«Народный иконостас» для батюшки Серафима

Конечно, прямых затрат несравненно больше, и они не смогут покрыть всех расходов на иконостас и храм, но каждая лепта, внесенная вами от сердца, с пониманием благого дела для всех нас, возрастает стократно!
21.03.2019 Трудами братии монастыря  6

"Для иконописца важно «войти» в образ, почувствовать его. Когда молишься, святые подсказывают нам мысли. Бывает, что какая-то деталь не удается, думаешь, как же её прописать, молишься – и приходит решение", – рассказывает иконописец отец Алипий.

Более трех лет продолжается строительство храма преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове. За это время на сайте монастыря по просьбам его читателей была открыта рубрика «Пожертвования на иконостас для храма преподобного Серафима Саровского». Откликнулись люди со всех уголков страны и даже из-за рубежа: из Санкт-Петербурга и Москвы, из города Шарья Костромской области и села Янтиково Чувашии, Украины и Германии и т.д. Было перечислено около 950 пожертвований, так что иконостас воистину можно назвать народным.

Мы благодарим всех, кто обеспокоился и оказал помощь. Конечно, прямых затрат несравненно больше, и они не смогут покрыть всех расходов на иконостас и храм, но каждая лепта, внесенная вами от сердца, с пониманием благого дела для всех нас, возрастает стократно!

Чин освящения храма предполагается провести к празднику преподобных Сергия и Германа Валаамских во время ежегодного визита в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сегодня по вашим просьбам мы рассказываем, как идут работы над росписью иконостаса.

Стиль и традиции

«Вот и Порфирьевский остров… Залитая солнцем полянка, а за ней на взлóбочке1 – часовня преподобного Серафима Саровского. Будто сам угодник стоит здесь и молится над тихим местом, над гладью воды у стены сомкнувшегося леса…»

Михаил Янсен

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Когда храм был почти закончен, по благословению игумена монастыря епископа Панкратия был приглашен из Москвы архитектор и иконописец Андрей Алексеев, прекрасно знающий специфику обустройства иконостасов. Он сделал обмеры и рабочие чертежи, по которым были заказаны доски для икон. После технических согласований владыка Панкратий благословил иконописцев монастыря написать трехъярусный иконостас в стиле русского средневековья XV-XVI вв. с элементами, характерными для византийской традиции.

«Мы ориентируемся на лучшие образцы расцвета иконописного творчества. С учетом того, что храм деревянный и очень подходит под этот стиль, всё должно быть выражено в нежном колорите, плавности линий рисунка, мягкости выражения ликов святых... Иконы XV-XVI веков считаются самыми гармоничными и одухотворёнными. Тогда работали прославленный Феофан Грек, Андрей Рублев, «преизящнейший» Дионисий и их последователи», – рассказывает иконописец отец Георгий.

Перед тем как приступить к работе, иконописцы вместе с архитектором ездили на Порфирьевский остров, чтобы посмотреть на месте «как это будет». «Остров очень уютный, с красивой панорамой Ладоги. Мы были перед штормом, любовались прекрасным синим небом и ультрамариновым цветом воды», – вспоминает отец Алипий.

Писатель Михаил Янсен так описывал свое посещение скита:

«Вот и Порфирьевский остров. Перед ним – скрытая водой каменная луда. Надо обходить ее, искать дорогу, вот широкий, привольный заливчик с вытащенной в ракитник лодкой. Залитая солнцем полянка, а за ней на взлóбочке1 – часовня преподобного Серафима Саровского. Будто сам угодник стоит здесь и молится над тихим местом, над гладью воды у стены сомкнувшегося леса. Дорожка поднимается полого, и видны тщательно возделанные гряды, кусты смородины. Молодые дубки стоят полукругом поодаль и точно любуются на дорогую часовенку…»

Небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове располагалась близ любимой пустыньки валаамского старца схиигумена Феодора (Пошехова). Часовня, в которой молился старец Феодор, не сохранилась до наших дней. Согласно воспоминаниям современников, «старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем посетителям, с присущей ему простотой преподавал духовные наставления, каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать или чаем, или плодами своего сада и огорода».

Земные подвиги и рай

Остров Порфирьевский. Обитатель Серафимовской пустыньки
Остров Порфирьевский. Обитатель Серафимовской пустыньки
Поскольку храм будет освящен в честь преподобного Серафима Саровского, был продуман сюжет «местного» ряда икон – это тема пустынного скита и рая (прим. ред.: в «местном», нижнем ряду находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы).

«Икона преподобного Серафима Саровского – главная храмовая икона. Образ пока не дописан, и конечно, хочется максимально выложиться. Для иконописца важно «войти» в образ, почувствовать его. Когда молишься, святые подсказывают нам мысли. Бывает, что какая-то деталь не удается, думаешь, как же её прописать, молишься – и приходит решение. Помолишься перед работой Серафиму Саровскому – и мысленно открывается его образ: каким он был, его житие, подвиги… Иконография преподобного говорит о его монашеском подвиге, о тех духовных дарах, которых он сподобился от Духа Святого. Преподобный старец Серафим с малых лет удостоился видеть саму Царицу Небесную, при жизни стяжал славу праведника. За основу взят его образ: святой, предстоящий перед Господом. Изображен он в куколе, чтобы подчеркнуть тему пýстыни», – рассказывает иконописец отец Алипий.

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» была найдена Серафимом Саровским в лесу, куда он часто уходил для молитвы. Другое название иконы – «Всех радостей Радость». Так называл икону «Умиление» сам батюшка Серафим. Этот образ Богоматери был келейной иконой Саровского старца. Елеем от лампады, горевшей перед ней, батюшка Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу.

Икона Александра Свирского тоже выбрана не случайно. Преподобный является истинным светильником веры, подвижничества, пламенной любви ко Господу как для своих современников, так и для тех, кто подвизается на Валааме в наши дни. Юношей он тайно ушел на Валаам, где и принял монашеский постриг. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. Явления Пресвятой Троицы преподобный заслужил своими подвигами. На иконе он также будет изображен в куколе, предстоящим перед Господом.

На диаконских вратах будут изображены Иоанн Предтеча (Ангел пустыни) и благоразумный разбойник Рах – преступник, распятый на Голгофе вместе с Иисусом Христом и Гестасом. Искренне раскаявшийся и уверовавший в божественность Иисуса, Рах получил от Него обещание пребывать с Ним в раю и стал первым спасенным из людей, уверовавших во Христа.

Хотелось бы отметить, что для икон выбран малахитовый фон. «"Фон" в переводе с греческого означает "свет". Это один из вариантов живописного решения. Поскольку храм в лесу, он аскетичный и должен быть скромным и сдержанным. Поэтому был выбран северный и немножко суровый фон», – говорит отец Георгий.

«Монахи для Бога работают»

Икона есть искусство из искусств. Прямо под куполами верхнего храма Спасо-Преображенского собора можно увидеть лики херувимов кисти отца Гавриила и лики архангелов, выполненных иеромонахом Алипием. Работа очень тонкая. В руках у архангелов цветы. В цветах выписаны тычинки. Тончайший орнамент по одежде. Казалось бы, для чего такая тонкая живопись, если снизу этого не видно? Этот вопрос занимал современных реставраторов, восстанавливающих росписи Спасо-Преображенского собора после разрухи. А ответ они услышали от игумена монастыря епископа Панкратия: «Монахи для Бога работали!».


1 Взлóбок. — Это слово Тургенев употребил в сцене «Разговор на большой дороге» (1850), объяснив его в специальном приложении к пьесе. Орловские слова, которые попадаются в «Разговоре»: «Взлóбок, взлóбочек – выдающийся мыс между двумя оврагами» (см. наст. изд., т. 2, с. 459). Слово это, очевидно, было широко распространено в Орловской губернии. Оно встречается в воспоминаниях «орловца» А. А. Фета, выросшего в Мценском уезде (см.: Фет А. Ранние годы моей жизни. М., 1893, с. 65). (Тургенев, С. И. Полное собрание сочинений и писем : В 30-ти т. / И. С. Тургенев ; [Редкол.: М. П. Алексеев (гл. ред.) и др.; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)]. – 2-е изд., испр. и доп. – Т. 8. Повести и рассказы, 1868-1872 / [Текст подгот. и примеч. сост. М. П. Алексеев, Л. М. Лотман и др.]. – М. : Наука, 1981. – 538, [4] с.).

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481485

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 21:15
Ветер
3.6 м/с, ЮЮЗ
Осадки
3.2 мм
Давление
757.3 мм рт. ст.
Влажность
95%