Человек привык думать, что его жизнь недолговечна и имеет свой неизбежный конец

Философам казалась непонятной христианская вера в исключительную милость Божества к человеку. С их точки зрения Божество должно быть бесконечно совершенным, и в Своем совершенстве — бесконечно далеким от человеческой немощи и боли.
29.04.2018 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси  3 485
Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, отметивший, в частности: «Ваш мирный визит в Албанию является радостным пасхальным даром. Добро пожаловать в нашу страну, которая во второй половине XX века, в период безумного антирелигиозного гонения, пережила самые темные времена, но по благодати Божией, начиная с 1991 года, развивается и процветает в условиях полной религиозной свободы».
Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, отметивший, в частности: «Ваш мирный визит в Албанию является радостным пасхальным даром. Добро пожаловать в нашу страну, которая во второй половине XX века, в период безумного антирелигиозного гонения, пережила самые темные времена, но по благодати Божией, начиная с 1991 года, развивается и процветает в условиях полной религиозной свободы».
29 апреля 2018 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова города Тираны
(Албания). Это первый визит главы Русской Православной Церкви в Албанскую Православную Церковь. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
***
Ваше Блаженство, досточтимые собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня в совершении Божественной Евхаристии и в нашей совместной молитве мы вместе со всей Святой Православной Церковью продолжаем праздновать Святую Пасху. В этот воскресный день Церковь предлагает в наше назидание евангельский текст об исцелении Спасителем расслабленного, как будто не имеющий прямой связи с событием Воскресения Христова. Спаситель исцеляет человека, который на протяжении тридцати восьми лет был одержим тяжкой, неизлечимой болезнью — параличом. Разговаривая со Христом, больной даже не просит Его о помощи: этот несчастный продолжал надеяться на Божие чудо, но не имел сил даже просить о нем. И в своем абсолютном бессилии он неожиданно получает то, на что надеялся.

Хотя мой приезд сюда является первым в истории визитом главы Русской Православной Церкви в Албанскую Православную Церковь, посещения албанской земли высокими делегациями Русской Церкви бывали и ранее. Одна из них участвовала в епископской хиротонии владыки Паисия, будущего Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Но между теми приездами и нынешним визитом — значительное временно́е расстояние — 70 лет, в течение которых Албанской Церкви пришлось перенести невиданное по жестокости гонение.
Хотя мой приезд сюда является первым в истории визитом главы Русской Православной Церкви в Албанскую Православную Церковь, посещения албанской земли высокими делегациями Русской Церкви бывали и ранее. Одна из них участвовала в епископской хиротонии владыки Паисия, будущего Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Но между теми приездами и нынешним визитом — значительное временно́е расстояние — 70 лет, в течение которых Албанской Церкви пришлось перенести невиданное по жестокости гонение.
Чудесное исцеление — это обновление поврежденной человеческой природы, явление славы Божией на человеке. Церковь живет сейчас Пасхальными событиями и вспоминает их. Исцеление — это пусть даже частичное, временное, но торжество над тленом, страданием и смертью, а значит, в некотором смысле, и прообраз воскресения. Евангельское чтение об исцелении расслабленного призвано напомнить нам, что Воскресение Христово — это врачевство, средство исцеления нашего бренного мира, разбитого параличом греховности и отпадшего от Бога.

Воскресение — это самое сверхъестественное изменение человеческой природы, какое только можно себе представить. Человек привык думать, что его жизнь недолговечна и имеет свой неизбежный конец. Когда апостол Павел в Афинах, столице греческой учености, пытался говорить о воскресении мертвых, местные философы подняли его на смех: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Для языческого интеллектуала тех времен было непостижимо, как человек — ничтожная песчинка в необъятном космосе — может превзойти столь фундаментальный закон природы как смерть.

Апостол Павел говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Философам казалась непонятной христианская вера в исключительную милость Божества к человеку. С их точки зрения Божество должно быть бесконечно совершенным, и в Своем совершенстве — бесконечно далеким от человеческой немощи и боли. Евангельское слово о Богочеловеке Христе, распятом, умершем и воскресшем ради нашего спасения, ниспровергло эту убежденность. Оно является основой, непоколебимым фундаментом нашей веры в безграничность милосердия Божия к падшему человеческому роду. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:13).

Мы также слышали сейчас и чтение из Деяний святых апостолов о том, как апостол Петр воскресил праведную и боголюбивую Тавифу — по молитвам всех, кого она облагодетельствовала при жизни. Эта история напоминает мне об истории многострадальной Албанской Церкви. На протяжении веков она служила своему народу в самых трудных условиях; едва ли не полностью была уничтожена в страшные годы атеистических гонений; и вновь воскресла, чтобы с помощью Божией новыми силами нести свое служение людям. Даже этот прекрасный храм Воскресения Христова, и само имя Вашего Блаженства — Анастасий — связаны с удивительной судьбой вашей Церкви. Албанская Православная Церковь — это поистине Церковь Воскресения Христова.

Вижу в сегодняшнем совместном служении в новопостроенном соборе Воскресения Христова знак Божией милости, которая проявилась в воскресении Албанской Церкви и вновь обретенной ею возможности развивать церковную жизнь у себя в стране и укреплять братские отношения с Поместными Православными Церквами.
Вижу в сегодняшнем совместном служении в новопостроенном соборе Воскресения Христова знак Божией милости, которая проявилась в воскресении Албанской Церкви и вновь обретенной ею возможности развивать церковную жизнь у себя в стране и укреплять братские отношения с Поместными Православными Церквами.

Воскресение для нас — это торжество над мировым злом, безоговорочная победа над ним. Вера во Христа распятого и воскресшего открывает путь наиболее эффективного противостояния злу, но противостояния мирного и сострадательного к людям. Сила и мужество христиан не в агрессии и жажде мести, а в кротком и неуклонном свидетельстве об истине в любых условиях, в готовности всегда служить этой истине.

Христианское мученичество — это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего, это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика — это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Так выстояли наши Церкви во времена страшных атеистических гонений ΧΧ века: кротостью и правдой своего свидетельства они преодолевали, попирали смерть и страдания падшего мира. Христианское мученичество — это не смерть, а ее полная противоположность, торжество подлинной жизни.

Собор Воскресения Христова был возведен в 2004-2012 гг. в центре Тираны на участке, предоставленном государством в качестве компенсации за разрушенный в 1967 г. прежний кафедральный собор.
Собор Воскресения Христова был возведен в 2004-2012 гг. в центре Тираны на участке, предоставленном государством в качестве компенсации за разрушенный в 1967 г. прежний кафедральный собор.
И служение Церкви людям — тоже часть этого свидетельства, часть ее исповеднического подвига здесь, на земле. Я помню, какие труды взяла на себя Албанская Православная Церковь под руководством Вашего Блаженства во время вооруженного конфликта в Косово, принимая всех беженцев, вне зависимости от их религии и политических убеждений. Православный мир был потрясен: столь малыми силами была проделана столь невероятная работа. Церковь не в силах предотвратить все горе и все несчастья, которые приносит в мир злая человеческая воля. Но она может противопоставить злу и смерти свое единственное и непобедимое оружие жизни — любовь и сострадание ко всему человеческому роду.

Равноапостольный Косма Этолийский, некогда проповедовавший в этих землях и здесь же принявший свою мученическую кончину от иноверцев, в своих наставлениях говорит замечательные слова: «У Всеблагого и Многомилостивого Бога есть много разных имен: он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога — Любовь». Любовь Христова нас животворит, и где она есть — там нет места смерти.

Я благодарю Ваше Блаженство за приглашение, за возможность совместной молитвы с Вами и со всей полнотой Святой Албанской Церкви. Мир и любовь о Христе да пребудет со всеми нами, и да хранит Господь вашу святую Церковь и ее благочестивую паству!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 439271

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+24°
сегодня в 18:55
Ветер
0.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
758.6 мм рт. ст.
Влажность
71%