Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.
03.09.2018иеромонах Севастиан (Кузнецов) 8 867
Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Если ты будешь подражать Ему и делам Его…»
Господь многократно во время своего пребывания на земле проповедовал притчами. «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им». Он говорил на доступном для людей того времени языке символов-образов, которые с помощью простых примеров и сравнений из жизни открывают иную реальность - присутствие Царствия Божьего внутрь нас.
Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.
Вся проповедь Спасителя говорит о пришествии Царствия Божьего на землю, в притчах Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле. Притчи Спасителя обращены не только к толпе народа, но и к каждой отдельной личности, они побуждают человека поразмыслить и задуматься о духовных предметах: о спасении, о Боге, о вечной муке, о душе и о многом другом. Уча притчами, Спаситель обращается к свободной воле человека, к желанию каждого из нас, к нашей решимости и самоотверженности. Это Господь выразил в следующих словах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
И вот сегодняшняя притча Спасителя о брачном пире обращена к нам и говорит о самом важном, о призвании нашем очистить свое сердце от страстей и войти в Царствие Божие. Постараемся вникнуть в глубокий духовный и спасительный смысл притчи, призывая на помощь благодать Святого Духа. Ещё нам помогут святые отцы Церкви, которые из любви к нам разъясняют таинственный смысл притчи. Притча о брачном пире содержится у двух евангелистов Луки и Матфея, которые немного дополняют друг друга. Притча начинается так: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». (Матф 22:2,3) «И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти…» Мф.22:4. Потом послал и других рабов, говоря: скажите званным: вот обед мой приготовлен, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки. Мф.22:5–6. Они же пренебрегли тем приглашением Царя, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватили рабов его, оскорбили и убили их. Мф.22:8–9.
Царь устроивший брачный пир — это Бог Отец, который издревле призывает род человеческий ко спасению. Брачная вечеря и пир — это Благодать Святого Духа, насыщение — это питание ей ума и души, Царствие Божие в которое можно войти еще при жизни. Царствие Божие и Чертог Царя находится в сердце человека которое надо очистить от страстей, об этом говорит нам прп. Макарий Египетский: «сердце есть чертог Христов; но оно наполнено всякой нечистотою и многими толпами лукавых духов. Поэтому, надобно возобновить и перестроить его, приготовить внутренние горницы и ложницы. Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое царство»[1].
Жених — это Сын Божий, а званные - это души, призванные стать невестами Христовыми, сочетаться в духовном браке со Христом в Церкви. В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос. Также под брачной вечерей отцы Церкви понимают таинство святой Евхаристии, на которую мы сегодня все собрались напитаться духовной трапезой и приобщится тела и крови Христовых. Посланники рабы царя это, во-первых, ветхозаветные праведники и пророки, а потом апостолы, мученики благовестники веры Христовой.
В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос.
Многие и наилучшие из проповедников Царствия Божия, с точностью, как и описано в притче, были замучены и убиты: пророк Исайя распилен пилой, Иоанн Предтеча усечен мечем, архидьякон Стефан побит камнями и многие другие претерпели мученическую смерть. Званные те, кто были первыми призваны через веру в Бога - это Иудеи. Званные - это те учителя, книжники, священники, архиереи - люди образованные, кому было дано правильное знание о едином Боге. Им было первым дано приглашение наследовать Царствие Божие, войти в него, но они отвергли призыв Божий. Они хорошо устроились в этой жизни, заняли солидное положение в обществе, прилепились к земле как богатый юноша, который исполнил основные заповеди закона, но не готов был оставить свое имение и следовать за Христом. В притче очень хорошо показано, из-за чего званные, а это и мы с вами, верующие во Христа отказываемся прийти на брачный пир. У апостола Матфея ради поля и торговли, а у евангелиста Луки званные отклоняют приглашение из-за земли, женитьбы и пары волов.
Согласно толкованию прп. Максима Исповедника: «Женщина означает сластолюбие, пара волов – любостяжание, а земля – чревобесие. Каждый человек, охваченный этими [страстями], отпадает от Божиих обетований»[2]. Так и мы всегда находим какой-то повод, извинение, чтобы отказаться прийти на службу в Храм Божий или забыв обо всем помолится Богу, исполнить свое молитвенное правило. И Господь показывает нам наше истинное лицо, кто мы есть из - за работы, житейских забот и попечений, из желания заработать побольше денег и наслаждаться материальными благами мы прилепляемся к земле, наше сердце каменеет и не готово откликнутся на призыв Божий. И как верно описывает такое плотское состояние души свт. Григорий Нисский: «Как глаза свиней, по природе обращенные вниз, не могут видеть чудных красот небесных, так душа, привязавшись к телу, не может созерцать горних красот, потому что преклонилась к тому, что грубо и скотоподобно по природе. Итак, чтобы душа наша могла свободно и беспрепятственно стремиться к божественному и блаженному наслаждению, она не должна обращаться ни к чему земному и принимать участия в тех мнимых удовольствиях…но всю силу любви от плотских предметов должна обратить к созерцанию умственной и невещественной красоты»[3].
Прилепляясь к земле и чувственным плотским удовольствиям, мы забываем о своем высоком предназначении стать жителями небесного Иерусалима, приобщится Царствия Христова еще при жизни на земле. Мы должны жить на земле как странники и путешественники, ищущие войти в Небесный Град. А странники, по слову Климента Александрийского — «это те, кто чужд всего земного. (4) Тех же, чьи надежды ограничиваются земными делами, кто цель своей жизни видит в земных наслаждениях и предан лишь чувственным удовольствиям, мы считаем принадлежащими этому миру»[4]. Далее притча повествует: «Тогда сказал рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни. Идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовете на браки. Мф.22:10. И изшедше рабы они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злыя же и добрыя: и исполнися брак возлежащих». Господь сначала через закон и пророков призывал свой народ ко спасению, в последние дни и сам проповедовал среди Иудеев. Когда же они отвергли проповедь Христову был разрушен Иерусалим и Иудеи были рассеяны по всей земле. После этого Господь призвал с распутья и злых и добрых, а у евангелиста Луки он призвал: нищих, увечных, хромых и слепых. Кто же это такие странствующие по распутьям?
Проповедью апостолов были призваны в Царствие Божие в Церковь Христову все народы земли, язычники, живущие вне ветхозаветно Закона.
Среди них были злые и добрые, странствующие по распутьям земли — это народы не знающие пути и дороги к Богу, заблудившееся в различных ложных верованиях, в служении своим страстям и идолопоклонстве. Злые и добрые - это люди разных званий и сословий, те не многие кто из них жил праведно и по естественному закону совести - это добрые, как например, Корнилий Сотник, а те, кто жил, услаждаясь грехом жили против совести - это злые. Все они крестились и были призваны через апостольскую проповедь в Церковь Христову на брачную трапезу. Нищие, увечные, хромые и слепые: это те, кто призван от греховной жизни Богом, как например мытарь, блудница, простые люди, пастухи, рыбаки, которые не привязаны были не к чему земному и откликнулись на призыв Христа следовать за Ним, быть его рабами, идти за ним куда бы он не пошел. Они забыли о себе, вменили себя не во что, смирились пред Богом, осознали свое жалкое духовное состояние, и не мнили о себе высоко, а считали себя прахом и землей пред Богом. Вот и мы дорогие, все призваны Богом через крещение и злые и добрые. Добрые - те из нас кто еще до крещения и воцерковления старался жить праведно по совести творить добрые дела, а злые - которые жили против совести явно работая греху. Но того что мы крестились, постриглись в монахи и ходим в Храм Божий еще недостаточно для нашего спасения.
Мы хотя и крестились, пришли в Церковь, в монастырь, но в жизни своей не имеем постоянства, мы колеблемся между добром и злом, склоняемся то на одну, то на другую сторону. Нам необходимо изменить свое внутреннее состояние души и направление своей воли из злых сделаться добрыми, утвердится в праведной жизни по Богу. Потому что, как пишет свт. Григорий Палама: «если званный откликнется на зов, и крестившись будет призван Христом, но не будет при этом шествовать достойно сего призвания, и если, живя во Христе, не исполнит тех обязательств, которые он дал при крещении, то такой человек, хотя и является «званным», но не — «избранным»[5]. Об этом повествует дальнейший ход притчи. Когда брачный пир уже был наполнен званными гостями, царь пришел посмотреть возлежащих и увидел человека, не одетого в брачную одежду. И сказал ему: «Друг как ты вошел сюда не имея брачной одежды» он же умолчал. Мф.22:12. Тогда сказал царь слугам: свяжите ему руки и ноги, возьмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом Мф.22:14. Много бо суть званных, мало же избранных.Мф.22:11. Господь постепенно подводит нас к главной мысли притчи о брачной одежде.
Вот, дорогие, задумаемся, что это за брачная одежда не имеющий которой даже верный и званный связывается слугами, то есть ангелами по рукам и ногам и изгоняется из Царствия Божия с великим позором и подвергается адским мукам.
Святые отцы единогласно говорят нам что брачная одежда есть добродетель: одни упоминают чистоту, другие любовь, третьи смирение.
Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Одеяние духовного брака это — добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью, и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда»[6]. Послушаем также и святого Павла что он говорит нам о брачной одежде: «Итак облекитесь» ... «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ... «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12–14).
Какая же из всех добродетелей больше всего нам необходима для вхождения в Царствие Божие? Вспомним о добродетели смиренномудрия, которая «заключается в том, чтобы творить благие [деяния], но считать себя нечистым и недостойным Бога, надеющимся спастись благодаря только одному человеколюбию Его», «чтобы во всех добрых делах, которые человек совершает, не считал бы он, что творит нечто благое, но исповедовался бы Богу как великий должник Его, не воздающий ничем достойным за [многочисленные] блага, даруемые Богом ему»[8]. И еще «истинное смиренномудрие, за которое прощаются грехи, есть то, когда человек, живя по Богу и творя благие дела, считает себя грешником, «прахом и пеплом» (Быт. 18:27), как сказал Авраам, или, как изрек о себе пророк Давид, «червем, а не человеком» (Пс. 21:7)»[9]
Благодаря смиренномудрию мы становимся похожими на Христа и носим на себе одеяние самого Господа.
Об этом говорит нам преподобный Исаак Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего»[10]. Без этой одежды нельзя быть в присутствии Царя Христа на его Вечери в Царствии Божием. Да добрые дела нам необходимы, но их еще недостаточно «но нужно также облечься в кротость и смирение Христовы, чтобы верующий в Христа имел черты христовы и, изменившись так, чтобы стать по естеству кротким и смиренным, был принят в небесные дворцы и в радость Господа своего»[11].
Вот мы пришли в Храм Божий на святую трапезу литургию приобщится святых таин Христовых задумаемся имеем ли мы брачную одежду, царь Славы Господь видит наши сердца и души, пред ним все открыто.И всякий из нас, как пишет прп. Симеон Новый богослов: «оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностью, не имеет одеяния брачного, и все кто грешит и не каются не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа… всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небеснаго»[12]. Что же нам делать чтобы не остаться нагими, а одеться в одежду Христову смиренномудрие? Сначала сбросим с себя рубище страстей, очистим хитон своей души покаянием и слезами, добрыми делами, облечемся «в ризу спасения и одеждею веселия» (Ис. 61:10); совлечемся ветхого человека, истлевшего в обольстительных похотях, и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в святости и праведности (Еф. 4:22, 24);
Пока у нас еще есть время и мы живем на земле будем ценить каждый день которой нам дает Господь для исправления нашей жизни.
Откликнемся и мы на призыв Христа войти на брачный пир, откроем свое израненное сердце в молитве пред Богом, какие бы мы грешные не были, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И чтобы стать нам не только званными, но избранными отобразим в своей жизни Господа Иисуса Христа, прославим Его не словами только, а своё - своей деятельной жизнью. Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Если ты будешь подражать Ему и делам Его…»[13]. Постараемся же и мы жить во Христе, прославлять его добрыми делами, будем просить у Господа кроткое и смиренное сердце и верить, что Христос возрадуется о нас в день судный облеченных в одежду смирения и приимет в небесное свое Царство. Аминь.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: