Около 5 часов вечера, 9-го февраля 2022 года, при переходе поднявшейся от дождей горной реки Безымянки, притока реки Псоу, погиб наш любимый собрат, насельник Валаамского скита на Кавказе во имя Владимирской иконы Божией Матери, монах Игнатий (Волков).
Бурный поток мгновенно подхватил потерявшего равновесие отца и через секунду он исчез за поворотом реки. Тело удалось обнаружить только через два дня, 11 февраля, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца совместными усилиями братии и сотрудников МЧС.
Поскольку тело погибшего выдали 17 февраля, погребение состоялось только 18-го в пятницу. Отпевание проходило в этот же день в одном из храмов Сочинской епархии для того, чтобы на нём могли присутствовать родственники и друзья, приехавшие с его родины (т.к. скит находится на приграничной с Абхазией территории, для его посещения нужны специальные документы). После отпевания тело монаха сразу отвезли в скит, где совершили панихиду и похоронили возле храма Владимирской иконы Божией Матери.
Отец Игнатий, в миру ― Волков Ярослав Викторович родился в городе Яранске Кировской области в 1959 году. После окончания средней школы уехал в Санкт-Петербург (Ленинград), где поступил в Лесотехническую академию, которую с отличием закончил в 1981 году. По распределению работал инженером леса в Вологодской области, а затем, после окончания курсов ландшафтного дизайна, начальником паркового хозяйства литературно-мемориального музея-заповедника «Карабиха», расположенного на территории поместья поэта Н.А. Некрасова в Ярославской области. Здесь под его руководством были восстановлены планировка и цветники партера XIX – XX веков.
В 1997 году будущий отец Игнатий стал сотрудником Ярославского епархиального управления, где занимался сбором материалов о Новомучениках и исповедниках Ярославского края. Поиски в различных архивах и фондах в разных городах и организациях позволили ему собрать обширные материалы о верующих людях, пострадавших в годы гонений на Православную Церковь. Результатом его многолетних усилий стала написанная им книга, объемом в 430 страниц ― «Новомученики и исповедники Ярославского края. Русский месяцеслов» (Рос. акад. образования, Центр. регион. отд-ние, Ярослав. и Ростов. Епархия; [авт.-сост.: Я. В. Волков]. - Ярославль; Рыбинск: [б. и.], 2005. - 430 с.).
После смерти супруги Ярослав Викторович стал часто посещать возрождающийся Спасо-Яковлевский монастырь, где своими руками заложил основу ландшафтного дизайна монастырской территории. Дважды совершал он паломничество на Валаам, а в 2003 году впервые посетил Кавказский скит Валаамского монастыря в горах Краснодарского края и прожил в нем весь летний период. Здесь он решил обосноваться окончательно и положить начало монашеской жизни. Но прежде необходимо было закончить сбор архивных материалов и дописать книгу. На это ушло больше года, но и в течение этого времени Ярослав еще несколько раз совершал паломничество в скит. Наконец, в 2005 году, сдав рукопись книги в типографию, Ярослав Волков окончательно ушел из мира, посвятив свою жизнь молитве и монашеским трудам.
Любовь к природе и к работе на земле как-то сразу определили его на послушание, которое он с радостью и любовью выполнял с самого начала своего появления в горном скиту. По его предложению были посажены яблоневый и персиковый сады, распаханы участки под огороды, заложены теплицы. Пригодился и опыт ландшафтного дизайна, благодаря которому его руками были созданы партеры с цветниками, клумбами и газонами, окаймленными кулисами из хвойных растений.
Через два года жизни в Кавказском скиту брат Ярослав был зачислен в братию Валаамского монастыря, а в 2009 году пострижен в иночество с именем Иов в честь святого праведного Иова Многострадального. Еще через три года, в 2012 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла инок Иов принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь святителя Игнатия, епископа Кавказского (Брянчанинова).
Скитоначальником, игуменом Ефремом (в схиме – Гавриилом), монах Игнатий был назначен благочинным скита и многие годы с большим терпением нес это послушание наряду с работами в огородах, теплицах, фруктовых садах и цветниках. Но, помимо этих огромных трудов, он в течение всех лет жизни в скиту заботился о чистоте скитского храма, а во время богослужений или чтения монашеских правил тщательно выполнял послушание алтарника и экклесиарха. Он раньше всех приходил в храм, зажигал лампады и свечи, а по окончании богослужения прикладывался ко всем иконам и, потушив лампады, уходил последним и запирал храм.
Отношение отца Игнатия к братии отличалось тем, что он всегда был готов предложить свою помощь, не ожидая, что его об этом попросят. Нередко случалось, что, давая кому-либо поручение и заметив, что брат по какой-то причине не выполнил его, он молча делал это дело сам. Такое отношение способствовало тому, что среди братии установились истинно братские, если не сказать глубоко родственные, теплые отношения христианской любви.
Теперь братии трудно себе представить скит без тихого, немногословного и доброжелательного отца Игнатия, и не потому, что все эти годы на столе были овощи и фрукты, выращенные его трудами, но потому что от нас ушел любящий и любимый всеми брат, который каждую ночь в своей маленькой келье вставал на молитву о братии и горячо любимой им Родине, за судьбу которой он искренне переживал.
Да упокоит Господь душу раба Своего, монаха Игнатия в селениях праведных, а мы, пока живы, сохраним память о нем в своих любящих сердцах!
схиигумен Гавриил с братией Свято-Троицкого подворья и скита во имя Владимирской иконы Божией Матери Валаамского монастыря на Кавказе.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481389