Удивительно, насколько мудро, тонко и взаимосвязано Господь сотворил всё в этом мире, словно незримыми нитями переплетая судьбы людей, пусть и ненадолго...
Всё происходящее с тобой в жизни случается в нужный момент и даётся для какого-либо понимания. Это касается и встреч с людьми, у которых мы учимся, либо они учатся у нас. Эти встречи остаются в сердце навсегда, и, когда посещает уныние, эти добрые воспоминания помогают его преодолеть.
Первая встреча и послушание коменданта трудников
В первый раз с Николаем я познакомился заочно, когда получил подтверждение по электронной почте из службы благочиния о приезде на Валаам. И уже по прибытии в обитель, когда я регистрировался, мы немного пообщались. Первое впечатление о нём – это молодой человек с хорошо поставленной речью, думающий и внимательный к словам. Тогда я ещё не знал, что наши пути пересекутся.
Следующая встреча произошла, когда Николай нёс послушание коменданта трудников Водопроводного дома. В нашей жизни попадаются люди, которые говорят одно, думают другое, а делают третье. В Николае такого не было. Все его дела не шли вразрез со словами.
Обычно на руководящих должностях личность человека раскрывается через его отношение к ближнему, особенно когда люди живут бок о бок. Мне очень запомнились несколько моментов, благодаря которым я начал приглядываться к этому открытому и по-христиански доброму брату.
У трудников существует распорядок дня. В 23:00, когда все ложатся спать, два брата начинают уборку помещения. По её окончании выходил комендант и проверял, как всё сделано, замечал какие-либо ошибки, которые сразу устранялись. Но с Николаем было не так. Когда я постучался в дверь, прочитав молитву, вышел Коля и спросил: «Что случилось?». Он пришёл в некоторое недоумение, когда я сказал, что предыдущие коменданты проверяли качество уборки. Удивившись, он сказал: «Идите спать, я вам доверяю, и ничего проверять не буду. Вы здесь трудитесь во славу Божию, а значит, всякое послушание исполняете не для меня, а для братьев перед лицом Божьим». Поблагодарил нас за труды, и мы отправились спать.
Прошло несколько недель, и меня поставили на послушание коменданта трудников Водопроводного дома, предварительно поинтересовавшись, смогу ли я его понести, поскольку оно связано с большой ответственностью и внутренними бранями. Поначалу я отказался, но, поговорив с Николаем, согласился. Он сказал: «Не волнуйся, всё будет хорошо, ты справишься, ведь мы в монастыре. Я тебя всему обучу».
Обучение
Коля всегда объяснял, что, зачем и для чего делается. Следующий день начался с похода в пекарню. По дороге Коля сказал: «Не забывай каждый день брать свежий хлеб для братьев». Затем мы отправились к кладовщику забрать заказанные накануне утешения: кофе, мёд и варенье. Стоя в очереди, Николай объяснял: «Утешения нам выдаются раз в неделю, не забывай посылать заявку накануне и забирать их на следующий день. Братья устают на послушаниях, у некоторых несколько послушаний в день и эти маленькие утешения к вечернему чаю им в радость». Так, потихонечку, на примере Николая я начинал понимать, что на этом послушании самое главное – забота о ближнем. Это уже потом мне стало ясно, что эта черта характера касалась не только послушания, но и всей жизни Коли.
Вот ещё один случай, который его описывает. Все братские утешения хранятся в буфете, который закрывается на маленький замочек. Ключ от него находится у коменданта. Когда Коля был комендантом, буфет никогда не закрывался. Он объяснял это так: «Я его не закрываю, так как иначе покажу своё недоверие к братьям, а это не полезно ни для них, ни для меня».
Бывали случаи, когда некоторые братья позволяли себе винопитие. Конечно, Николай расстраивался по этому поводу, но всегда при этом сохранял спокойствие, разговаривал с нарушителями дисциплины и пытался вразумить. На кого-то эти разговоры действовали, на кого-то нет. По возможности он старался прикрывать братьев в сложных ситуациях, не вынося сор из избы. Осуждений в чью-либо сторону я от него не слышал, несмотря на то, что послушание коменданта подразумевает внутренние и внешние беспокойства. Если Коля делал какие-либо замечания, то делал их тактично, не при всех, отводя человека в сторону. Умел выслушать брата, не перебивая его, а если видел, что он заблуждается, то мог ненавязчиво, основываясь на Евангелии и трудах святых отцов, его переубедить.
Вспоминается ещё случай. У одного трудника не было денег оплатить пакет интернета, и он обратился к Николаю с просьбой одолжить 500 рублей до следующей недели, когда ему должен был прийти перевод. Коля дал денег, сказав: «Если тебе нужно – конечно, только возвращать не надо». Прошло несколько дней, брат получил перевод, но Николай отказался брать деньги назад, сказав: «Купи лучше что-нибудь вкусненькое братьям. Им будет приятно».
Валаамская биография послушника Николая Богачёва
На Валааме Николай подвизался с 2012 года и через 2 года был зачислен в братию. Послушания у Коли в обители были различные: привратник на святых вратах, посудомойщик, помощник повара, повар, сотрудник службы благочиния, вещевой службы, комендант Водопроводного дома, пекарь. Также Николай жил на Ильинском скиту и на скиту преподобного Александра Свирского. В 2017-2018 годах он находился в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и трудился на подворье святых Праотец в Хевроне.
Отличительные черты характера
Язык, с помощью которого мы общаемся, говорит многое о нашем отношении к ближнему, определённым ситуациям и явлениям, к самим себе. В языке Николая не было грубости, неуместных шуток, резких выражений или цинизма. Также не было этого в его манере поведения. Всегда спокойный и рассудительный, он мог по-доброму пошутить, тем самым разрядив обстановку. Николай старался говорить так, чтобы его фраза была сразу понята правильно.
Он не искал для себя выгодного положения в монастыре, карьеризм был ему чужд.
Иногда в нашей жизни по промыслу Божьему встречаются люди, которые уже одним своим присутствием создают вокруг себя доброжелательную атмосферу, притягивают к себе, как магнит. Именно таким человеком был и останется в моей памяти послушник Николай Богачёв.
P. S. Если бы меня попросили сказать о Николае в двух словах, я бы ответил так: «Самая большая радость – соединившись с Богом, служить ближним; самая большая скорбь – служить самому себе и погибнуть вместе со своим эгоизмом» – монах Симеон Афонский.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491030