Вся проповедь Спасителя говорит о пришествии Царствия Божьего на землю, в притчах Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле. Притчи Спасителя обращены не только к толпе народа, но и к каждой отдельной личности, они побуждают человека поразмыслить и задуматься о духовных предметах: о спасении, о Боге, о вечной муке, о душе и о многом другом. Уча притчами, Спаситель обращается к свободной воле человека, к желанию каждого из нас, к нашей решимости и самоотверженности. Это Господь выразил в следующих словах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.
И вот сегодняшняя притча Спасителя о брачном пире обращена к нам и говорит о самом важном, о призвании нашем очистить свое сердце от страстей и войти в Царствие Божие. Постараемся вникнуть в глубокий духовный и спасительный смысл притчи, призывая на помощь благодать Святого Духа. Ещё нам помогут святые отцы Церкви, которые из любви к нам разъясняют таинственный смысл притчи. Притча о брачном пире содержится у двух евангелистов Луки и Матфея, которые немного дополняют друг друга. Притча начинается так: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». (Матф 22:2,3) «И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти…» Мф.22:4. Потом послал и других рабов, говоря: скажите званным: вот обед мой приготовлен, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки. Мф.22:5–6. Они же пренебрегли тем приглашением Царя, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватили рабов его, оскорбили и убили их. Мф.22:8–9.
Царь устроивший брачный пир — это Бог Отец, который издревле призывает род человеческий ко спасению. Брачная вечеря и пир — это Благодать Святого Духа, насыщение — это питание ей ума и души, Царствие Божие в которое можно войти еще при жизни. Царствие Божие и Чертог Царя находится в сердце человека которое надо очистить от страстей, об этом говорит нам прп. Макарий Египетский: «сердце есть чертог Христов; но оно наполнено всякой нечистотою и многими толпами лукавых духов. Поэтому, надобно возобновить и перестроить его, приготовить внутренние горницы и ложницы. Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое царство»[1].Многие и наилучшие из проповедников Царствия Божия, с точностью, как и описано в притче, были замучены и убиты: пророк Исайя распилен пилой, Иоанн Предтеча усечен мечем, архидьякон Стефан побит камнями и многие другие претерпели мученическую смерть. Званные те, кто были первыми призваны через веру в Бога - это Иудеи. Званные - это те учителя, книжники, священники, архиереи - люди образованные, кому было дано правильное знание о едином Боге. Им было первым дано приглашение наследовать Царствие Божие, войти в него, но они отвергли призыв Божий. Они хорошо устроились в этой жизни, заняли солидное положение в обществе, прилепились к земле как богатый юноша, который исполнил основные заповеди закона, но не готов был оставить свое имение и следовать за Христом. В притче очень хорошо показано, из-за чего званные, а это и мы с вами, верующие во Христа отказываемся прийти на брачный пир. У апостола Матфея ради поля и торговли, а у евангелиста Луки званные отклоняют приглашение из-за земли, женитьбы и пары волов.В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос.
Среди них были злые и добрые, странствующие по распутьям земли — это народы не знающие пути и дороги к Богу, заблудившееся в различных ложных верованиях, в служении своим страстям и идолопоклонстве. Злые и добрые - это люди разных званий и сословий, те не многие кто из них жил праведно и по естественному закону совести - это добрые, как например, Корнилий Сотник, а те, кто жил, услаждаясь грехом жили против совести - это злые. Все они крестились и были призваны через апостольскую проповедь в Церковь Христову на брачную трапезу. Нищие, увечные, хромые и слепые: это те, кто призван от греховной жизни Богом, как например мытарь, блудница, простые люди, пастухи, рыбаки, которые не привязаны были не к чему земному и откликнулись на призыв Христа следовать за Ним, быть его рабами, идти за ним куда бы он не пошел. Они забыли о себе, вменили себя не во что, смирились пред Богом, осознали свое жалкое духовное состояние, и не мнили о себе высоко, а считали себя прахом и землей пред Богом. Вот и мы дорогие, все призваны Богом через крещение и злые и добрые. Добрые - те из нас кто еще до крещения и воцерковления старался жить праведно по совести творить добрые дела, а злые - которые жили против совести явно работая греху. Но того что мы крестились, постриглись в монахи и ходим в Храм Божий еще недостаточно для нашего спасения.Проповедью апостолов были призваны в Царствие Божие в Церковь Христову все народы земли, язычники, живущие вне ветхозаветно Закона.
Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Одеяние духовного брака это — добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью, и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда»[6]. Послушаем также и святого Павла что он говорит нам о брачной одежде: «Итак облекитесь» ... «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ... «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12–14).Святые отцы единогласно говорят нам что брачная одежда есть добродетель: одни упоминают чистоту, другие любовь, третьи смирение.
Об этом говорит нам преподобный Исаак Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего»[10]. Без этой одежды нельзя быть в присутствии Царя Христа на его Вечери в Царствии Божием. Да добрые дела нам необходимы, но их еще недостаточно «но нужно также облечься в кротость и смирение Христовы, чтобы верующий в Христа имел черты христовы и, изменившись так, чтобы стать по естеству кротким и смиренным, был принят в небесные дворцы и в радость Господа своего»[11].Благодаря смиренномудрию мы становимся похожими на Христа и носим на себе одеяние самого Господа.
Откликнемся и мы на призыв Христа войти на брачный пир, откроем свое израненное сердце в молитве пред Богом, какие бы мы грешные не были, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И чтобы стать нам не только званными, но избранными отобразим в своей жизни Господа Иисуса Христа, прославим Его не словами только, а своё - своей деятельной жизнью. Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Если ты будешь подражать Ему и делам Его…»[13]. Постараемся же и мы жить во Христе, прославлять его добрыми делами, будем просить у Господа кроткое и смиренное сердце и верить, что Христос возрадуется о нас в день судный облеченных в одежду смирения и приимет в небесное свое Царство. Аминь.Пока у нас еще есть время и мы живем на земле будем ценить каждый день которой нам дает Господь для исправления нашей жизни.
[1] Макарий Египетский слово 15
[2] Максим Исповедник преподобный Вопросы и недоумения стр. 155
[3] Григорий Нисский святитель творения
[4] Климент Александрийский Строматы
[5] Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельских чтений по Матфею
[6] Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельскицых чтений по Матфею
[7] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 91
[8] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7
[9] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7
[10] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 53. О том, какую честь имеет смиренномудрие и как высока степень его
[11] Прп. Симеон Новый Богослов Слово1 из корпуса 33 слов
[12] Прп. Симеон Новый Богослов Слово 45
[13] Иоанн Златоуст святитель
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473020