

Сегодня мы хотели бы познакомить вас с чином зажигания свечей в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, освященного в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где проходят службы с осени до весны, а также немного рассказать о значении свечей в православном храме.
Некоторые гости обители знакомы с нашим богослужебным уставом. Во время службы свечи на подсвечники выставляют только церковники́ (Прим. – братия, несущие послушание в храме). Всем остальным благословляется ставить свечи только вне богослужения, чтобы не отвлекать молящихся частым перемещением по храму. Если паломники хотят, чтобы их свечи горели перед иконами во время богослужения, для этого существует специальный ящик с оборудованными ячейками, где подписано, к какой иконе будет поставлена свеча. Кстати, в нижнем храме во время богослужения электричество не используется. Свечное же освещение имеет несколько значений: 1. практическое, выступая в роли необходимого источника света, 2. знаково-символическое, высвечивая, либо оттеняя наиболее выразительные элементы или части богослужения. Недаром одно из названий вечерней службы, начиная с IV века – «светильничное».
На часах и малом повечерии, которые наряду с полунощницей читаются одним чтецом, дополнительно горят свечи на иконостасе и "амвонных" подсвечниках (На Валааме рядом с амвоном, слева и справа, обычно стоят два "амвонных" подсвечника).
Во время повечерия свечи выставляются на чтение акафиста перед той иконой, перед которой он будет совершаться (Спасителя, Божией Матери или ракой Преподобных). Этот, казалось бы, легкий акцент ночной службы (напомним, что на Валааме зимой ночь в два-три раза длиннее дня) направляет внимание на моление, совершаемое священником перед святыней.
В совершенно другом ракурсе раскрываются крупные формы суточного богослужебного круга – вечерня и утреня, а также Литургия.
На полиелейной утрене, службе еще более торжественной, свечи зажигаются последовательно, начиная от подсвечников, выносимых на центр вместе с праздничной иконой во время пения тропаря; одновременно с этим возжигаются свечи на центральном паникадиле (Прим. – Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма) и, к началу пения полиелейных псалмов весь храм преображается, буквально воплощая фразу из пасхального словотворения прп. Иоанна Дамаскина «Ныне вся исполнишася света...».
На Праздничной литургии, совершаемой архиерейским чином, дабы выделить значимость служения епископа, возжигаются также все свечи, включая паникадило.
В основе принципа "вжигания свещ" лежат предписания Типикона 24 и 25 главы, однако, адаптированные к сегодняшнему дню в связи с произошедшими в многовековой истории нашей Церкви богослужебными метаморфозами.
***
Во время горения свечи чувствуешь, как боль, тяготы, уныние, скорби становятся менее обременительными, и уже, выходя из храма понимаешь, что на самом деле внешняя ситуация не поменялась, но изменилось твоё отношение к ней. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского,
"ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, то напрасна и жертва твоя Богу».
Свеча - это символ молитвы, символ нашего общения с Богом. Очень важно доверие Богу не только во время молитвы, но и на протяжении всей жизни, а также понимание того, что всё, что с тобой происходило и происходит - это Его Промысел о тебе. От осознания того, что наша жизнь находится в руках Божиих, рождается смиренное сознание своей немощи и зависимости от Кого-то вне себя, вне своей самости. Но зависимость от Бога не должна быть рабской. Мы призваны достигнуть в меру сынов Божиих, которые служат Создателю не рабски и не как наемники, а по любви, как любящие дети своему любящему Отцу.
«Не моя воля будет, а Твоя. Не как я хочу, а как Ты хочешь, Господи».
трудами братии Валаамского моанстыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 496419