Жить для Бога и в Боге

Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.
03.09.2018 иеромонах Севастиан (Кузнецов)  9 258
Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Есл
Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Есл
Господь многократно во время своего пребывания на земле проповедовал притчами. «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им». Он говорил на доступном для людей того времени языке символов-образов, которые с помощью простых примеров и сравнений из жизни открывают иную реальность - присутствие Царствия Божьего внутрь нас.

Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.

Вся проповедь Спасителя говорит о пришествии Царствия Божьего на землю, в притчах Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле. Притчи Спасителя обращены не только к толпе народа, но и к каждой отдельной личности, они побуждают человека поразмыслить и задуматься о духовных предметах: о спасении, о Боге, о вечной муке, о душе и о многом другом. Уча притчами, Спаситель обращается к свободной воле человека, к желанию каждого из нас, к нашей решимости и самоотверженности. Это Господь выразил в следующих словах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).

И вот сегодняшняя притча Спасителя о брачном пире обращена к нам и говорит о самом важном, о призвании нашем очистить свое сердце от страстей и войти в Царствие Божие. Постараемся вникнуть в глубокий духовный и спасительный смысл притчи, призывая на помощь благодать Святого Духа. Ещё нам помогут святые отцы Церкви, которые из любви к нам разъясняют таинственный смысл притчи. Притча о брачном пире содержится у двух евангелистов Луки и Матфея, которые немного дополняют друг друга. Притча начинается так: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». (Матф 22:2,3) «И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти…» Мф.22:4. Потом послал и других рабов, говоря: скажите званным: вот обед мой приготовлен, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки. Мф.22:5–6. Они же пренебрегли тем приглашением Царя, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватили рабов его, оскорбили и убили их. Мф.22:8–9.

Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни
Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни
Царь устроивший брачный пир — это Бог Отец, который издревле призывает род человеческий ко спасению. Брачная вечеря и пир — это Благодать Святого Духа, насыщение — это питание ей ума и души, Царствие Божие в которое можно войти еще при жизни. Царствие Божие и Чертог Царя находится в сердце человека которое надо очистить от страстей, об этом говорит нам прп. Макарий Египетский: «сердце есть чертог Христов; но оно наполнено всякой нечистотою и многими толпами лукавых духов. Поэтому, надобно возобновить и перестроить его, приготовить внутренние горницы и ложницы. Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое царство»[1].

Жених — это Сын Божий, а званные - это души, призванные стать невестами Христовыми, сочетаться в духовном браке со Христом в Церкви. В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос. Также под брачной вечерей отцы Церкви понимают таинство святой Евхаристии, на которую мы сегодня все собрались напитаться духовной трапезой и приобщится тела и крови Христовых. Посланники рабы царя это, во-первых, ветхозаветные праведники и пророки, а потом апостолы, мученики благовестники веры Христовой.

В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос.

Многие и наилучшие из проповедников Царствия Божия, с точностью, как и описано в притче, были замучены и убиты: пророк Исайя распилен пилой, Иоанн Предтеча усечен мечем, архидьякон Стефан побит камнями и многие другие претерпели мученическую смерть. Званные те, кто были первыми призваны через веру в Бога - это Иудеи. Званные - это те учителя, книжники, священники, архиереи - люди образованные, кому было дано правильное знание о едином Боге. Им было первым дано приглашение наследовать Царствие Божие, войти в него, но они отвергли призыв Божий. Они хорошо устроились в этой жизни, заняли солидное положение в обществе, прилепились к земле как богатый юноша, который исполнил основные заповеди закона, но не готов был оставить свое имение и следовать за Христом. В притче очень хорошо показано, из-за чего званные, а это и мы с вами, верующие во Христа отказываемся прийти на брачный пир. У апостола Матфея ради поля и торговли, а у евангелиста Луки званные отклоняют приглашение из-за земли, женитьбы и пары волов.

Согласно толкованию прп. Максима Исповедника: «Женщина означает сластолюбие, пара волов – любостяжание, а земля – чревобесие. Каждый человек, охваченный этими [страстями], отпадает от Божиих обетований»[2]. Так и мы всегда находим какой-то повод, извинение, чтобы отказаться прийти на службу в Храм Божий или забыв обо всем помолится Богу, исполнить свое молитвенное правило. И Господь показывает нам наше истинное лицо, кто мы есть из - за работы, житейских забот и попечений, из желания заработать побольше денег и наслаждаться материальными благами мы прилепляемся к земле, наше сердце каменеет и не готово откликнутся на призыв Божий. И как верно описывает такое плотское состояние души свт. Григорий Нисский: «Как гла­за сви­ней, по при­роде об­ра­щен­ные вниз, не мо­гут ви­деть чуд­ных кра­сот не­бес­ных, так ду­ша, при­вязав­шись к те­лу, не мо­жет со­зер­цать гор­них кра­сот, по­тому что прек­ло­нилась к то­му, что гру­бо и ско­топо­доб­но по при­роде. Итак, что­бы ду­ша на­ша мог­ла сво­бод­но и бес­пре­пятс­твен­но стре­мить­ся к бо­жес­твен­но­му и бла­жен­но­му нас­лажде­нию, она не дол­жна об­ра­щать­ся ни к че­му зем­но­му и при­нимать учас­тия в тех мни­мых удо­воль­стви­ях…но всю силу любви от плотских предметов должна обратить к созерцанию умственной и невещественной красоты»[3].

Все святые Валаамские, молите Бога о нас!
Все святые Валаамские, молите Бога о нас!


Прилепляясь к земле и чувственным плотским удовольствиям, мы забываем о своем высоком предназначении стать жителями небесного Иерусалима, приобщится Царствия Христова еще при жизни на земле. Мы должны жить на земле как странники и путешественники, ищущие войти в Небесный Град. А странники, по слову Климента Александрийского — «это те, кто чужд все­го зем­но­го. (4) Тех же, чьи на­деж­ды ог­ра­ничи­ва­ют­ся зем­ны­ми де­лами, кто цель сво­ей жиз­ни ви­дит в зем­ных нас­лажде­ни­ях и пре­дан лишь чувс­твен­ным удо­воль­стви­ям, мы счи­та­ем при­над­ле­жащи­ми это­му ми­ру»[4]. Далее притча повествует: «Тогда сказал рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни. Идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовете на браки. Мф.22:10. И изшедше рабы они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злыя же и добрыя: и исполнися брак возлежащих». Господь сначала через закон и пророков призывал свой народ ко спасению, в последние дни и сам проповедовал среди Иудеев. Когда же они отвергли проповедь Христову был разрушен Иерусалим и Иудеи были рассеяны по всей земле. После этого Господь призвал с распутья и злых и добрых, а у евангелиста Луки он призвал: нищих, увечных, хромых и слепых. Кто же это такие странствующие по распутьям?

Проповедью апостолов были призваны в Царствие Божие в Церковь Христову все народы земли, язычники, живущие вне ветхозаветно Закона.

Среди них были злые и добрые, странствующие по распутьям земли — это народы не знающие пути и дороги к Богу, заблудившееся в различных ложных верованиях, в служении своим страстям и идолопоклонстве. Злые и добрые - это люди разных званий и сословий, те не многие кто из них жил праведно и по естественному закону совести - это добрые, как например, Корнилий Сотник, а те, кто жил, услаждаясь грехом жили против совести - это злые. Все они крестились и были призваны через апостольскую проповедь в Церковь Христову на брачную трапезу. Нищие, увечные, хромые и слепые: это те, кто призван от греховной жизни Богом, как например мытарь, блудница, простые люди, пастухи, рыбаки, которые не привязаны были не к чему земному и откликнулись на призыв Христа следовать за Ним, быть его рабами, идти за ним куда бы он не пошел. Они забыли о себе, вменили себя не во что, смирились пред Богом, осознали свое жалкое духовное состояние, и не мнили о себе высоко, а считали себя прахом и землей пред Богом. Вот и мы дорогие, все призваны Богом через крещение и злые и добрые. Добрые - те из нас кто еще до крещения и воцерковления старался жить праведно по совести творить добрые дела, а злые - которые жили против совести явно работая греху. Но того что мы крестились, постриглись в монахи и ходим в Храм Божий еще недостаточно для нашего спасения.

Мы хотя и крестились, пришли в Церковь, в монастырь, но в жизни своей не имеем постоянства, мы колеблемся между добром и злом, склоняемся то на одну, то на другую сторону. Нам необходимо изменить свое внутреннее состояние души и направление своей воли из злых сделаться добрыми, утвердится в праведной жизни по Богу. Потому что, как пишет свт. Григорий Палама: «если званный откликнется на зов, и крестившись будет призван Христом, но не будет при этом шествовать достойно сего призвания, и если, живя во Христе, не исполнит тех обязательств, которые он дал при крещении, то такой человек, хотя и является «званным», но не — «избранным»[5]. Об этом повествует дальнейший ход притчи. Когда брачный пир уже был наполнен званными гостями, царь пришел посмотреть возлежащих и увидел человека, не одетого в брачную одежду. И сказал ему: «Друг как ты вошел сюда не имея брачной одежды» он же умолчал. Мф.22:12. Тогда сказал царь слугам: свяжите ему руки и ноги, возьмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом Мф.22:14. Много бо суть званных, мало же избранных.Мф.22:11. Господь постепенно подводит нас к главной мысли притчи о брачной одежде.

Праздник Успения: " Тело из земли — в землю и пойдет, а душа от Бога — к Богу и пойдет"
Праздник Успения: " Тело из земли — в землю и пойдет, а душа от Бога — к Богу и пойдет"


Вот, дорогие, задумаемся, что это за брачная одежда не имеющий которой даже верный и званный связывается слугами, то есть ангелами по рукам и ногам и изгоняется из Царствия Божия с великим позором и подвергается адским мукам.

Святые отцы единогласно говорят нам что брачная одежда есть добродетель: одни упоминают чистоту, другие любовь, третьи смирение.

Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Одеяние духовного брака это — добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью, и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда»[6]. Послушаем также и святого Павла что он говорит нам о брачной одежде: «Итак облекитесь» ... «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ... «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12–14).

Какая же из всех добродетелей больше всего нам необходима для вхождения в Царствие Божие? Вспомним о добродетели смиренномудрия, которая «зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы тво­рить бла­гие [де­яния], но счи­тать се­бя не­чис­тым и не­дос­той­ным Бо­га, на­де­ющим­ся спас­тись бла­года­ря толь­ко од­но­му человеколю­бию Его», «что­бы во всех доб­рых де­лах, ко­торые че­ловек со­вер­ша­ет, не счи­тал бы он, что тво­рит неч­то бла­гое, но ис­по­ведо­вал­ся бы Бо­гу как ве­ликий дол­жник Его, не воз­да­ющий ни­чем дос­той­ным за [мно­гочис­ленные] бла­га, да­ру­емые Бо­гом ему»[8]. И еще «ис­тинное сми­рен­но­муд­рие, за ко­торое про­ща­ют­ся гре­хи, есть то, ког­да че­ловек, жи­вя по Бо­гу и тво­ря бла­гие де­ла, счи­та­ет се­бя греш­ни­ком, «пра­хом и пеп­лом» (Быт. 18:27), как ска­зал Авра­ам, или, как из­рек о се­бе про­рок Да­вид, «чер­вем, а не че­лове­ком» (Пс. 21:7)»[9]

Благодаря смиренномудрию мы становимся похожими на Христа и носим на себе одеяние самого Господа.

Об этом говорит нам преподобный Исаак Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего»[10]. Без этой одежды нельзя быть в присутствии Царя Христа на его Вечери в Царствии Божием. Да добрые дела нам необходимы, но их еще недостаточно «но нужно также облечься в кротость и смирение Христовы, чтобы верующий в Христа имел черты христовы и, изменившись так, чтобы стать по естеству кротким и смиренным, был принят в небесные дворцы и в радость Господа своего»[11].

Вот мы пришли в Храм Божий на святую трапезу литургию приобщится святых таин Христовых задумаемся имеем ли мы брачную одежду, царь Славы Господь видит наши сердца и души, пред ним все открыто.И всякий из нас, как пишет прп. Симеон Новый богослов: «оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностью, не имеет одеяния брачного, и все кто грешит и не каются не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа… всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небеснаго»[12]. Что же нам делать чтобы не остаться нагими, а одеться в одежду Христову смиренномудрие? Сначала сбросим с себя рубище страстей, очистим хитон своей души покаянием и слезами, добрыми делами, облечемся «в ризу спасения и одеждею веселия» (Ис. 61:10); совлечемся ветхого человека, истлевшего в обольстительных похотях, и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в святости и праведности (Еф. 4:22, 24);

Пока у нас еще есть время и мы живем на земле будем ценить каждый день которой нам дает Господь для исправления нашей жизни.

Откликнемся и мы на призыв Христа войти на брачный пир, откроем свое израненное сердце в молитве пред Богом, какие бы мы грешные не были, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И чтобы стать нам не только званными, но избранными отобразим в своей жизни Господа Иисуса Христа, прославим Его не словами только, а своё - своей деятельной жизнью. Как говорит нам Златоуст: «об­ле­чем­ся во Хрис­та и всег­да с Ним пре­будем, а об­лечь­ся во Хрис­та зна­чит ни­ког­да не ос­та­вать­ся без Не­го, но всег­да яв­лять Его в се­бе сво­ею свя­тостью и пра­вотою. По­тому пусть и в нас всег­да ос­та­ет­ся Хрис­тос. Как же Он явит­ся? Ес­ли ты бу­дешь под­ра­жать Ему и де­лам Его…»[13]. Постараемся же и мы жить во Христе, прославлять его добрыми делами, будем просить у Господа кроткое и смиренное сердце и верить, что Христос возрадуется о нас в день судный облеченных в одежду смирения и приимет в небесное свое Царство. Аминь.


[1] Макарий Египетский слово 15

[2] Максим Исповедник преподобный Вопросы и недоумения стр. 155

[3] Григорий Нисский святитель творения

[4] Климент Александрийский Строматы

[5] Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельских чтений по Матфею

[6] Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельскицых чтений по Матфею

[7] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 91

[8] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7

[9] Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7

[10] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 53. О том, какую честь имеет смиренномудрие и как высока степень его

[11] Прп. Симеон Новый Богослов Слово1 из корпуса 33 слов

[12] Прп. Симеон Новый Богослов Слово 45

[13] Иоанн Златоуст святитель



Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 473020

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 13:40
Ветер
8.9 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
740.5 мм рт. ст.
Влажность
80%