Кто такие ученики Христовы? Евангелие не рисует нам образ неких героев, как это, скорей всего, сделала бы античная мифология. Напротив, мы видим людей, в которых довольно много человеческого: им известно и честолюбие, как это видно в истории братьев Заведеевых (Мк. 10:15-37), непонимание своего Учителя, страх и отступничество (Петр), недоверие (история неверного Фомы). Все этот соседствует с огромной любовью и верностью Христу. Но, тем не менее, в Евангелиях мы видим людей, в которых можем узнать себя самих.
21.06.2016Трудами братии монастыря 10 644
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии ли говорящие не все ли Галилеяне?
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится в тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Как мы убедимся в дальнейшем, этот евангельский рассказ содержит в себе множество смысловых уровней, которые мы и попытаемся вскрыть, опираясь на Писание, мысль Святых Отцов и тексты богослужений, посвященных Празднику Пятидесятницы.
Тайна сионской горницы
Сначала попытаемся взглянуть на событие Пятидесятницы с некой общей перспективы. Что мы видим в приведенном выше повествовании? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо помнить об иконологическом характере библейских сюжетов. Как на православной иконе нет лишних деталей, а каждая из них наполнена богословским содержанием, так и в Священном Писании события и способы их описания приводятся не для удовлетворения заинтересованности читателя, но для того, чтобы прямо или косвенно отослать его к наиболее важным определяющим смыслам истории спасения.
К примеру, в рассказе о Пятидесятнице повествуется о том, что апостолы после излияния Духа Святого начали говорить на многих языках. Это просто чудо или нечто большее? Прежде всего, такой дар Божий ученикам Христовым означает вселенский масштаб их миссии. Проповедь о Христе распятом и воскресшем отныне не ограничивается пределами народа Израиля, но идет и преображает весь мир. Здесь начинает сбываться пророчество Спасителя:
Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Другим таким не менее важным и требующим толкования моментом является само явление Святого Духа:
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
Этот образ, однако, толкует сам апостол Петр в своей проповеди народу, ссылаясь на пророка Иоиля (Иоил. 2:28-32):
И покажу вам чудеса на небе вверху и на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
В религиозном символизме образ огня всегда имел глубочайший смысл: он источник света, в котором является Бог (вспомним чудо Неопалимой Купины), он жар любви, которым горят сердца, устремленные к Создателю, он то, что переносит жертвенного агнца из дольнего мира в горний (что особенно видно на примере библейского повествования о жертве Каина и Авеля).
Такой «иконологический» подход позволяет нам выделить в этом достаточно объемном тексте главное, что в нем есть: Пятидесятница есть осуществление Церкви в излиянии и нисхождение Святого Духа в земную реальность. Не создание, которое произошло на Тайной Вечери, а именно осуществление.
Кто такие ученики Христовы? Евангелие не рисует нам образ неких героев, как это, скорей всего, сделала бы античная мифология. Напротив, мы видим людей, в которых довольно много человеческого: им известно и честолюбие, как это видно в истории братьев Заведеевых (Мк. 10:15-37), непонимание своего Учителя, страх и отступничество (Петр), недоверие (история неверного Фомы). Все этот соседствует с огромной любовью и верностью Христу. Но, тем не менее, в Евангелиях мы видим людей, в которых можем узнать себя самих.
Иное дело книга Деяний и Послания Апостолов. После Сошествия Духа очевидно их кардинальное изменение: они становятся мужественными и горячими проповедниками Слова. Если в период евангельских событий ученики видели последние со своей человеческой точки зрения, то здесь через действия Духа, они видят и толкуют их с перспективы божественного бытия. Дух, таким образом, дает им окончательное познание смысла истории спасения. Церковь, таким образом, осуществляется через преображение ее членов, через соединение земного с небесным. Как писал русский философ А. С. Хомяков: «Даже земная Церковь является небесной реальностью». Это изменение, которое Церковь переживает до сих пор в таинствах, и есть величайшая тайна сионской горницы, которая выражена в знаменитом тропаре: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».
Но эта общая перспектива станет более очевидной, если мы увидим ее в свете богословия, прежде всего, тринитарного.
Троическое измерение Пятидесятницы: Церковь от сложения мира
Тринитарный смысл праздника утверждается одним из наиболее известных богослужебных песнопений: «Приидите людие, Триипостастному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляем: Едина Сила, Едино Существо, Едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир. Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почивай: Троице Святая, слава Тебе».
Именно в день Пятидесятницы Церковь с особой глубиной размышляет в своем богослужении о сущности троической тайны. Но как связаны между собой тринитарное богословие и, собственно, учение о Церкви, осуществленной, как мы видели, в сионской горнице?
Наверное, лучший ответ на этот вопрос дал святитель Иоанн Златоуст: «И наполнил весь дом." Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь – с апостолами; а с пророками – иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: "и было", говорит он, "в устах моих сладко, как мед" (Иез. 3:3). Или еще: "рука Божия касается языка другого пророка" (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну. Прежде всего, Пятидесятница есть явление Утешителя, о котором говорил Христос, и которой Своим действием превращает общину учеников в Церковь – Ἐκκλησία-ю. Собрание, соединяющее земное и небесное, и в этом смысле, принадлежащее Богу (Κυριακόν): «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним». Церковь – это место, где открывает Себя Бог Троица, место Его действия во Вселенной, понятой не только как мировое сообщество людей, но и в качестве Космоса: «Божественное учение возгреме видяй видения божественный Иоиль, Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего свозопиющим: Естество Тривещанное Светлое, благословен еси».
Церковь не только место, но и результат целостного действия Святой Троицы. Можно сказать, что мир сотворен для того, чтобы произошло воплощение Слова. Не случайно Апокалипсис говорит об «Агнце, закланном от создания мира» (Ап. 13:8). Бог свободен в отношении мира, и, тем не менее, воплощение не есть только лишь божественная «реакция» на грехопадение человека. Преп. Максим Исповедник говорит о том, что оно состоялось бы и без греха Адама, но тогда бы не было трагическим. Бог пожелал навсегда соединить Себя с творением через человека. При этом, будучи Всеведущем и зная, чем завершится Его земной путь, Он не меняет Своего промысла.
Это значит, что исток и «начало» Церкви находятся в предвечном Совете Троицы (Быт. 1:26), изображенном на великой иконе преп. Андрея Рублева. Как писал русский богослов Павел Евдокимов, размышляя на «Большим катехизисом» свт. Филарета Московского: «Исповедание Православной веры помещает начало Церкви в рай». Таким образом, последняя становится не просто сообществом благочестивых людей, но реальностью, несущей в себе смысл и цель человеческой истории: она есть от сложения мира.
Как Ветхий Завет – история народа Израиля, необходим для воплощения, так и история человечества как такового, и даже шире – мира, необходимы для осуществления Церкви, соединяющей человека с Богом. Это троическое ее измерение – Альфа и Омега христианского опыта Экклесии. Однако в нем есть и еще один смысл.
Единство и множественность: Церковь как образ Святой Троицы
Здесь на первый план выходит ее евхаристическая природа. Само ее учреждение Христом основано на Евхаристии. Апостол Павел укоряет коринфян за то, что те
собираются так, что это не значит вкушать вечерю Господню.
Церковь становится таковой в результате собирания вокруг Чаши, Которая в свою очередь есть зримое воплощение троической Любви.
Тайна Троицы выражена, прежде всего, тем, что здесь как бы совпадают единство и множественность: Бог един и троичен. По такому же принципу задумана и Церковь. Как пишет апостол Павел:
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Церковь – соединение многих в одно, но таким образом, что сохраняется личностность каждого.
Помимо сказанного выше, мы можем определить Церковь как исполнение заповеди Христа:
Где двое или трое собраны во имя мое, там и Я посреди них.
Христос собиратель, Своей смертью и Воскресением, объединяющий вокруг Себя всю Вселенную.
В таком свете становятся более понятной знаменитая фраза: «Вне Церкви нет спасения». К сожалению, сегодня на нее зачастую ссылаются для многочисленных попыток обоснования собственной исключительности, превосходства на другими. Все это не просто не несет в себе никакого церковного смысла, но и прямо противно христианскому духу. Что же все-таки означает эта давно устоявшаяся формула: прежде всего, то, что как один человек не может стать Церковью, так и конкретная местная церковная община не может быть частью Вселенской кафолической Церкви, без общения с другими ее частями. Именно собрание, Ἐκκλησία, создает церковность, объединяя в евхаристическом священнодействии многих в Одно по образу Святой Троицы.
Бытие Церкви отсылает нас к Бытию Бога. Сегодня зачастую под экклезиологией понимают совокупность канонических правил, по которым существует или должно существовать мировое церковное сообщество. Тем не менее, Церковь есть зримое свидетельство присутствия Божия на земле свидетельство Его величайшей любви к созданному Им творению. В своей последней сущности она проистекает из вечности, будучи местом, соединяющим дольнее с горним, место зримого действия Духа Святого.
Именно поэтому Пятидесятница есть Праздник Святой Троицы, ибо Церковь неотделима от своего троического измерения.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: