Избави мя от клеветы человеческия,
И сохраню заповеди Твоя.
Живя за границей, сестра матери Анны Александровны организовала за большие деньги побег Анны Александровны с матерью.
10 января 1921 года двое финнов, на запряжённых лошадьми больших санях, по льду переправили Анну Александровну с матерью на финский берег.
Они проехали по льду последними. Вслед за ними прошёл ледокол "Ермак", прорезывая лёд.
Было почти светло, когда мы с разбегу поднялись на финский берег и понеслись окольными дорогами к домику финнов, боясь здесь попасться в руки финской полиции. Окоченелые, усталые, мало что соображая, мать и я пришли в карантин, где содержали всех русских беженцев. Финны радушно и справедливо относятся к нам, но, конечно, не пускают всех, опасаясь перехода через границу разных нежелательных типов. Нас вымыли, накормили и понемногу одели. Какое было странное чувство - надеть сапоги.
После допроса финской центральной полиции, 14 января 1921 года, они живут на их родовой даче в Терийоки (Зеленогорск).
Жизнь в Финляндии была безопасной, но сопровождалась как материальными и физическими трудностями, так и внутренними скорбями.
Другая культура, другой язык, жизнь с чужими людьми, представление которых о ней сложились на основании газетной информации. Её считали виновницей трагедии России, называли любовницей Распутина, хитрой интриганкой, у которой через дружбу с Государыней была значительная политическая власть. Со стороны соотечественников она испытывает отчуждение, презрение. К этому добавлялись материальные лишения, доходящие до бедности. К тому же болезнь ног и тела после железнодорожной катастрофы и надломленное душевное состояние после происшедших событий, арестов и тюрем.
Сразу же после побега из России, она начинает писать первую книгу своих воспоминаний, чтобы рассказать о действительном положении событий того времени, для примирения народа с Царём, как об этом просил её М. Горький, о себе.
Воспоминания вышли в 1923 году на финском, шведском и английском языках. В Финляндии она вышла под названием "Воспоминания о русском Дворе и революции", в России - "Страницы моей жизни".
Хотя Анна Александровна после развода с мужем в 1908 году приняла девичью фамилию Танеева, при поселении её в Финляндии фамилия была утверждена в форме Танеева-Вырубова. Книга вышла под фамилией Вырубова, т. к. это имя было известное, нашумевшее и книга имела бы спрос. Доход от её продажи давал средства к существованию Анны Александровны с матерью на некоторое время.
В Выборге Анна вместе с мамой Надеждой Илларионовной проживали в двух разных, находившихся рядом, квартирах знаменитого дома "Эден" (Linnankatu, ныне Крепостная, 32). В книге о доме "Эден", изданной в Хельсинки в 2001 г., Анна и Надежда Илларионовна значатся в списках жильцов этого дома. А в телефонных книгах за 1938 и 1939 годы мы находим имя Анны адресу: Pantsarlahdenkatu 6, as.3, т.е. до смерти мамы она вместе с ней жила в доме "Эден", а после её смерти она оставляет "Эден" и переезжает на Pantsarlahdenkatu и живет там до отъезда из Выборга. Дом этот более простой, чем "Эден". Вероятно, Анне было тяжело оставаться там жить без мамы, и была, видимо, стесненность в средствах...
Живя в Выборге, она знакомится с Выборгским епископом Александром. Во время войны Выборгская кафедра перемещается в Хельсинки, и дружба с ним длилась на протяжении всей её жизни в Финляндии.
В то же самое время, Анна Александровна совершает частые поездки в Валаамский монастырь, где завязывает дружбу с иеросхимонахом Ефремом и схиигуменом Иоанном. Посещения Валаама и духовные беседы со иеросхимонахом Ефремом, усилили решение Анны принять монашество. Ещё в Петербурге она дала обет Богу, что если ей с матерью удастся безопасно перебежать в Финляндию, то она свою оставшуюся жизнь посвятит Богу.
Анна была инвалид, её нетрудоспособную и не привыкшую к тяжёлым сельскохозяйственным работам, не могли взять в действующий в Финляндии Линтуловский женский монастырь.
Мягкосердечный отец Ефрем всё же желал помочь своему духовному чаду в её духовном стремлении. 14 ноября 1923 года происходит её тайный монашеский постриг с именем Мария, в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины, празднование которой совершается в неделю Святых жен-мироносиц и 4 августа по церковному календарю (н.с.). Постриг был совершён в Смоленском скиту Валаамского монастыря, настоятелем Валаамской обители, Игуменом Павлином. Духовным отцом её становится иеросхимонах Ефрем (Хробостов).
Из родовой дачи по решению губернатора от 01.10.1925 г, их высылают в Выборг, где они живут в доме М.П. Акутиной до 1939 года, начала финской Зимней войны.
Имя Анны Александровны вновь очерняется, в связи с выходом в 1928 году, в издательстве "Ориент", Латвия, дневника, якобы принадлежащего её перу. Этот лжедневник, грязный, очерняющий Царя и Царицу пасквиль - включал в себя и сокращенный вариант её подлинных воспоминаний. В очередной раз груз непомерной тяжести лжи и клеветы переносит она, оставаясь верной Богу, Царю и Отечеству. Она, не пренебрегая людьми, а по своей собственной воле начинает жить, посвящая жизнь молитве.
В 1930 годах, будучи в постриге и имея достаточно времени, около 20 лет, спокойно осмыслить события прошедшего времени, Анна Александровна начинает писать вторую книгу своих воспоминаний: "Фрейлина Государыни". Если в первой книге воспоминаний она больше раскрывает правду о своём трагическом положении - аресты, тюрьмы и о событиях, предшествующим им, то во вторых своих воспоминаниях она выносит правду о трагическом периоде русской истории. В них она пишет о Царской Семье; о Государе, о Государыне, их детях. Она рассказывает об их буднях, отдыхе, о событиях, свидетелем которых и участником она была.
Главный мотив своих воспоминаний Анна Танеева-Вырубова изложила в своём наброске введения в 1938 году:
Я уверена, что в будущем будут исследовать исторические газеты и много писать о жизни Семьи Последнего Царя - и я чувствую, что моей обязанностью является описать и сохранить для истории те обстоятельства, среди которых, идя в ногу с жизнью Царской Семьи, мне пришлось биться за жизнь. Воспоминания навсегда сохранятся во мне.
Большим желанием Анны Танеевой-Вырубовой было то, чтобы написанное ею представляло историческую ценность и пролило свет на понимание несчастной Государыни, которой она безвозмездно и преданно служила и была верной подругой на протяжении 12 лет.
В 1930 годах Анна Александровна многократно просила финского гражданства, что давало бы ей социальную помощь, но получала отказы.
Так, в 1935 году прошение было отказано по причине "неопределённости дохода просительницы" и её социальное обеспечение пришлось бы обеспечивать за счет средств малоимущих.
Действительно, часть собственности, что была у Анны Александровны, была израсходована на её существование с матерью в период голода и беспорядков гражданской войны в Петербурге, часть была национализирована. Сама она была нетрудоспособной, передвигалась медленно с помощью палки.
Но Господь и добрые люди не оставляли её. Она пишет в воспоминаниях:
И у меня, и у матери душа была полна неизъяснимого страдания: если было тяжело на дорогой Родине, то и теперь подчас одиноко и трудно без дома, без денег. Но мы со всеми изгнанными и оставшимися страдальцами в умилении сердец наших взывали к милосердному Богу о спасении дорогой Отчизны. Господь мне Помощник и не убоюся, что сотворит мне человек.
Последние годы жизни в Выборге омрачались болезнью и смертью матери.
13 марта 1937 года, после продолжительной болезни, умирает её мама - Надежда Илларионовна, которая была для неё пониманием и поддержкой, как в радости, так и в горе на протяжении всей её жизни. Отпевание было совершено в Выборгском кафедральном соборе Преображения Господня. Похоронена на кладбище Ристимяки. О том, что значили для неё родители, Анна Александровна пишет в своих воспоминаниях:
Не смотря на путешествия и полученное образование, больше всего нас, детей, всё-таки воспитали наши родители. Самым большим счастьем для нас было быть в их кругу, и они со своей стороны посвящали нам каждую свободную минуту. Под влиянием наших родителей, из нас выросли люди, любящие искусство и всё красивое. Вера в Бога, посещение Богослужений, безупречная жизнь, молитва были для нас опорой на жизненном пути. Наш отец подчёркивал важность для человека чувства долга и призывал нас во всех случаях жизни следовать голосу своей совести. Он сам был самозабвенно предан Престолу и своему Государю; эту же преданность мы переняли от него, как и он перенял её от своих предков.
Во время болезни матери, Анна Александровна приобретает друга - Веру Запевалову, которая вначале ухаживала за её матерью. Вера, сдержав обет, данный Надежде Илларионовне, что не оставит её дочь, затем, порой безвозмездно, помогала и ухаживала за Анной Александровной.
2 мая 1937 года Анна Александровна заключает договор с финским издательством на издание книги воспоминаний "Фрейлина Государыни" и фотографий из личного фотоальбома. Живя в бедности, за переданные статьи и фотографии получая гонорар, Анна Александровна как-то облегчала жизнь свою и Веры.
Суждено было этому изданию выйти в свет в Финляндии под редакцией Ирмели Вихерюури, в издательстве "Отава" лишь только в 1987 году. В настоящее время перевод этой книги готовится к изданию в Москве.
Осенью 1939 года началась Зимняя война. Анна Александровна и Вера, убегая от войны и большевиков, уезжают в Швецию и живут недалеко от Стокгольма в маленьком приюте на полном обеспечении. Их расходы оплачивал Шведский Двор. Тогдашняя Королева Луиза, была дочерью сестры Государыни Александры Фёдоровны. Анна Александровна была знакома и дружна с ней.
Королева Луиза, заметив бедность существования Анны, и после войны выплачивала ей небольшую пенсию, которой хватало лишь для скудного проживания. Кроме того, она отправляла ей небольшие подарки, как ковры и т. п., всё, что можно было продать. Денежных средств платить Вере у Анны Александровны не было, но Вера, будучи верующим человеком, проникнувшись состраданием и любовью к Анне, не оставила её.
После окончания войны, в марте 1940 года, когда в Выборг уже не было возврата, так как его территория перешла к Советскому Союзу, они едут в Финляндию. Некоторое время они живут в Хаминалахтинской усадьбе, недалеко от города Киорио.
По просьбе Анны, военный маршал Г. Маннергейм, с которым она была лично знакома, написал ей следующее письмо:
Свыше тридцати лет я знаком с Госпожой Анной Танеевой, с её уважаемыми родителями и со многими членами их рода и прошу этим всех тех, кто окажется в общении с Госпожой Танеевой - много выстрадавшей, кроме того, ставшей инвалидом после железнодорожной катастрофы - относится к ней сочувственно и с пониманием.
Письмо успокоило и дало чувство безопасности боязливой Анне.
В Хельсинки они получают двухкомнатную квартиру на ул. Топелиуса 29 В. Квартира была на первом этаже в плохом состоянии, маленькая, с окнами напротив остановки, шум с оживлённой улицы проникал вовнутрь и не умолкал даже и ночью. Комната, в которой жила Анна Александровна, была проходной в комнату, где жила Вера.
С помощью друзей удалось обставить комнаты мебелью. В комнате Анны Александровны на стене висели портреты Государя и Государыни до конца её жизни. Свет в комнате был полутёмным, дверь всегда была приоткрытой, во избежание стуков в дверь. Видимо страх арестов, ужасов тюрем не покидал её и в Финляндии. Сидела она, в основном, в углу комнаты, у телефона.
Под руководством епископа Александра в маленькой квартире Анны собирались эмигранты для бесед на духовные темы. В основном это были духовно подопечные старца Иоанна, проживающие в Хельсинки.
Анна Александровна жила в этой квартире до скончания жизни.
Вера продолжала жить в ней еще 20 лет - до 80- годов, а затем переехала в дом престарелых для русских "Хелена", где в 1984 году скончалась также в возрасте 80-и лет, как и Анна. Могила её находиться не далеко от могилы Анны Александровны.
Послевоенный период, особенно 1943-1947 годы, Анна Александровна испытывает крайне стесненное материальное положение и проводит отшельническую жизнь. Основная часть эмигрантов, по-прежнему, чуждалась её. Преданная монашескому обету, она общалась уже только с церковными кругами.
13 марта 1947 году умирает её духовный отец, иеросхимонах Ефрем. Анна Александровна была уже не в состоянии ездить на Валаам. Духовным её отцом становится настоятель Хельсинского прихода Михаил Касанко. За духовным её развитием следилось и поддерживалось письмами из Валаама. В них давались советы на разнообразные вопросы.
Не без проблемными становятся и её отношения с Верой, что очень беспокоит её. Об этом она пишет схиигумену Иоанну, Валаамскому старцу, назвавшему Анну "осколком утонувшего корабля", и который так отвечает ей на письмо:
Простите меня, грешного, за моё молчание, ибо, если и не писал, но, однако же, помнил всегда молитвенно Вас и Веру. Да поможет вам Бог жить в мире и согласии. Носите немощи друг друга и так исполните закон Христов. Живя вдвоём, достижение духовного мира требует терпения и смирения и, если у нас нет этих добродетелей, думаем, что другой всегда неправ, а не я.
Несмотря на скудную, порою суровую жизнь, когда совершенно не было средств к существованию, неся клевету, презрение, отчуждение соотечественников, терпя болезни, по свидетельству очевидцев, в ней не было озлобленности. Она была мягким человеком, ни кого никогда не винила, молча, несла все тяготы жизни. В этом ей помогал, давал силы терпеть и всё переносить образ её любимой Государыни.
У них с Верой была дача в Ярвенпяя, где они проводили летнее время. Там Анна Александровна, вдали от шума города, могла рисовать, писать акварели, которые дарила или продавала за небольшую плату друзьям, как-то облегчая своё с Верой жалкое существование. Также пасхальные и рождественские открытки она делала сама. В этом её воодушевлял пример её любимой Государыни.
30 июня 1964 года Анна Александровна заболела на даче и была привезена в хельсинкскую больницу. Она простилась с немногими своими друзьями, исповедовалась, причастилась Святых Христовых Таин и отошла к Господу 20 июля 1964 года в возрасте 80-ти лет.
На могильном памятнике Ильинского кладбища Хельсинки надпись - Анна Александровна Танеева.
20 июля 2006 года на панихиде, по случаю 42 годовщины её смерти, один из присутствовавших и знавший её при жизни, спросил, за чьи деньги был поставлен каменный памятник на её могиле.
Дочь родителей знатного рода, служившего всем русским Царям, как и она сама, видимо, имела деньги только на гроб и на могилу. Памятник на её могиле был поставлен православной церковной общиной Гельсингфорского прихода.
Людмила Хухтиниеми.
Документальный фильм. Финское ТВ. 2005.
Анна Вырубова. "Фрейлина Государыни". Под редакцией Ирмели Вихерюури. Отава. 1987.
А.А. Вырубова. Страницы моей жизни. Благо. 2000.
Рассказы очевидцев.
© www.tsaarinikolai.com. Материал и фотографии публикуются с любезного разрешения Общества памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой в Финляндии. Дополнительные материалы о проживании А. Вырубовой в Выборге предоставлены А. Матвиенко.
Анна Александровна Танеева-Вырубова, фрейлина Государыни Александры Фёдоровны и её ближайшая подруга, воспитанная в лучших русских традициях, верная Престолу и преданная Семье Помазанника Божия, осененная глубокой верой в Бога и водимая особым о ней Промыслом Божиим, прошла через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Как мученица перенесла атмосферу разнузданной клеветы и жестокой травли Престола, а также тех, кто был искренне предан Ему.
Она не изменила своим Царственным друзьям, не предала их, не исказила правды о них в угоду обстоятельствам и человеческой злобе, вынесла эту правду на своих немощных плечах.
Оставшись инвалидом после железнодорожной катастрофы, пережила физическую боль, а также нравственные страдания, унижения и поношения от людей до конца своей жизни никого не обвиняя, не озлобляясь.
За любовь и преданность Царской Семье, Господь хранил её на всех путях. Чудом ей удалось избежать расстрела и перебежать в Финляндию. В Финляндии, в 1923 году она приняла тайный монашеский постриг, написала две книги своих воспоминаний. Прожила на финской земле 44 года, похоронена она на Ильинском кладбище, сектор 27. Могила её становиться всё более посещаемой. Зарегистрированы случаи исцелений и благодатной помощи.
Общество памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой поставило целью восстановить и сделать посещаемыми места пребывания Царской Семьи в Виролахти, а также восстановить доброе имя Анны Александровны Танеевой, монахини Марии.
Жизнь Анны Александровны является примером и достойна подражания для всех любящих не равнодушных к судьбе России. Обществом принят проект создания в Хельсинки музея ее имени.
Людмила Хухтиниеми.
Председатель Общества памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой в Финляндии.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490979