Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Публичная исповедь практиковалась ещё в древности. В раннехристианских общинах кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Однако уже к V веку такая практика исчезает. Отлучённые от Евхаристии кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашенными в притворе, откуда должны были вместе с ними выйти перед началом Литургии Верных.
В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были не равны в правах с мужчинами, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания перед государством). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники.
Чин исповеди, который сегодня содержится в требнике, появился лишь в XVII веке. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейскую практику, в Русской православной церкви была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю от всех грехов…», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. Также в России в XVII веке наложили запрет на Причастие без исповеди, чтобы люди помнили, что причащаться нужно с чистой совестью. Затем была установлена норма — обязательно причащаться один раз в год Великим Постом (государственное постановление). Конечно же, многие христиане так и поступали. И естественно, священнику ничего не оставалось делать, как исповедовать 200-400 человек одновременно.
На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь. Всероссийский батюшка (так называли о. Иоанна) положил за правило проповедовать в каждый воскресный и праздничный день. Почти каждый день он совершал Божественную Литургию. На исповедь к нему стекались тысячами. Андреевский Кронштадтский собор, вмещавший пять тысяч человек, всегда был полон. Приходилось применять чин общей исповеди, во время которой многие, не стыдясь, публично исповедовали свои грехи. Глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь продолжалась несколько часов. Совершалось настоящее покаяние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его личная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук.
Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники находились в лагерях, и чтобы добраться до действующих храмов, которые были в основном маленькими, кладбищенскими, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они собирались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами».
Для чего сегодня совершается чин общей исповеди? Причин может быть несколько. Это и единение людей — укрепление Церкви. Это и возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом уже в порыве раскаяния подойти на индивидуальную беседу со священником. Это повод задуматься и даже ощутить сопричастность к общему греху, это возможность вспомнить забытый грех или услышать то, что и грехом не считал, и тут же покаяться.
Жить всем хочется! Жизнь всем мила. А жизнь от кого? От единого Бога! А умирать хочется? Вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет! И час мучений иногда невыносим - каково же мучиться вечно!
А к вечной жизни ведет вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно - хочется ли? Как не хотеть!
Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога: Он близ нас, как мать близ грудного ребенка.
Литература:
Читайте также:
Как правильно одеться на экскурсию по Валааму?
Порядок возжжения свечей в монастыре.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473099