О необходимости знать Православную веру. Часть 1

Богословие нередко воспринимается верующими как некая отвлеченная философия, а Православная вера с ее догматами превращается в конфессиональную идеологию, переставая быть жизненно важной истиной о Боге.
05.06.2022 Трудами братии монастыря  1 218

Первый Вселенский Собор в Никее, 325 год
Первый Вселенский Собор в Никее, 325 год
К сожалению, весьма распространенным является мнение, что Православному христианину для спасения вполне достаточно просто регулярно молиться, участвовать в Церковных Таинствах, выучить Символ веры и стараться вести более-менее добродетельную жизнь. Более ревностные верующие могут к этому присовокупить еще чтение Св. Писания, единократное прочтение (и последующее забывание) книги «Закон Божий», а также необходимость иногда почитывать какую-то легкую аскетическую литературу или даже лучше размышления о духовной жизни кого-нибудь из современных проповедников. Что же касается богословия, догматов, соборов, канонов, то это часто относят к области «темного леса противоречивых мнений заумных книжников», в которой простому человеку ну совершенно невозможно разобраться.

Богословие нередко воспринимается как отвлеченная, оторванная от реальной практической христианской жизни философия, своего рода интеллектуальное хобби узкого круга философов и ученых, у которых нет более важных и полезных для общественности дел, чем «спорить о словах». Ну и, соответственно, так называемым «простым» людям все это знать совершенно не нужно. Больше того – богословие - по мнению некоторых простецов - чаще всего ведет человека к гордости, высокоумию и прелести, ведь об этом и апостол Павел учит: «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1). Девизом, даже в среде православных, становятся гуманистические посылки о том, что «не важно, какой человек веры, главное любовь, вежливость и солидарность…», а Православная вера с ее догматами все чаще в умах верующих превращается в конфессиональную идеологию, переставая быть жизненно важной истиной о Боге.

Что можно на все это сказать? Да, совершенно необязательно всем православным разбираться во всевозможных богословских тонкостях и умело жонглировать греческим терминами. Однако фундаментальные основы Православной веры, как то: Св. Писание, истолкованное строго в русле Св. Предания; догматическое и нравственное учение Церкви; м.б. даже важнейшие канонические правила – постараться усвоить просто необходимо, по ряду очень весомых причин.

Преподобный Иоанн Дамаскин в книге «О ста ересях», ересью под номером 88 называет Гносимахию. «Гносимахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию».

Не правда ли, знакомые фразы? Подобное периодически приходится слышать, как только речь заходит о православном вероучении. Ненужность познаний в Св. Писании и догматическом учении прп. Иоанн называет ересью. Кроме авторитетнейшего Дамаскина, судя по всему, у нас нет иных сведений об осуждении этой ереси, но по своей сути – ненужность знаний для христианина, в том числе знаний о догматах веры, сложно назвать простым заблуждением.

монах Пимен летописец
монах Пимен летописец
Ведь догматы – это и есть сама вера. «Спасение для христиан имеет вполне четкий и определенный смысл. Христос – наш Спаситель, а спасение – это уподобление Христу; Христос означает «помазанник Духа Святого». Значит, уподобление Христу – это стяжание Духа Святого. Дух Святой – это Дух Истины, а неверное учение – это искаженное представление о Христе. Поэтому ложный догмат – это ложный образ Христа. Во лжи не может быть освящения Духом Святым. Поэтому ложные догматы воспринимаются Церковью как духовная смерть. А что касается сходства, то по желанию его можно найти везде»[1].

Чем больше святые отцы возгорались любовью к Богу, тем ближе их сердцу становились вероучительные истины Православия, тем глубже они проникали в спасительный смысл догматов, неложно говорящий им о Боге и Его домостроительстве спасения рода человеческого, и поэтому-то они так ревностно ополчались на тех, кто пытался как-то исказить Открывшегося нам Бога и Его Божественное учение.

Для того, чтобы христиане были сведущи в истинах православной веры, в ранней Церкви существовал целый институт оглашения или катехизации. Желающим присоединиться «к Православию и к части спасаемым»[2], необходимо было принять сердцем и умом главнейшие догматические и нравственные истины христианства, и уже только после этого, глубоко покаявшись в своих грехах, получить дозволение от епископа или пресвитера приступить ко Святому Крещению и получить печать дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания.

До IV века период оглашения продолжался три года(!), а для бывших языческих жрецов и того больше. Однако, в случае добродетельной жизни или опасной болезни оглашенного, срок мог сокращаться. В IV веке, в связи с объявлением св. Константином Великим христианства «дозволенной религией», срок оглашения по ряду причин начинает резко сокращаться и вскоре становится не слишком продолжительным (от полугода до одного месяца). Для оглашения в Церкви проводились многоэтапные беседы, составлялись специальные Катехизисы (например, свт. Кирилла Иерусалимского), краткие изложения веры – Символы, которые подробнейшим образом разъяснялись в тех же катехизисах или частным порядком. До нас дошли беседы перед Крещением свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, свт. Амвросия Медиоланского и других. О некоторых догматах, например, о Таинстве Евхаристии, оглашенные узнавали уже только после принятия Крещения.

Цель оглашения очевидна: невозможно быть христианином (разве что только по одному имени) не зная точно, во что следует верить и как должно жить согласно Преданию Церкви, чтобы наследовать жизнь вечную.

Вероятно, что клир преподавал верующим и некоторые канонические правила[3] Церкви. Ведь строгость канонов направлена не только на нарушителей из клира[4], но и на простых мирян. Следовательно, прежде чем отлучать мирянина от причастия лет эдак на 5-10 или совсем отлучать от общения Церковного, необходимо для начала ознакомить его с правилами, за которые его может постигнуть такая суровая Церковная кара. Поэтому, как нам представляется, донести всю важность соблюдения канонических законов Церкви было необходимо и до мирян. Например, во время церковной проповеди епископ или клирик мог предостеречь верующих от любых сомолений с отлученными (Ап. 10) или еретиками (Ап. 45,), пригрозив отлучением нарушителям апостольских постановлений.

Во всех канонических сборниках православной церкви на первом месте находятся 85 правил Святых Апостолов. Важность и значение этих правил на все времена утвердил Шестой Вселенский Собор (691) 2-м своим правилом, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов осмьдесят пять правил[5]».

За неизменность и точное раскрытие Предания Церкви святые отцы, мученики и исповедники проливали свою кровь, терпели всевозможные мучения, притеснения и гонения от еретиков и язычников; непрестанно с ними полемизировали, обличали их нечестие. Из века в век, со времен Христа и апостолов, неизменно и несомненно свидетельствовали святые отцы в своих трудах и на святых Соборах о безусловной важности и необходимости для спасения себя и ближних содержать Православную веру чистой от еретических искажений, а для этого, разумеется, её необходимо изучать и хорошо знать.

Для этой же цели, после победы Церкви над иконоборчеством, был установлен чин Торжества Православия, в котором для всех православных доступно, недвусмысленно и громогласно доносилось, как им должно верить, чтобы наследовать жизнь вечную; какие лжеучения Церковь отвергает и анафематствует вместе с их начальниками и последователями.

Анафематизмы и вероучительные положения Синодика Торжества Православия – это литургическая переработка соборных определений, принятых Церковью на Поместных или Всеобщих Соборах. Впоследствии, в разных Поместных Церквях «Синодик» приобретал свои содержательные особенности в зависимости от распространяющихся в той или иной области лжеучений или по иным обстоятельствам. Наш Русский современный чин Торжества Православия, содержит всего 12 анафематизмов (можете ознакомиться с ними по ссылке), правда и их обычно в Церкви не зачитывают, в то время, как в XVIII веке в нем содержалось около 50-ти анафематизмов, многие из которых вы можете найти здесь.

Анафемы, там содержащиеся, не потеряли своей актуальности и по сей день. Из публичных выступлений и трудов некоторых современных богословов и проповедников все чаще приходится слышать анафематствованные Церковью лжеучения. Конечно, редко кто-то доходит до того, чтобы воспроизводить еретическое учение слово в слово, как учили сами ересиархи, но, чтобы самому подпасть под анафему и навредить душе слушающих, вполне достаточно воспроизвести суть и смысл еретического учения (пусть даже очень "усовершенствованный").

Торжество Православия
Торжество Православия
Поэтому, на наш скромный взгляд, хотя бы в этот день (Торжества Православия), было бы весьма и весьма полезно подробно доносить до людей о вере Церкви и анафематствованных ею ересях, а не ограничиваться одной лишь нравственной проповедью. Лучше все же не бояться «чересчур утруждать» верующих знанием Православной веры и чтением длинного Синодика, чем подвергать их опасности впадения в опасные для спасения заблуждения.

«Никто не увольняется от обязательства узнавать все всевозможное [о вере]», – учит святитель Феофан Затворник, – хотя на самом деле могут быть терпимы разные степени полноты сего знания. Потому и различают веру уясненную и неуясненную. Сия последняя (неуясненная) говорит: все содержу, что содержит святая вера, хотя не все еще успел узнать, а первая (уясненная): все содержу и знаю ясно. Силу спасать имеет и первая, но кто сознательно не доходит до последней, по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон – признак смерти[6].

Непревзойденный доселе отечественный догматист митр. Макарий (Булгаков) учит: «Смотря на догматы в их взаимном отношении между собою, допускают разделение на догматы общие и основные, иначе называемые членами веры (т.е. 12 членов Символа Веры), из которых каждый заключает в себе по нескольку других догматов, или, по край­ней мере, служит для них каким-либо основанием; и догматы частные, выведенные из первых (из Символа), или на них основывающееся. Совокупность общих догматов, определенная и утвержденная на Вселенских Соборах, составляет Символ веры.

Вывод и определение догматов частных на основании Символа веры, святая Церковь предлагает нам в своих пространных исповеданиях или Катехизисах[7]. Принимая догматы, содержащиеся в Символе веры, мы уже тем самым обязываемся принимать и все частные догматы, которые Церковь выводит из Символа; а отвер­гая какой-либо из частных догматов, неизбежно, хоть и прикровенно, отвергаем самый член Символа веры, из которого догмат тот выведен.

Многие, зная и искренно исповедуя только Символ веры, а не зная всех частных догматов Церкви, считаются православ­ными чадами ее и имеют надежду спасения. А другие христиане, упорно отвергая какой-либо даже из частных догматов Православной Церкви, т.е. не заключающийся буквально в Символе веры, отлучаются от общения с верую­щими и признаются еретиками. Первые, принимая с ясным сознанием Символ веры, принимают (хоть и без отчетливого сознания) и все выводимые Церковью из Символа, частные дог­маты; а последние, вооружаясь против частного какого-либо дог­мата, отвергают чрез то самый член Символа веры, на котором догмат основывается, или, точнее, отвергают IX член Символа веры, где исповедуем мы: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь[8]».

***

Не приведя пока что ни соборных определений, ни многочисленных святоотеческих высказываний, похоже, мы уже несколько уяснили, что Церковь всегда учила своих чад о необходимости знать свою веру.

Но как же тогда быть с некими простыми людьми о которых постоянно приходится слышать, которые якобы совершенно неспособны ничего понимать, а, следовательно, и изучать им ничего не надо? Неужели они все еретики?

Разумеется – нет. Еретиком Церковь называет не всякого заблуждающегося и тем более не не знающего православной веры, а только христианина упорствующего в еретических заблуждениях, касательно важных вероучительных (догматических) вопросов. Еретиками Церковь именует тех кои не поддаются любовным увещаниям и кротким вразумлениям пастырей и благочестивых христиан, неоднократно указывавшим им на заблуждение, и при этом правильно и точно объяснявшим им, как в действительности верит Православная Церковь. Такое заблуждение отцы именуют упорством, сознательным противлением истине. Сознательным именно в том смысле, что человек по своему произволу, по каким-то своим критериям и убеждениям, а не по учению Церкви основанному на Св. Предании, принимает решение во что ему верить, а веру святых отцов отвергает, считает ошибочной и говорит, что в действительности Церковь якобы учит иначе или вовсе молчит о том или ином догмате.

Такие упорствующие в догматических заблуждениях христиане отпадают от Тела Церкви точно также, как отпадает от Церкви любой из нас, когда пребывает в смертном грехе, покуда не вразумится, не ужаснется о своей душевной погибели и не принесет искреннего покаяния в содеянном, с твердым намерением впредь более не совершать тот или иной смертный грех и всеусильно бороться со страстью, от которой грех произошел.

О вразумлении упорствующих перед богооткровенной истиной Церковь постоянно возносит горячие молитвы к беспредельно милосердному Богу, чтобы Он просветил их слепотствующие умы и ожесточенные грехом сердца светом разума и истинного познания.

Что же касается тех православных христиан, которые в силу каких-то непреодолимых жизненных обстоятельств или по неверному понимаю, случившемуся из-за недостатка правильной информации о Православии, или из-за того, что их ввел в заблуждение их приходской священник или авторитетный богослов из телевизора, которым они всецело доверяли, но отнюдь не из духа противления и горделивого упорства, и которым, предположим, Промысел Божий не посылал вразумления через людей или иным образом (хотя, мы более склоняемся к мысли, что Господь всегда так или иначе пытается вразумлять искренне заблуждающихся), которые до самого смертного часа пребывают в том или ином догматическом заблуждении, — эти верующие называются заблуждающимися, но не еретиками. Конечно и само заблуждение может быть совсем не безгрешным, например, произошедшим от нежелания иметь истинных познаний о Боге и вере, т.е. от равнодушия к своей вере.

Еще в нашем скорбном мире есть много тяжело физически больных людей, также и с психическими и умственными отклонениями, которые в силу состояния здоровья не способны усвоить все важнейшие истины Правосланой веры. К ним также следует отнести крещеных в Православной Церкви детей, не вошедших в сознательный возраст.


В следующей части статьи автор статьи попытается разобраться, в чем может заключаться проблема «простых» людей, о простой вере которых нередко приходится слышать.

Продолжение статьи читайте по ссылке: О Необходимости знать православную веру. Часть 2.

[1] Архм. Рафаил Карелин. Книга: «Да никто же вас прельстит»

[2] Смотри 7 правило 2 Вселенского Собора о чиноприеме.

[3] Церковные каноны – 1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан); Правилами (κανόνες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви (свщмч. Никодим Милаш).

[4] Клир (клирики) – священнослужители и церковнослужители: епископы и священники, иподиаконы, чтецы. Древняя Церковь знала еще следующие степени церковнослужителей: певчий, аколуф (помощник священника), экзорцист, остиарий (привратник).

[5] Что эти правила заслуживают авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, – доказательством служит полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания; доказательством далее служить то, что они строго соответствуют церковной практике, представляемой нам в сочинениях мужей апостольских и ближайших их преемников, и наконец, авторитет апостольский признан за ними соборами и отцами первых веков Церкви. (Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями)

[6] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2010. С. 459

[7] Смотри: Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (авторитет Всеправославный, т.е. одобрили все Поместные Церкви), вселенский Катехизис; Исповедание Иерусалимского собора 1672 года или догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере (авторитет всеправославный); Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви святителя Филарета Московского. Катехизис имеет статус официального вероучительного документа в РПЦ; А также труд архиепископа Платона (Фивейского) – Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви.

[8] Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1 § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии.

Рекомендуем

Теперь можно подавать записки через Telegram
Теперь можно подавать записки через Telegram

Спешим сообщить, что в преддверии Троицкой родительской субботы для Вашего удобства мы создали телеграм-бот, с помощью которого Вы можете подавать записки о здравии и упокоении в нашу церковную лавку, а также сделать пожертвование.

1559

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+24°
сегодня в 13:34
Ветер
2.7 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
765.5 мм рт. ст.
Влажность
68%