворе, Моисей и Илия беседуют с Иисусом об исходе Его в Иерусалим для страдания, и Фаворская слава является как бы преддверием Голгофской славы: "Аще Бог прославися о Нем, крестною жертвою, и Бог прославит Его в Себе и абие прославит Его".
Отец приемлет волю Сына к страданию уже за его свершение и ниспосылает Сыну "велелепую славу" по осенении облака. Как и при Крещении вся Святая Троица свидетельствует и утверждает силу крестной любви и являет крестную славу. Сын, яко овча, на заколение добровольно грядет на крестное страдание. Отец венчает славою жертвенную волю Сына и утверждает ее как бы новым усыновлением. "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте". А Дух Святый облаком нетварного света осеняет Агнца Божия, закланного прежде сложения мира, извествует словеса крестного утверждения.
Но что же новое открылось при этом на горе Фаворской? Что увидела эта гора, воздух, небо и земля и изумленные ученики? Что был этот свет? Это было явное действие Духа Святого, почивающего на Христе и в Нем преображающего всю тварь. Это было предварительное явление "нового неба и новой земли", преображенного и осиянного нетленною красотою мира. Это было подобно Богоявлению, откровение всей Святой Троицы. Откровение той святой жертвенной любви, которой живет Она и которою спасает мир. Царство Божие прорекается не словом только, но и самым делом. И сонмы избранников Божиих возжигали от Фаворского Света Преображения свещу своей христианской жизни и тем свидетельствовали о силе Преображения Господня, явившего человекам "свет присносущный Божества". И Григорий Палама много лет взывал: "Просвети, Господи, тьму мою" – и, осиянный этим светом, утверждал догмат о Фаворском свете как подлинном явлении Божества. И Серафим Саровский, преобразившийся перед Мотовиловым, самой реальностью явил ему образ изменения твари Духом Святым, и блаженный старец Софроний, в глубочайших водах слез покаянных, созерцал этот свет Божества и проповедал его совершенно отчаявшемуся человечеству. И еще многие и многие, явные и тайные подвижники Христовы, носят сие небесное сокровище в бренном сосуде человеческого естества, и на лицах их, как тогда у Моисея после Синайского откровения, сияет отблеск Божественной славы.
И мир, вся тварь, помнит о Фаворском явлении и томится, ожидая новое небо и новую землю, ожидая полного освобождения и преображения в явлении чад Божиих. Дух Святой и ныне присутствует в мире Славою, которая до конца этого века пребывает сокровенна, однако по воле Божией являет себя избранникам Божиим.
Но что же означает это преображение мира, его прославление. "Добро здесь быти", – сказал Петр. И именно так, "добро зело" и сотворен мир, и на Фаворе нам дано созерцать нетленную, первообразную красоту мира. И это есть воистину радостей радость, радость совершенная о Духе Святом.
Вот почему этот праздник есть особый день предчувствия грядущей радости Царствия, в котором участвует вся тварь, через освящение в этот день плодов земли: винограда, фруктов и овощей. Преображение есть праздник красоты, благолепия тварного и нетварного мира. Красота еще не царствует в этом мире, хотя и воцарилась через Боговоплощение и Пятидесятницу. Она проходит за Христом путь своего пропятия, своего истощания. Красота распинается и страдает в мире, как страдал Христос непорочный, "красен добротою паче сынов человеческих". Среди бесноватых, больных, маловерных, ощущая нечистоту блудниц и мытарей и, что больнее, – ожесточение и злобное отвержение князей церкви. Одним словом, созерцая милосердно сокрушение и безобразие Своего, некогда столь прекрасного, первозданного образа. Она есть красота крестная, в отношении которой говорится об исходе на страсть, для восстановления благолепия искаженного грехом образа. Но она есть та "красота, которая спасет мир", по словам Достоевского. И праздник этой крестной Красоты празднуем мы в сей день Преображения Господня.
"Да возсияет и нам, грешным, присносущный Свет Твоея Крестныя Любви, Господи. Свет сей наставит нас на гору святую, на гору Голгофскую. Да созерцаем славу Твою крестную, юже имаши у Отца, прежде сложения мира. Тебе с Ним и со Святым Духом слава, честь и великолепие, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Схиигумен Серафим (Барадель), 19 августа 2006 года Валаамский монастырь.