В помощь благочестивому паломнику: чин общей исповеди

Однако вплоть до XV века в православных требниках можно было встретить предписание, чтобы священник возлагал руку кающегося на свою шею и тем самым брал на себя все грехи кающегося христианина.
30.05.2018 Трудами братии монастыря  8 660

«Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю от всех грехов…»
«Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю от всех грехов…»

Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.

Прп. Ефрем Сирин

Публичная исповедь практиковалась ещё в древности. В раннехристианских общинах кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Однако уже к V веку такая практика исчезает. Отлучённые от Евхаристии кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашенными в притворе, откуда должны были вместе с ними выйти перед началом Литургии Верных.

В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были не равны в правах с мужчинами, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания перед государством). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники.

Однако вплоть до XV века в православных требниках можно было встретить предписание, чтобы священник возлагал руку кающегося на свою шею и тем самым брал на себя все грехи кающегося христианина.

В помощь благочестивому паломнику: порядок возжжения свечей в монастыре
В помощь благочестивому паломнику: порядок возжжения свечей в монастыре
Чин исповеди, который сегодня содержится в требнике, появился лишь в XVII веке. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейскую практику, в Русской православной церкви была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю от всех грехов…», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. Также в России в XVII веке наложили запрет на Причастие без исповеди, чтобы люди помнили, что причащаться нужно с чистой совестью. Затем была установлена норма — обязательно причащаться один раз в год Великим Постом (государственное постановление). Конечно же, многие христиане так и поступали. И естественно, священнику ничего не оставалось делать, как исповедовать 200-400 человек одновременно.

На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь. Всероссийский батюшка (так называли о. Иоанна) положил за правило проповедовать в каждый воскресный и праздничный день. Почти каждый день он совершал Божественную Литургию. На исповедь к нему стекались тысячами. Андреевский Кронштадтский собор, вмещавший пять тысяч человек, всегда был полон. Приходилось применять чин общей исповеди, во время которой многие, не стыдясь, публично исповедовали свои грехи. Глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь продолжалась несколько часов. Совершалось настоящее покаяние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его личная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук.

Подойдя к аналою, перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонив голову, можно приступать к исповеди.
Подойдя к аналою, перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонив голову, можно приступать к исповеди.

В помощь благочестивому паломнику: исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре
В помощь благочестивому паломнику: исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре
Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники находились в лагерях, и чтобы добраться до действующих храмов, которые были в основном маленькими, кладбищенскими, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они собирались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами».

Для чего сегодня совершается чин общей исповеди? Причин может быть несколько. Это и единение людей — укрепление Церкви. Это и возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом уже в порыве раскаяния подойти на индивидуальную беседу со священником. Это повод задуматься и даже ощутить сопричастность к общему греху, это возможность вспомнить забытый грех или услышать то, что и грехом не считал, и тут же покаяться.

Жить всем хочется! Жизнь всем мила. А жизнь от кого? От единого Бога! А умирать хочется? Вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет! И час мучений иногда невыносим - каково же мучиться вечно!

А к вечной жизни ведет вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно - хочется ли? Как не хотеть!

Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога: Он близ нас, как мать близ грудного ребенка.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Литература:

  1. В помощь кающимся. Из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) / По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; цензор архимандрит ЛУКА (Пинаев). – М. : Даниловский благовестник, 1997.
  2. Протоиерей Алексий Уминский. Тайна примерения. Книга об исповеди и покаянии. – М. : Даниловский благовестник, 2007.
  3. Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников / Сост. С. Л. Фирсов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994.

Читайте также:

Как правильно одеться на экскурсию по Валааму?

Как здороваться с батюшкой?

Порядок возжжения свечей в монастыре.

Исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре.

О минимальном наборе правил в монастыре.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414329

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 11:35
Ветер
1.8 м/с, ЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
752.6 мм рт. ст.
Влажность
90%