RSSВеб-камера

Из московской выставки современной иконы вырастет музей церковного искусства на Валааме

Из московской выставки современной иконы вырастет музей церковного искусства на Валааме Масштабная выставка «Современные иконописцы России» открылась 10 декабря в Москве в выставочном зале «Царская башня», в здании Казанского вокзала. В экспозиции представлены 125 работ более полусотни авторов – иконописцев, мозаичистов, скульпторов, золотошвеек, ювелиров, мастеров мелкой пластики. Устроители выставки - Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей. Как сообщил на открытии экспозиции председатель Оргкомитета, епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, эта выставка – первый шаг на пути создания Музея современной иконы.

Отправной точкой для подготовки выставки и для обдумывания идеи создания Музея иконы стала для епископа Панкратия безвременная кончина одного из ведущих иконописцев – Александра Соколова (1960-2015). «Я впервые задумался о том, что современные иконы нужно изучать, коллекционировать, хранить и использовать для обучения будущих иконописцев», – сказал епископ. Так родилась идея выставки, большая часть экспонатов которой станет основой в экспозиции первого Музея современной русской иконы, который поначалу будет устроен на Валааме, а далее, вероятно, разрастется и займет достойное место в столице, надеется наместник обители.

Затем владыка более подробно рассказал о будущем музее: экспозиция будет расположена в бывшей паломнической гостинице, на ремонт и подготовку здания понадобится 2-3 года. В летний период в музее будут проходить не только выставки, но и мастер-классы ведущих иконописцев, а также школа церковного пения. Епископ убежден, что место иконы – не только в храме, но и в музее. «Икона создана для молитвенного поклонения, но она также является произведением искусства, а в храмах не всегда можно икону рассмотреть. Кроме того, часто иконы одного мастера рассеяны по разным храмам, он даже сам не может их видеть, не говоря уже о том, чтобы ценители могли выстроить ряд произведений и изучить творчество какого-то иконописца. Конечно, в музее иконы тоже будут служить людям – вспомним, что преп. Андрей Рублев часами взирал на древние иконы и таким образом учился. Такая возможность будет у художников и в нашем музее», – сказал епископ Панкратий.

Сопредседатель Содружества в поддержку современной христианской культуры «Артос» Сергей Чапнин поддерживает идею создания такого музея. Он считает, что произведения разных школ и направлений, представленные на выставке, – столь высокого художественного уровня, что «если что-то и войдет в историю искусства от нашего времени, то это будет именно икона». Сергей Чапнин отметил, что существование иконы в музейном пространстве сейчас уже не вызывает возражений у верующих людей: достаточно вспомнить практику размещения чудотворных икон в экспозиции ежегодной выставки «Православная Русь» в Манеже и пр. Многие экспонаты данной выставки постоянно «живут» в храмах, являются чтимыми моленными образами, и настоятели и игумены монастырей «отпустили» их на выставку, понимая всю значимость подобной экспозиции.

Куратор выставки, историк искусства Ирина Языкова поделилась своей радостью: создавать такую экспозицию очень интересно, поскольку она демонстрирует новый, очень динамичный этап развития современной иконописи. Она обратила внимание на то, что в Третьяковской галерее и других ведущих музеях история иконы заканчивается в начале ХХ века, тогда как в тяжелейших условиях государственного атеизма икона жила, традиция иконописания не была разрушена, но развивалась, она представляет собой «живое древо, которое плодоносит и сегодня».

Ирина Языкова сообщила, что в выставке принимают участие ведущие мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Твери, Свияжска и других городов, целые иконописные династии (Лавданские, Давыдовы), а также иконописные школы монастырей (Свято-Троицкой Лавры, Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, Антониев-Сийского монастыря) и православных вузов (Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мастерская шитья Свято-Филаретовского института и другие мастерские). Художники работают в разных техниках. Будучи укорененными в традиции, они находятся в творческом поиске, радуют новыми открытиями. «В этих работах – красота, мастерство, виртуозное исполнение, чтобы люди изумлялись, глядя на эту красоту, и славили Бога», – сказала И. Языкова.

Один из участников выставки, протоиерей Андрей Давыдов, работающий в древней технике энкаустики, отметил, что церковное искусство можно воспринимать не только как собственно искусство, но и как своеобразный «индикатор религиозности» своего времени. «Каждое поколение переживает веру по-своему», и икона дает об этом такое свидетельство, которое невозможно добыть никакими социологическими замерами, сказал иконописец.

С большим интересом осмотрела экспозицию Джованна Парравичини, атташе по культуре Посольства Ватикана в Москве. Она отметила «открытие» иконы Католической Церковью в ХХ веке: сейчас почти в каждом европейском храме можно увидеть иконописный образ, иконы принято дарить в честь главных событий – крещения, венчания и т.д. На Западе ценят и изучают восточную икону, организовывают иконописные школы, собирают музейные коллекции, понимая, что «иконописные лики открывают порог иного мира». Кроме того, рассказ об иконе – в музейном ли пространстве, на занятиях в воскресной или иконописной школе – является одновременно катехизацией, изучением основ веры. Дж. Парравичини вспомнила, как в советские годы, когда любая проповедь христианства была запрещена, сотрудники музеев в России так знакомили посетителей с древнерусским искусством, что те потом нередко обращались к Евангелию и к вере.

Среди участников выставки – самый известный иконописец России – архимандрит Зинон (Теодор), а также Александр Соколов, протоиерей Андрей Давыдов, Ирина Зарон, Сергей Антонов, Ольга Шаламова, Александр Чашкин, Андрей Бубнов-Петросян, Александр Лавданский, Александр Корноухов и многие другие. Экспозицию можно посетить до 19 января 2016 г. , вход в галерею – с западного фасада здания Казанского вокзала.

"Благовест-инфо"

Фото Владимира Ходакова

Ваша помощь сайту Валаамского монастыря

15.12.2015
Поделиться:
Пожертвовать на:
Заполните поля для молитвенного благодарения
Имя (необязательно):
Город (необязательно):
EMail (необязательно):
Сумма:

Ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно по ссылке.

Погода на Валааме на 22.11.2017 12:23

Данные получены с монастырской метеостанции:
Температура:
-4°C ощущается как -4°C макс 1°C в 00:33 мин -4°C в 12:21
Ветер:
(штиль)
Осадки: 0.0 мм
Давление:
761.9 мм (медленно повышается)
Влажность: 95%
Подробную информацию можно получить по ссылке.