

Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Публичная исповедь практиковалась ещё в древности. В раннехристианских общинах кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Однако уже к V веку такая практика исчезает. Отлучённые от Евхаристии кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашенными в притворе, откуда должны были вместе с ними выйти перед началом Литургии Верных.
В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были не равны в правах с мужчинами, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания перед государством). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники.
На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь. Всероссийский батюшка (так называли о. Иоанна) положил за правило проповедовать в каждый воскресный и праздничный день. Почти каждый день он совершал Божественную Литургию. На исповедь к нему стекались тысячами. Андреевский Кронштадтский собор, вмещавший пять тысяч человек, всегда был полон. Приходилось применять чин общей исповеди, во время которой многие, не стыдясь, публично исповедовали свои грехи. Глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь продолжалась несколько часов. Совершалось настоящее покаяние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его личная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук.
Для чего сегодня совершается чин общей исповеди? Причин может быть несколько. Это и единение людей — укрепление Церкви. Это и возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом уже в порыве раскаяния подойти на индивидуальную беседу со священником. Это повод задуматься и даже ощутить сопричастность к общему греху, это возможность вспомнить забытый грех или услышать то, что и грехом не считал, и тут же покаяться.
Жить всем хочется! Жизнь всем мила. А жизнь от кого? От единого Бога! А умирать хочется? Вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет! И час мучений иногда невыносим - каково же мучиться вечно!
А к вечной жизни ведет вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно - хочется ли? Как не хотеть!
Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога: Он близ нас, как мать близ грудного ребенка.
Литература:
Читайте также:
Как правильно одеться на экскурсию по Валааму?
Порядок возжжения свечей в монастыре.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501109