Однажды после проведенной встречи с молодёжью, мы шли по городу и к нам подошли две сектантки. «Здравствуйте, не хотите ли поговорить о Боге?» - спросили они. Тогда я решил провести для православной молодёжи наглядный урок сравнительного религиоведения. «Здравствуйте», - обратился я к сектанткам. «Я – оператор механических навозоразбрасывателей, но мне очень интересно говорить о Боге. Расскажите мне о Нём и о том, что Он в мире делает». И сектантки, показывая свои примитивные журнальчики стали говорить: «При Аврааме Бог сделал то… при Моисее – то… при Давиде –то…»
«Хорошо», – остановил я их. «Я верю, что Бог помогал своим угодникам». Но дело в том, что мне нужен такой Бог, который не только в древности действовал, но и в нашей жизни может что-то сделать. Скажите мне, что Бог сделал в вашей жизни лично?»
Сектанток поразил вопрос. Они стали говорить, что я не прав, и Бог сейчас в мире не действует. Он действовал в библейские времена, а теперь просто наблюдает за миром и ждёт момента Страшного Суда, чтобы наказать грешных и наградить праведных. После этого православная молодёжь, слушавшая нас, сказала: «Слава Богу, что мы православные».
С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву.
Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Ведь любящему важно всё в любимом. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, а её главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров (со стороны человека), которые преодолеваются только с помощью молитвы. Все говорят – во время молитвы хорошо. Это потому, что Бог касается души.
Часто спрашивают: «Зачем нужно молиться, если Бог и так знает, что нам нужно?» Но мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить ради корысти, а получить от Него помощь в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не должен быть вспомогательным средством в наших земных делах, как воспринимают Его протестанты. Главным содержанием молитвы должно быть само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы «побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить Его присутствие».
Но мы не всегда чувствуем Бога в молитве. Причин тут может быть несколько. Бог может этим показать, что в нашей жизни что-то не в порядке, что мы грешим. Как если бы мы поздоровались с мамой, а она от нас отвернулась, – мы бы всполошились – что случилось? Чем мы её обидели? Что в нашей жизни не так, что она с нами не здоровается? То есть Бог может попустить «нечувствование», чтобы мы захотели исправить свою жизнь.
Человек может быть не готов познать Бога в молитве. Мы жалуемся, что Он не делает явным Своё присутствие в те несколько минут, когда молимся, но ведь весь день мы говорим Ему «мне не до Тебя». Потому святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».
Бывает так, что когда мы начинаем духовный путь, наше сердце стремится вместить в себя Бога. Иногда мы чувствуем, что во время молитвы нам «хорошо», что «небо нас слышит». Этого не надо бояться, а надо стараться жить духовно и, в конце концов, живое чувство Бога, живая вера придёт к нам.
Бывает так, что человек не способен воспринять Бога. Сердце повреждено искаженной жизнью и человек Бога не слышит. Бывает так, что услышать Бога мешает множество грехов.
Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться...
Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.
Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.
Христос дарует людям возможность на личном опыте познать Истину. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – это православный способ общения с Богом. Но если душа повреждена, она не ощущает небо. Тогда помогает исповедь. Ведь церковные таинства вводят Господа в жизнь человека.
Маленькому ребёнку не нужно доказывать существование Бога, он Его просто ощущает. Но становясь взрослее ребёнок совершает больше грехов, и грех заслоняет Бога от человеческой души. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Когда человек долго не исповедовался, то он не знает, что тому человеку сказать». А ведь старец Амвросий был прозорлив и знал содержание и состояние душ, приходящих к нему. Но он понимал и то, что пока человек не хочет перемены, ему не помогут советы, ведь он воспримет их в соответствии со своим лукавством. Поэтому у аввы Дорофея есть мысль о том, что если не желающий покаяться придёт даже к пророку, и Господь положит на сердце пророка, что сказать, чтобы помочь лукавому человеку, всё равно не получит никакой помощи, и виной будет его лукавое сердце.
Церковные таинства очень помогают человеку не только встретить Бога, но и жить Богом. Святой Николай Кавасила говорит: «Именно таинства и составляют нашу жизнь во Христе». Приведу современный пример, рассказанный мне Татьяной Садыковой.
Случай произошёл с канадцем Кристианом из Квебека, мужем Таниной подруги. Он был ревностным католиком и ради интереса причастился в православном храме. После этого он сказал: «Вот настоящее причастие. После причастия в православии трудно оставаться не православным».
Высокое состояние – ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собою, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.
Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко и пришла мысль - предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня была с собой. Он смотрел долго, и я спросил его, что он чувствует? И он сказал: «Чувствую, что я грешник». Это всё говорит о том, что не только мы пытаемся прийти к «живому чувству живого Бога», но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам. В Евангелии есть такие слова Христа: «Стою у двери (человеческого сердца) и стучу». И Он ждёт, кто Ему откроет, чтобы войти к тому и вечерять с ним.
Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их (прим. ред.: апостолов) дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям… «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (ст. 17), то есть, Я говорю не в укор. Что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но — для того, чтобы привести вас к дружеству.
И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы это не всегда замечаем. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».
Он постоянно присутствует в нашей жизни, хотя большинство людей этого не замечает. Мы не видим всю разумную красоту того, как складывается наша жизнь в единый сюжет, ведущий всех добрых людей к счастливому концу. Но мы можем довериться Господу и поверить, что это – так.
Расскажу одну историю. Катя Б. – библиотекарь православного факультета. Однажды она сидела в библиотеке (а читальный зал находится на этаже университетского общежития, где живут арабы, китайцы и негры) и думала: «Господи, как же есть хочется». А потом иностранный студент палестинец Анас, открыв дверь, увидел Катю и через несколько минут принёс ей три тарелки еды. Мама, узнав об этом, сказала словами аввы Дорофея: «Если Господь захочет, Он и сердце сарацина расположит, чтобы нам помочь».
Человек перед Богом может изображать из себя постника, молитвенника, а может – и «великого страдальца». Только Христос – во всём настоящий и от человека ждёт искренности. Важно знать, Бог всегда рядом с нами, но мы сами далеки от Него.
Бывает и так, что человек ощущает Бога во время молитвы, а вне её не ощущает. Это неудивительно – чувство Бога и вправду приходит в молитве. У кого-то из святых отцов есть замечание, что все высокие состояния духа переживали только молящиеся люди. Причём молящиеся правильно.
У Евгении есть в Донецке родственница Виктория. В 2010 году она была невоцерковлённой, хотя и признавала существование Бога. Виктории 50 лет, и она сильно страдала от приступов удушья в лёгких. Однажды ночью у неё начался сильный приступ, а она тогда в квартире была одна. Она упала на ковёр рядом с кроватью и стала молиться Богу и говорить: «Господи, мне страшно умирать, я ещё не готова».
И тогда в комнате во многом свете явилась Владычица. Виктория испытала удивительный мир в душе и необыкновенную радость. Владычица ничего не сказала, но положила руку на плечо Виктории, и та тотчас уснула. А когда она проснулась, болезни у неё уже не было. Тогда Виктория стала ходить в храм.
Был в Донецке ещё и такой случай. Одна неверующая учительница очень страдала. В таком состоянии она легла спать и увидела во сне икону. От иконы был голос: «Ты помолись – тебе легче будет». Так она и поступила и страдание облегчилось. Так она пришла в Церковь.
Правильным было бы молиться постоянно. Но мало кто это может. Поэтому важно иметь чувство Бога в себе. Как? Частой короткой молитвой в течении дня. Обращать внимание на то, что с нами происходит, это может послужить поводом для молитвы.
Есть несколько способов почувствовать Бога:
1. Молиться со вниманием (к словам молитвы).
2. Предстоять перед иконой, как осужденный, и молиться, как мытарь.
3. Совершать добрые дела.
4. Участвовать в таинствах.
5. Благодарить Бога за перенесённые страдания.
Чем чище сердце, тем естественнее человеку общаться с Богом, ощущать Его присутствие. Мера самоотвержения, добродетельная, подвижническая жизнь и есть мера нашего богообщения.
Эту историю рассказала одна из женщин, несущих послушание в Лавре. Некоторое время назад туда привозили мощи святого Целителя Пантелеимона. Конечно же, собирались большие очереди, стоять в которых приходилось по многу часов. Эта женщина ходила к мощам семь раз, но каждый раз просила, чтобы монахи её провели без очереди. Добрые монахи всякий раз соглашались. Когда мощи увезли из Лавры, этой женщине приснился удивительный сон. Она увидела во сне лаврский храм, полный людей, стоявших в очереди. По храму шел сам святой Пантелеимон и на голову каждого возлагал венец. Проходя мимо этой женщины, он не дал ей венца. Она возмутилась и говорит: «Как же так! Ведь я семь раз к тебе ходила. А остальные только по разу! Что же ты мне венец не даёшь?». И святой Пантелеимон тихо ответил: «Они потрудились…»
Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство, твёрдо надеяться, что придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Богу нужны задолго до того, как начали Его искать, и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием.
Также и мы можем рассчитывать на то, если только постараемся, что Бог встретит нас. Он хочет нас встретить, так как сказал: «Идущего ко Мне не изгоню вон».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473879