

Будущий святитель происходил из известного аристократического рода, что дало ему возможность получить прекрасное образование. Ближе к 20-ти годам святитель начал тяготиться придворной жизнью и отказавшись от светской карьеры сановника, решил всю оставшуюся жизнь посвятить Богу. Он отправился на Святую Гору, где впоследствии принял иночество в одной из афонских обителей.
По дороге к Афону, куда Григорий отправился вместе с двумя братьями, Феодосием и Макарием, все трое остановились на горе Папикон. Промыслом Божьим они провели в тех местах несколько месяцев. Существует предание, что когда Григорий вступил в полемику с местными еретиками-богомилами (по поводу молитвы), его чуть было не отравили.
На Святой горе около трёх лет Григорий подвизался вместе со своим духовным наставником, преподобным Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным руководителем был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский.
В 1336 году в скиту святого Саввы будущий святитель занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
Особенно известен спор его с еретиками Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.
В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году после смерти Иоанна XIV подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Фессалонитского (Солунского).
В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.
Скончался он мирно 14 ноября 1359 года.
Киприан Геворкович Шахбазян о богословии и святителе Григории
И пока не станет ясно, что богословие – ничто иное, как ответ на вопрос: «Кто, кого, от чего и каким путем спасает?» — оно остается для нас просто интеллектуальной игрой. И тогда, действительно, покажется странным «ломать голову» над всякими сложностями и покажется правильным «верить в простоте», «не умничая», под «простотой» понимая равнодушие к истинам веры.
Но богословие — не сложность, а кристальная простота.
И в единосущии Сына Отцу нет ничего сложного, только утверждение, что нас спасает Бог – Христос, Который не просто человек, но Бог. И в двуприродности Христа не отвлеченная мысль, а вера в то, что Христос, Бог, стал человеком, не перестав быть Богом, чтобы как человек искупить наш грех, даровать нам прощение и открыть в Себе нам путь к соединению с Собой как с Богом. И осознание соприсутствия двух воль и двух действий во Христе – человеке и Боге – свидетельствует о не призрачности, о реальности человечества и божества в нашем Спасителе, а не является упражнением для развеивания интеллектуальной скуки.
Понимание того, что богословие не является отвлеченной игрой ума, а говорит нам о спасении, и никогда не отвлекается на постороннее – это понимание даст возможность донести любую кажущуюся сложность (в том числе и о богословских идеях и мыслях отцов XIV века) до любого человека.
Если бы восторжествовала точка зрения Варлаама, Акиндина или Никифора Григоры, люди лишились бы главного в своей жизни – веры в действенное реальное участие в ней Бога, уверенности в существовании в ней благодати Божией, надежды увидеть милость и свет Его. Они лишились бы возможности и способности приобщения к великому чуду Божией любви – одного из драгоценных действий Бога в нас.
Главным в противостоянии свт. Григория с оппонентами были два вопроса: о тварности или нетварности благодати и о том, сущность ли Божия или действие Божие есть благодать. «Благодать» – одно из тех слов, которые известны всем верующим, независимо от степени богословской подготовки. Что же такое относительно смысла этого всем известного слова взялись утверждать еретики, что потребовало осуждения их учения и остается для нас сегодня настолько важным, что свт. Григорию посвятили праздник в неделю Великого поста?
Прежде всего еретики сочли невозможным, чтобы мы верили в касание нас Самим Богом и дарование Им возможности нам Его увидеть и коснуться. Если благодать – творение Божие, то касание ее ничем не отличается от касания дерева или воды в ручье, или любого иного, сотворенного Богом. В этом случае тоже можно, жмурясь от удовольствия, прошептать: «Какая благодать!». Но совсем иное – иметь возможность коснуться Самого Бога, увидеть Его Самого так, как Он Себя нам дает коснуться и увидеть. Церковь, утвердив свое изначальное учение о нетварности благодати, дала нам веру в то, что наши молитвы мы обращаем к Богу, и ответ на наши молитвы – благодать Божия – есть Сам Бог, Который может осиять нас Своим светом – Собою Самим, и сделать богами по благодати.
Но не по сущности. Это понимание, что касаемся мы по милости Божией, только действия Божия, а не сокровенной Его сущности, тоже важно, и первое не может быть правильно понято без второго. Если благодать есть сущность Божия, то мы сами – боги. Ибо видеть Бога таким, каков Он Сам в Себе, значит быть Богом.
Избежать этого сатанинского прельщения нам помогает Церковь, говоря, что Бога мы можем видеть, коснуться лишь по действию, то есть так, как Он Себя являет и подает. И дарует нам всю силу Свою в этом Своем действии. Мы сами не можем увидеть Бога, тварь не может видеть Творца; мы не можем сделать того, что может Бог. Но Он дает нам благодатью видение Себя и Свои силы увидеть и сделать то, что самому человеку не по силам.
Это можно сравнить с тем, как ребенок залез в грязную лужу. Нужен взрослый, который возьмет его на руки и вынесет на чистое место. Что же надо делать ребенку? Признать, что сам он не сможет вылезти, поэтому не нужно горделиво отталкивать взрослого, а протянуть ему доверчиво свои руки. Именно эту совершенно простую мысль и содержит учение свт. Григория Паламы. Мы не боги, но верим, что Бог Сам является нам и Сам нас делает богами по благодати – дает нам сделать то, что сами мы не в силах: вылезти из нашей грязи и поселиться с Богом в свете и чистоте – в Боге, таком, каким мы видим Его данным нам благодатным видением.
Во взглядах еретиков были некоторые расхождения. Варлаам, например, считал благодать только тварной, а Акиндин – тварно-нетварной (по типу соединения природ во Христе). Относительно попытки Акиндина как бы «примирить» противоположные мнения Церковь высказалась определенно, осудив ее. И причина этого тоже не является какой-то непостижимой сложностью для понимания «простого человека». Еще VI Вселенский Собор твердо выступил против смешения двух природных действий во Христе, сказав, что именно два действия являют две природы. Так что «нетварно-тварный» свет Акиндина есть нарушение истины неслиянности природ во Христе. Ибо Он вполне Бог и вполне человек, и это явно из различия Его природных действий: человеческого и божественного, а смешение во Христе божественного и человеческого недопустимо, так как Он, оказывается, не единосущен ни нам, ни Богу, не становясь человеком и переставая быть Богом.
Всех поздравляю с днем памяти святителя Григория!
Паламитские Соборы
Данные Соборы имеют всеправославный авторитет в силу последующей рецепции их постановлений всей полнотой Православной Церкви. Иными словами, на этих Соборах был представлен епископат практически только одной Константинопольской Церкви, но впоследствии под их определениями подписались предстоятели и других Поместных Церквей.
Верные православному преданию, следуя во всем святым отцам и стоя вместе с тем на высоте святоотеческого богословия, они продолжили и во многом уточнили, и даже впервые соборно сформулировали многие стороны богословского учения Церкви, особенно в вопросах, касающихся духовной жизни, благодати и обожения ею человека. Соборы утвердили учение святителя Григория Паламы о различии сущности и энергии Божией, о взаимодействии Бога и человека и о богопознании посредством божественной энергии, то есть – благодати.
Как и предстоятели всех Поместных Церквей, Митрополит Киевский и Московский Алексий при своем утверждении в митрополичьем сане в 1354 г. также подписал решения Собора 1351 г. Именно ему принадлежит заслуга возрождения на Руси общежительного монашества (пришедшего в упадок по причине монгольского нашествия), создания сети общежительных монастырей, в которых была введена практика святогорского исихазма. Выдающаяся роль среди этих обителей по праву принадлежит Свято-Троицкой Лавре, созданной преподобным Сергием Радонежским.
Данные о рецепции паламитского учения Русской Церковью, в частности, приводятся такими специалистами как Прохоров Г. М. («Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке» ТОДРЛ. 23 том, 104-105).
Константинопольский Собор 1351 года сформулировал и утвердил положения учения свт. Григория Паламы как догматы Церкви и низложил его противников.
Соборные постановления до конца XIV века были приняты всею православною Церковью, что сообщает им вселенский авторитет.
Важнейшие определения:
Данные определения вошли в Синодик в Неделю Торжества Православия. Текст определений смотри: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/konstantinopolskiy_sobor_1351/
По материалам:
К. Г. Шахбазян. Память свт. Григория Паламы (https://kiprian-sh.livejournal.com/357798.html)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500866