О вжигании свещ

Сегодня мы хотели бы познакомить вас с чином зажигания свечей в Спасо-Преображенском соборе нашей обители, а также немного рассказать о значении и символизме свечей в Православии.
23.07.2022 Трудами братии монастыря  3 426

В течение года на Валааме мы с вами можем наблюдать два отличных друг от друга периода: паломнический сезон и все остальное время. Каждый из двух периодов по-своему прекрасен, и краски природы радуют нас на протяжении всего года. Созерцая первозданную природу Валаама, жизнь как будто останавливается и душа словно соприкасается с вечным замыслом Великого Художника о мире и человеке. Эти моменты очень важны для нашего внутреннего мира: минуты умиротворения и глубоких молитвенных размышлений. Первый период – с октября по апрель, когда остров погружается в уединение и тишину, и лишь немногочисленные гости приезжают помолиться или посмотреть остров, когда нет обилия туристов и паломников. Второй период – с мая по сентябрь, паломнический сезон, во время которого происходит наплыв экскурсионных групп и богомольцев, желающих поклонится святыням. Этот период привносит в размеренный монастырский уклад некую мирскую буйность и стихийность.

Сегодня мы хотели бы познакомить вас с чином зажигания свечей в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, освященного в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где проходят службы с осени до весны, а также немного рассказать о значении свечей в православном храме.

Некоторые гости обители знакомы с нашим богослужебным уставом. Во время службы свечи на подсвечники выставляют только церковники́ (Прим. – братия, несущие послушание в храме). Всем остальным благословляется ставить свечи только вне богослужения, чтобы не отвлекать молящихся частым перемещением по храму. Если паломники хотят, чтобы их свечи горели перед иконами во время богослужения, для этого существует специальный ящик с оборудованными ячейками, где подписано, к какой иконе будет поставлена свеча. Кстати, в нижнем храме во время богослужения электричество не используется. Свечное же освещение имеет несколько значений: 1. практическое, выступая в роли необходимого источника света, 2. знаково-символическое, высвечивая, либо оттеняя наиболее выразительные элементы или части богослужения. Недаром одно из названий вечерней службы, начиная с IV века – «светильничное».

ящички для свеч, которые ставятся перед иконами во время богослужения
ящички для свеч, которые ставятся перед иконами во время богослужения
На полунощнице, которая является одним из богослужений суточного круга (Прим. – в своём современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к одиннадцатому веку. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час) зажигаются только лампады, таким образом, оставляя молящихся в полумраке.

На часах и малом повечерии, которые наряду с полунощницей читаются одним чтецом, дополнительно горят свечи на иконостасе и "амвонных" подсвечниках (На Валааме рядом с амвоном, слева и справа, обычно стоят два "амвонных" подсвечника).

Во время повечерия свечи выставляются на чтение акафиста перед той иконой, перед которой он будет совершаться (Спасителя, Божией Матери или ракой Преподобных). Этот, казалось бы, легкий акцент ночной службы (напомним, что на Валааме зимой ночь в два-три раза длиннее дня) направляет внимание на моление, совершаемое священником перед святыней.

В совершенно другом ракурсе раскрываются крупные формы суточного богослужебного круга – вечерня и утреня, а также Литургия.

На вечерне во время чтения кафизмы, к началу пения стихир на «Господи, воззвах» (Прим. Кафизма – богослужебная часть библейской книги Псалтирь. Всего в Псалтири выделено 20 кафизм, состоящей из 150 псалмов),зажигаются свечи на всех подсвечниках в храме, тем самым поддерживая развитие напряжения, создаваемое пением братского хора, в ходе богослужения. А полностью они гасятся с началом повечерия, которое в Валаамском монастыре совершается "без расхода", составляя видимый контраст соединяемых служб. Когда вечерня совершается в составе всенощного бдения, свечи, начиная с задних подсвечников, гасятся по окончании стихирного цикла, на чтении Трисвятого и остаются гореть лишь на передних подсвечниках, постепенно вводя в настроение Шестопсалмия, к началу чтения которого, храм становиться полностью затемнен.

На полиелейной утрене, службе еще более торжественной, свечи зажигаются последовательно, начиная от подсвечников, выносимых на центр вместе с праздничной иконой во время пения тропаря; одновременно с этим возжигаются свечи на центральном паникадиле (Прим. – Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма) и, к началу пения полиелейных псалмов весь храм преображается, буквально воплощая фразу из пасхального словотворения прп. Иоанна Дамаскина «Ныне вся исполнишася света...».

На Праздничной литургии, совершаемой архиерейским чином, дабы выделить значимость служения епископа, возжигаются также все свечи, включая паникадило.

В основе принципа "вжигания свещ" лежат предписания Типикона 24 и 25 главы, однако, адаптированные к сегодняшнему дню в связи с произошедшими в многовековой истории нашей Церкви богослужебными метаморфозами.

***

Во время горения свечи чувствуешь, как боль, тяготы, уныние, скорби становятся менее обременительными, и уже, выходя из храма понимаешь, что на самом деле внешняя ситуация не поменялась, но изменилось твоё отношение к ней. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского,

"ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, то напрасна и жертва твоя Богу».

Наши молитвенные прошения различны: о здравии, об упокоении, об укреплении в вере, бывают и меркантильные просьбы… Не всегда мы осознаём, что просимое нами может быть совсем не полезно нам или для тех, о ком мы молитвенно просим Бога. Часто мы просто чего-то очень сильно хотим, совершенно не беря в расчет волю Божию о нас или о человеке. Конечно, когда мы вспоминаем в молитве нашего ближнего и наше прошение разумно, не противоречит закону Божию, то мы таким образом, исполняем заповедь «о любви к ближнему» (Мф. 22:39), и эта молитва не зависимо от результата пойдет нашей душе на пользу.

Свеча - это символ молитвы, символ нашего общения с Богом. Очень важно доверие Богу не только во время молитвы, но и на протяжении всей жизни, а также понимание того, что всё, что с тобой происходило и происходит - это Его Промысел о тебе. От осознания того, что наша жизнь находится в руках Божиих, рождается смиренное сознание своей немощи и зависимости от Кого-то вне себя, вне своей самости. Но зависимость от Бога не должна быть рабской. Мы призваны достигнуть в меру сынов Божиих, которые служат Создателю не рабски и не как наемники, а по любви, как любящие дети своему любящему Отцу.

«Не моя воля будет, а Твоя. Не как я хочу, а как Ты хочешь, Господи».


трудами братии Валаамского моанстыря


Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414345

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 12:56
Ветер
1.8 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
754.3 мм рт. ст.
Влажность
86%