По традиции последних лет на праздник основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был присвоен статус ставропигиального, и в соответствии с этим он находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху. В Русской Православной Церкви таких монастырей сегодня насчитывается всего лишь – 33 (15 мужских и 18 женских), при этом всего в РПЦ МП 1012 монастырей.
По традиции последних лет на праздник основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был присвоен статус ставропигиального, и в соответствии с этим он находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху. В Русской Православной Церкви таких монастырей сегодня насчитывается всего лишь – 33 (15 мужских и 18 женских), при этом всего в РПЦ МП 1012 монастырей (на канонической территории 972 (474 муж., 498 жен.); в дальнем зарубежье 40 - 2019).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещая остров, всегда подчеркивал, что монашеские традиции способствуют возрождению Валаамской обители как особого духовного центра России: «Огромная миссия лежит на монашеской братии – рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом – со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самых тяжких обстоятельств всегда есть выход».
***
За последние годы монастырем проделана грандиозная работа по восстановлению скитов, храмов и соборов, варварски разрушенных в советские годы богоборчества. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Валаамского монастыря считается одной из старейших на Валааме. В 1730 году она была построена сначала из дерева, а в 1785 году была перестроена из кирпича.
В годы советской власти церковь была приспособлена под магазин - иконостас служил перегородкой, иконы верхнего ряда были замазаны синей краской: «Если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то, как ранятся наши сердца! – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и поэтому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, она проистекает от постоянной потребности созерцать Божественную красоту».
В Валаамском монастыре очень рады, что в этом году удалось провести полное восстановление церкви Успения Пресвятой Богородицы; отреставрировать часть сохранившихся икон из прежнего иконостаса, восстановить утраченные деревянные резные элементы и по ним выполнить лепное украшение. Специалисты отмечают тщательность и уникальность работ, храм приобрел свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике исторического замысла, но, конечно, уже на качественно ином уровне. Все сюжеты росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Богородицы», «Установление чина о Панагии» и др.
Известно, что первая церковь на Руси, воздвигнутая святым равноапостольным великим князем Владимиром в 991-966 гг., – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом. «Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое Успение Пресвятая Богородица стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.
«Церковь – это не только купола и стены», это, прежде всего таинственное тело Христово, а мы причастны к нему лишь постольку, поскольку являемся клеточками этого живого и Святого Пречистого тела. Восстановление разрушенных церквей, безусловно, является важным делом, однако главное, о чем не должен забывать православный человек, «что христианство – это прежде всего состояние души человеческой» основанное на нищете духа, на познании самого себя. Это есть цель и плод, который открывает нам врата Царствия Небесного, все остальное является лишь вспомоществующим средством, приспособленный к нашим немощам.
В этом году также были закончены работы по благоукрашению нового храма во имя благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Всей душой, чувствуя в Русской Церкви “столп и утверждение Истины”, понимая значение этой Истины в Отечестве, князь выступал державным защитником чистоты церковного вероучения. В свое время на предложение послов Папы Римского принять католичество, князь Александр ответил явным отказом: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим”. «Соблюдение Русской земли, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, – писал историк Сергей Соловьёв, - и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах святого Александра Невского говорится, что князь «Богом рожен».
Строительство храма в честь благоверного великого князя Александра Невского на Валааме началось в 2007 году. Новый храм встречает богомольцев со стороны внутренней бухты, в месте известном как «Иванов хутор». «Всегда на Руси церкви ставили в самом красивом месте, – рассказывает заслуженный архитектор России Андрей Анисимов, автор проекта. – Обычно такое место располагается у воды, ведь исторически, вода для русского города была чрезвычайно важна – это и коммуникации, и питьевая вода, и вода для церковных таинств. Поэтому в качестве места для строительства храмов и скитов на Руси, чаще всего выбирали берег реки или озера».
Внутреннюю роспись храма в течение двух лет проводил художник Илья Терентьев. Храм расписан в стилистике раннехристианского искусства с использованием античной орнаментики, византийского стиля XII века. Иконостас, престол и жертвенник изготовлены из камня с художественной резьбой. Святейший Патриарх Кирилл, отмечая особую роль искусства в процессе создания храмов, подчеркивает, что «за подлинным творчеством – всегда Бог, и мы испытываем некое внутреннее преображение». «Дух творит себе формы» - это духовный закон, сформулированный нам древними преподобными отцами. По этому утверждению, мы делаем вывод, что человек не может создавать истинную красоту, не приобщившись к ее источнику, к Богу. И все православное искусство, вошедшее в анналы истории нашего Отечества, всегда создавалось истинно верующими людьми. Ярким примером того для нас являются творения преподобных Андрея Рублева и Максима Грека, и других православных зодчих. Сформулированные ими законы представляют из себя непререкаемые критерии для современных храмостроителей и благоукрасителей. И мы с радостью отмечаем, что отреставрированные и возведенные храмы Валаамского монастыря, полностью устроены в лучших традициях и канонах православного зодчества.
Трудами братии Валаамского монастыря