Шестая великопостная седмица, неделя Ваий, венчается двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который в северных странах именуется еще Вербным воскресением.
Евангельские события повествуют нам, как ликующий народ срывал листья с финиковых пальм (ваий), чтобы, держа их в руках, встречать Мессию, Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16), смиренно восседающего на молодом ослике. Сошедшийся со всей Иудеи богоизбранный народ вместе со своими одеждами постилал и эти пальмовые ветви на пути торжественного шествия Иисуса Христа.
В России с пальмовыми ветвями туговато, поэтому во время праздника их заменяют вербные веточки, которые начинают распускаться весной или даже зимой в лютый мороз во время Великого поста. Срезанные вербы с пушистыми почками-шишечками остаются как будто в «нетленном» виде на несколько лет, символически удостоверяя верующих в историческом событии воскресения четверодневного Лазаря, память которого мы почитаем за день перед праздником. Вербы напоминают нам о всеобщем воскресении людей, которое произойдет во время второго славного Христова пришествия и последующего Страшного Суда. И, конечно, удостоверяют они нас в воскресении нетленного тела Иисуса Христа, в истинности Пасхи Господней, которую мы будем светло праздновать после искупительных для всего рода человеческого Господских Страстей.
Но, чтобы достойно встретить Праздников праздник, помимо молитв необходимо еще вооружаться на страсти постом. Если кто-то еще не приступал к этому благотворному средству, а, лучше сказать, установлению Божиему, то «ныне время приспе, духовных подвигов начало» (Стихира на хвалитех недели Сыропустной).
«Христос постился перед искушением», — учит нас вселенский святитель Григорий Богослов, — а мы постимся перед Пасхой. Значение обоих постов одинаково, но относительно ко времени немалое между ними различие. Христос противопоставляет пост искушениям, а у нас знаменует он умерщвление со Христом и служит предпразднественным очищением. Христос постится сорок дней, потому что Он Бог, а мы соразмерили пост с силами, хотя ревность убеждает некоторых простираться и сверх сил.
Перед наступлением Своих Страстей, желая в очередной раз уверить учеников, в истинности воскресения, Иисус Христос оживил умершего Лазаря. Он и раньше воскрешал умерших, но в этот раз силой Божией был возвращен к жизни уже смердящий четверодневный мертвец. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12:10-11). О вере народа во Христа часто говорят евангелисты: «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (Ин. 7:31)». А книжники и старейшины, оправдывали свое упорство в клевете и лицемерии: «Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?» (Ин. 7: 48). Верующий же народ они укоряют в невежестве и объявляют проклятым(Ин. 7:49); а себя, убийц, — благоразумными и рассудительными. Пророк Исаия обличает их в этом: руки их исполнены крови (Ис. 1:15); ипервоначальный закон начинается с заповеди: не убий (Исх. 20:13).
Но до того они были склонны к убийству и вообще ко всякому злу, что их ожесточенные сердца были подобны этим самым смердящим мертвецам: очи и слух их были закрыты для восприятия всякой правды, а разум, воля и члены телесные расслаблены для совершения богоугодных дел. Поэтому, пребывая в своем горделивом упорстве, им оставалось подобно разукрашенным гробам лицемерно представлять один только вид добродетели и ревность о правде законной. Иисус из Назарета очень докучал им своими обличениями и многочисленными чудесами, а, главное, отнимал у них всенародное признание и сопутствующий доход.
Торжествен был последний вход Спасителя в Иерусалим. Он шествовал как Царь, сообразно древним пророчествам (Зах. 9:9). Народ и малые дети взывали к Нему: «осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних» (Мф. 21:8-15). Не удивительно ли после сего замечание евангелиста, что Христос, когда приблизился к Иерусалиму«плакал о нем» (Лк. 19:41)?
Иудеи, согласно пророчеству, встречали Его, как своего Царя... Но их понятия о Мессии-Царе были превратны. Многие почитали Его за великого пророка и чудотворца, некоторые, вероятно, даже верили, что Он Сын Божий, но прежде всего, они думали о нем как о земном царе-завоевателе, который сядет на престоле Давидовом и наконец-то освободит их от ненавистного римского ига, а затем победит все народы и царства, так что народ Божий сделается властелином Вселенной.
Сколько ни старался Господь во дни своего общественного служения рассеять этот пагубный предрассудок, он все еще оставался господствующим между иудеями. И с такими-то суетными надеждами они встречали теперь Христа, а другие враги Его, книжники и старейшины иудейские, видя совершаемые им чудеса исцелений в Иерусалимском храме и изгоняемых торговцев, негодовали и еще более ослеплялись завистью и ненавистью к Нему, еще ревностнее заботились, как бы скорее погубить Его (Мф. 21:15).
Господь Иисус Христос по своему Божественному всеведению, конечно же, предвидел, что эта самая ликующая толпа, оказывающая Ему теперь царские почести, чрез несколько дней совершенно оставит Его и перейдет на сторону Его врагов, и вместо «осанна» они будут вопиять: «возьми, возьми, распни Его; нет у нас другого царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15).
Но Божественный взор Христа простирается еще далее. Он предвидит как римляне, враги иудеев, придут и обложат Святой град Иерусалим со всех сторон, как разрушат его, убьют чад его и не оставят на его месте камня на камне за то, что не уразумел Иерусалим дня посещения своего, что евреи не узнали истинного Мессию, и чрез предали Его на мучительную смерть (Лк. 19:42-44).
И мы празднуем ныне торжественный вход нашего Спасителя в Иерусалим. И мы встречаем Его как Царя с ваиями в руках и, нося эти знамения победы, яко победителю смерти вопием Ему: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!»
Мы веруем, что Он есть Царь благодатного царства или Церкви, которую Он основал на земле. Мы знаем, что, хотя Он входит ныне во Иерусалим для крестных страданий, что Он постраждет собственно для того, чтобы победить наших врагов — смерть и ад, дабы Своею Пречистою Кровью примирить нас с Богом и стяжать нам дары Святого Духа, чтобы ниспослать Святого Духа на своих апостолов и чрез них проповедать Евангелие всей твари и создать в мире из всех людей, не только из иудеев, но и язычников, одно благодатное царство, в котором Он будет царствовать до скончания века.
Мы, православные христиане, имеем счастье принадлежать к этому царству. Будем же любить своего Царя и Господа, будем исполнять неуклонно Его святую волю и пользоваться всеми средствами, какие подает Он нам через Церковь для нашего спасения. Тогда не только настоящее, но и все другие наши празднества соделаются для Него истинно-угодными.
А между тем вспомним, что кроме Иерусалима земного, куда вошел ныне Христос, есть еще Иерусалим небесный. Кроме царства благодати есть и другое царство Христово — царство славы. Сам Христос вошел уже туда во всей своей славе, когда вознесся на небеса, но некогда Он введет туда со славою и всех своих истинных последователей. О, если бы и нам удостоиться войти в этот горний Иерусалим! С какою бы радостью мы торжествовали тогда этот вход, — торжествовали не день какой-либо, а целую вечность!
фото Ивана Трандина
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481301