10 лет со дня архиерейской хиротонии епископа Панкратия

На весенней сессии Священного Синода 2005 года архимандрит Панкратий (Жердев) был избран в сан епископа. 02 июня, ровно десять лет назад, в день обре́тения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы провел церемонию рукоположения архимандрита Панкратия в сан епископа.
02.06.2015 Трудами братии монастыря  15 719
На весенней сессии Священного Синода 2005 года архимандрит Панкратий (Жердев) был избран в сан епископа. 02 июня, ровно десять лет назад, в день обре́тения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы провел церемонию рукоположения архимандрита Панкратия в сан епископа.

При совершении хиротонии в Апостольском правиле особо подчеркивается, что Таинство совершается милостью Божией и по молитвам Церкви. Архиерейская хиротония совершается перед чтением Апостола, что означает право епископа не только учить людей и освящать Дары, но и рукополагать избранных во священники и диаконы. Епископы – преемники Апостолов, имеющие через чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учителя своих Церквей. По учению преподобного Иоанна Дамаскина, им вручена сама Церковь.

В знак руки Самого Господа, возвышающей посвящаемого и вместе с тем подчиняющей его закону Евангелия, сослужившие архиереи возложили Евангелие письменами вниз на главу новопоставленного епископа Панкратия – этим символизируется тот факт, что епископ ставится Самим Господом, а служащие архиереи – лишь исполнители Его воли. После прочтения Святейшим Патриархом тайносовершительной молитвы возглашается ектенья и Евангелие полагается на Престол, а новорукоположенного облачают с возгласом «Аксиос» в архиерейские облачения.

По окончании Божественной литургии приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II вручил епископу Панкратию архиерейский жезл, означающий обретение епископом символа власти и напутствовал на архиерейское служение: «Прими свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию, ибо, как говорит святой апостол, «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим, 3:13).

Чаще вспоминай слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит, 1:7–9).

В сослужении Богу и людям все делай с любовью, ибо, по словам апостола Павла, «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий… И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор, 13:1–3).

Мы призваны жизнью своей напоминать о присутствии Христовом в мире, мы должны оказаться способными открыть славу Божию людям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф, 5:16). Когда жизнь приносит нам испытания, мы должны показать миру, как христиане могут жить и как могут переносить трудности.

Будь тверд, непоколебим, всегда преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (1 Кор, 15:58). Хочу обратить внимание и на значение дня твоей хиротонии. Он совпал с празднованием памяти богомудрого чудотворца, святителя Московского Алексия, первопрестольника Российского. Мы верим, что в твоей хиротонии принимали участие не только святители нашей земной Церкви, но своим предстательством пред Престолом Божиим и молитвой о тебе участвовал и святитель Алексий».

Тогда, 10 лет назад, епископ Панкратий произнес присягу соблюдать законы святых Апостолов семи Вселенских Соборов и девяти Поместных, повиноваться Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Синоду Русской Православной Церкви.

В ответном слове епископ Троицкий Панкратий сказал: «Ибо Бог мне свидетель, что с первых шагов моей жизни в Церкви я никогда не помышлял ни о каких степенях священства, и душа моя стремилась к уединению и молитве, к совершению в безвестности монашеского подвига, к борьбе со страстями и очищению сердца. Но судьбы Божии воистину непостижимы, как и пути Промысла Божия. Когда произнесены были мною у мощей преподобного аввы Сергия обеты монашеские (03 июля 1987 года – прим. ред.), то вопреки моим чаяниям по прошествии недолгого времени я был призван к священству и к несению весьма ответственных и нелегких послушаний сначала в Троице-Сергиевой Лавре, а затем на протяжении уже многих лет на Валааме.

Этого архиерейского призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения в образе Христа, Архиерея истинного, принесшего Себя Богу и Отцу на Алтаре крестном жертву живу, непорочну. В час сей взываю по немощи человеческой «да мимоидет от мене Чаша сия», но «обаче не яко аз хощу, но якоже Ты, Боже», и, преклоняя главу под преподобными руками Вашими, хочу, смирив себя, быть послушным Отцу Небесному даже до смерти (Фил, 2:8), посему подаваемый мне ныне Крест приемлю и ничтоже вопреки глаголю.

И поскольку «несть раб болий Господа своего, ни посланник больше пославшего его», хочу настроиться не на почести, торжества, знаки любви и почитания, которыми благочестивый наш народ окружает носителей архиерейского сана, но, по слову Христа, «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк, 22:26), желаю углубиться благодатью Божией в тайну служения Христова, в тайну жертвенной любви, открытой нам во Христе: «Больше сея любве никтоже имать да кто душу свою положит за други своя» (Ин, 15:13).

И как говорил преподобный Серафим Саровский, «у игумена, (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце». Должен он совмещать строгость соблюдения церковных правил с мягкостью сердечною, отзывчивостью и сострадательностью, чтобы теплота лучей Христовой любви согревала сердца людей. Мы видим, с какой жаждой приникают люди к чистому источнику церковного предания, и мы должны облегчить им путь к Православию, раскрыть им красоту и глубину нашей веры.

Современные люди приходят в Церковь, и в частности в нашу обитель, с такими глубокими душевными, духовными и часто телесными повреждениями, что мы должны подобно доброму самарянину лечить их прежде всего елеем милосердия и молитвы сострадательной и вином целительного слова ободрения и утешения и наставления. Но мы знаем, что стяжать милующее, сострадательное сердце можно только путем глубочайшего покаяния, многими молитвами, терпением и скорбями, через которые вселяется в нас смиренный и кроткий Дух Христов, который делает наше сердце милостивым, способным воистину плакать с плачущими, по слову преподобного Силуана Афонского, «на епископов ложатся скорби всей земли и души их влекутся любовью Божией и непрестанно молятся, чтобы испросить людям утешение в скорбях и мир всему миру. За их смирение и любовь любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге, и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим... Епископам дана великая благодать Святаго Духа... Они, как орлы, восходят на высоту и оттуда зрят бесконечное пространство и разумом богословия пасут стадо Христово».

Я на опыте познал, что Господь дает Свои дары не за самочинное подвижничество, каким бы благовидным оно не было, а за отречение своей воли, за принесение в жертву своих собственных желаний в смиренном подвиге послушания, которое смягчает и утончает сердце, и творит его способным воспринять и удержать благодать Божию. Потому в своем будущем служении желаю поставить в краеугольный камень послушание Богу так, чтобы заповеди Его стали законом всего бытия моего, послушание Церкви через неукоснительное исполнение ее священных канонов и правил, и основанное на них послушание Вашему Святейшеству и Священноначалию.

Благодарю духовно возрастившего меня старца, дорогого батюшку архимандрита Кирилла (Павлова), за любовь, за святые его молитвы, за преподанное ныне благословение и доброе напутствие на предстоящее мне служение».


По материалам сайтов www.patriarchia.ru и www.valaam.ru

***

Буквально через месяц братия монастыря будет отмечать еще один юбилей – 60 лет со дня рождения игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. В 38 лет он стал игуменом старейшего монастыря России (в 1993 году – прим. ред.).

В сан епископа архимандрита Панкратия рукоположили ровно десять лет тому назад, и сегодня, подводя итоги десятилетия архиерейской деятельности Владыки, поражаешься тому, что можно сделать всего лишь за десять лет. Мы прекрасно понимаем, что без воли Божьей такие задачи невозможно решить: возведены новый Свято-Владимирский скит и Патриаршая пустынька, в обители сейчас готовится к освящению еще один новый скит во имя святого благоверного князя Александра Невского, с нуля восстановлены Ильинский и Смоленские скиты, проведена историческая реставрация Воскресенского, Никольского и Гефсиманского скитов, отреставрирован и облагорожен самый большой скит на острове – во имя Всех Святых. Восстановлены все подворья монастыря, а количество восстановленных и отстроенных из руин храмов и часовен вообще трудно поддается исчислению. А еще вопросы электрификации архипелага, обустройство эллингов в Монастырской бухте, амбулатория, вопросы приема 100 тысяч паломников в год и еще, и еще… список каждодневных проблем епископа Троицкого Панкратия можно продолжать бесконечно.

При этом необходимо особо отметить, что бо́льшая часть работ проведена именно за последние 10 лет. В октябре 2014 года закончена уникальная реставрация главного храма монастыря – Спасо-Преображенского собора. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет его существования. В свое время возрождение Спасо-Преображенского собора приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II сравнивал по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве.

Восстановление каждого поруганного храма, часовни или скита – это своя, отдельная, неподражаемая история, а проблемы при этом требуют, как правило, нестандартного решения: в храм попала авиационная бомба, остались одни только стены, а эту церковь в советские годы разобрали до бревнышка, и нет ни единого архивного документа или чертежа, в лучшем случае одна – две фотографии. И при каждом восстановлении Дома Божьего владыка Панкратий вкладывает частичку своего сердца, своей души.

«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на нее, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», – отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но больше всего Владыку радует на Валааме то, что все-таки удалось создать монастырь – живую обитель, братскую общину, которая живет, и развивается. И Слава Богу, что удалось восстановить основные святыни монастыря, которыми можно гордиться нашему поколению. «То, что можно отнести к области чаяний, – отмечает епископ Троицкий Панкратий, – так это то, что хотелось бы заложить основу для будущего, чтобы Валаам, как и встарь, стал настоящим Северным Афоном. Ведь в старину как было: появлялся подвижник, к нему приходили ученики, возникала община, потом монастырь. Так было и так будет всегда. Только вот святых нам не хватает. И сколько ни пиши правил и законов, если не будет святых, пускай даже «несвятых святых», ничего не сделаешь».

Вообще, надо отметить, что сравнение Старого Валаама и Валаама нынешнего ни в коей мере не может быть прямым, буквальным. В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал более тысячи человек братии, обладал огромным хозяйством, существовал в совершенно других социально-экономических условиях. Сейчас братии всего порядка 190 человек (что по современным меркам достаточно много). Главное для насельников сегодня, как, впрочем, и столетия назад, – это покаяние, жизнь по заповедям Христовым, стяжание Духа Святого, помощь людям, нуждающимся в духовном укреплении.


Трудами братии Валаамского монастыря
***
В день десятилетия архиерейской хиротонии игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троцкий Панкратий возглавил Божественную литургию в недавно восстановленном храме «Живоначальной Троицы».

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 406584

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-7°
сегодня в 07:06
Ветер
0.4 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
769.0 мм рт. ст.
Влажность
90%