Пятая встреча из цикла «Валаамские беседы», которая будет проходить в библиотеке имени Николая Рубцова 23 января 2022 г. в 15:00, будет посвящена отцу Георгию, ушедшему из жизни в 2007 г. Его жизнь, послужила примером для тех, кто нес послушания под его началом как начальника Валаамской фермы.
Очень часто в нашей жизни происходят ситуации, когда мы стоим перед выбором: поступить по букве или по духу. И лишь немногим удается найти выход, когда решение, принятое по правде, по совести, не противоречит букве. Решение, о котором не будешь сожалеть, что поступил по правилам, но пошел против совести; или поступил по совести и при этом был еще осмеян, потому что поступил не так, как все. Иногда это сопровождается наговорами, сплетнями, выдумками, завистью с чьей-либо стороны.
В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7:16)
В этой статье будут рассказаны некоторые воспоминания тех, кто знал отца Георгия, усваивал его уроки, истории тех, в чьей жизни он оставил о себе добрую память.
«Когда один из волонтеров приболел, то отец, заходя проведать его после врачебного приема, отдал ему все свои таблетки, хотя сам был не здоров. Постоянно чуть ли не за руку водил больных в трапезную, приносил конфеты и выпечку. Думаю, не каждый родитель так заботится и любит своих родных единственных детей. А нас у отца были десятки…
На второй или третий день нашего знакомства с монахом Георгием, во время ужина, отец подошел, взял мою тарелку с кружкой и отправился мыть их вместе со своими столовыми приборами. Я подумала: «Как-то странно». Стала возмущаться, возражать, конечно…
А на другой трапезе, когда я стояла в очереди, чтобы помыть свою посуду, отец молча добавил мне свою. Я думаю: «Ну хорошо, помою, не трудно». В третий раз уже сама к отцу после еды подошла и забрала у него тарелку с кружкой. «Хорошо, - говорю, - отец, я пошла мыть» (или не говоря ничего). Он очень довольный остался: все, учеба прошла успешно, урок удался».
Елена Суворова (волонтер, 2007 г.)
«Когда мне было шестнадцать лет, я по молодости делал немало глупостей, совершал некоторые поступки, которыми нельзя гордиться… И меня отправили из Москвы к отцу Георгию на ферму (апрель – май 2007 г.).
Отец Георгий… Он вел себя очень грамотно. Во-первых, он всегда давал приехавшим (так сказать «новичкам») время на отдых. Каждому – по его грехам. Смотря по тому, что этот человек чувствовал (у каждого своя внутренняя ситуация, порой очень и очень непростая; в зависимости от этого и самочувствие), он давал неделю, месяц отдыха. В зависимости от болезни (имеется в виду духовная болезни), если серьезная – то две недели, а если такой, как я, приехал, то – день. День ты ходишь, ничего не делаешь, впитываешь новый мир…
Давал отдых! Он давал каждому возможность почувствовать Валаам. И это человеку нравилось!
Потом – послушания. Он выбирал послушание, сообразуясь с личностью человека. Причем послушание не дается им сразу жесткое, как могло бы быть, а начинается с самого мягкого и идет по возрастающей. Я был на ферме всего восемь недель. Сначала в трапезной. Потом неделю убирал кельи, где все живут, т.е. келейный корпус (это было тяжелое послушание на тот момент). Следующая неделя прошла на дойне, где тоже нужно было все убирать, но не доить. А еще через семь дней – собирать навоз в конце фермы, там, где куры, т.е. курятник. Нужно было загружать его в КамАЗ. Помню, как я насобирал целый КамАЗ навоза и был очень счастлив, потому что это сделал, считал себя героем. Думал: «Ну вот, я сейчас уже все закончил – могу отдыхать…» И говорю: «Отец Георгий, посмотрите, как я много уже сделал. Я целый КамАЗ тут насобирал!» А он вдруг: «Это не пойдет. Ну что? Что ты собрал? Тут нужно с вот такой горой собирать». Я очень удивился, пороптал, конечно, и … опять грузить…
Следующее послушание – очистка поля от камней. Это самое тяжелое послушание, потому что ты три дня ходишь буквой «Г». Не я один конечно это делал. Я же не святой. Там нужно было собирать-то «будь здоров». Нам давали маленькие ведра, а туда много не наберешь. Идешь пятьсот метров – собираешь и относишь… И так три дня. Но все как-то легко проходило…
Потом отец Георгий сказал, что я присоединяюсь на послушание к Кеше (Николай, один из трудников на ферме). И я присоединился к Иннокентию…
И так я его на этом послушании «доставал». Гвозди с горем пополам я еще мог забить, но там же нужно было построить целый пирс! Думаю, отец Георгий это все заранее продумал (как я сейчас понимаю, он специально все делал продуманно): если Иннокентий себя плохо ведет, то я направляюсь к нему в послушание как помощник.
И теперь он выполнял свою основную работу, но при этом еще и меня учил многим вещам. У Кеши были свои проблемы, у меня – свои, но мы старались друг другу помогать».
Василий Прохоров (хоккеист, российский предприниматель)
Об отце Георгии написано много воспоминаний. Иногда на острове я слышу о нем. Очень отрадно становится на сердце, когда говорят о человеке, которого уже нет на земле: о нем хранят добрую память. Эта память помогает тем, кто знал его при жизни, тем, в чьей душе он оставил свой след.
Сейчас готовясь к мероприятию, которое состоится в ближайшие дни, вспомнил высказывание Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, которое в полной мере отражает то, как память связана с настоящим и как она влияет на наш внутренний мир. Именно такую память о себе оставил начальник Валаамской фермы отец Георгий.
«…Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести». (Д.С. Лихачев).
Использованная литература:
1. Дмитрий Сергеевич Лихачев, письма о добром и прекрасном (письмо № 40: О Памяти);
2. Человек, которого мы ищем (воспоминания об отце Георгии).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491064