«Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим…»

Церковнославянский язык – это язык богослужения у многих православных славян, то есть у русских, украинцев, белорусов, болгар, македонцев, сербов. Благодаря им наши народы могут понимать друг друга.
10.11.2016 Трудами братии монастыря  16 290
10 ноября 2016 г. исполнилось 50 лет иеромонаху Науму (Петковски), члену Духовного собора обители, одному из духовников братии Валаамского монастыря.

Иеромонах Наум родился 10 ноября 1966 г. в городе Скопье республики Македония. В 1992 году окончил ведущее учебное заведение Македонии – Университет Святых Кирилла и Мефодия. Ощутив горячее желание поработать Господеви, юноша Владо в 1994 году оставил все земные попечения и устремился в Россию на остров Валаам, стал искать жития иноческого, где в 1999 году сподобился принести монашеские обеты.

Как рассказал иеромонах Наум, «Для меня русский язык не является родным, но церковнославянский язык – это язык Литургии, богослужебный язык Русской Православной Церкви. Сейчас церковнославянский язык – это язык богослужения у многих православных славян, то есть у русских, украинцев, белорусов, болгар, македонцев, сербов. И именно церковнославянский язык и создали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Благодаря им наши народы могут понимать друг друга. Вначале русский язык, конечно, немного был «странным», многое было для нас в новинку. Но зная церковнославянский язык, нам было легко выучить русский язык, нам легко было молиться и соответственно понимать друг друга».

Проповеди иеромонаха Наума всегда вызывают интерес, заставляют нас задуматься и спросить себя: в чем смысл человеческой жизни? В день 50-летия иеромонаха Наума мы предлагаем своим читателям проповедь

«Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим…»

Мы должны сегодня благодарить того евангельского законника, который спросил Господа, какая первая и наибольшая заповедь в Законе. «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе» (Мф.22:34-39). В этом суть закона и пророчеств, в этом суть нашей христианской жизни. Размышляя сегодня над словами Господа нашего и Спасителя, мы можем задать несколько вопросов. Почему мы должны любить Господа? Это, наверно, самый «маловерный» вопрос. Его обычно задают люди, которые находятся вне Церкви. Мы должны любить Господа потому, что Он из небытия призвал нас в бытие, по любви сотворил человека и ждет от нас такой же любви. В этом смысл человеческой жизни.

Но для верующих большую важность представляет другой вопрос: как осуществить эту заповедь, как любить Бога? Как любовь к Нему выражается в нашей повседневной жизни? Господь сам дает четкий ответ на этот вопрос: «Тот Меня любит, кто исполняет заповеди Моя». Это заповеди Господни из Ветхого Завета, которые знает большинство из нас: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «чти отца твоего и мать твою»… И в Новом Завете много заповедей: о милости, о чистоте, о смирении, о терпении, о покаянии, о посте. Мало кто задумывается, что Причащение Святых Тела и Крови Христовых тоже заповедь.

Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание», «Кто яст Тело Мое и пиет Кровь Мою, тот имать живот вечный, и Аз воскрешу Его в последний день» (Ин.6:54). Конечно, заповедь о любви – это, по словам апостола Павла, совокупность совершенств. Невозможно заставить кого-то полюбить. Через распинание греховной плоти, через исполнение заповедей Божиих мы познаем благость Божию, и тогда в нас рождается любовь к Богу. Поэтому нет малых заповедей, потому что, по словам Господа, верный в малом – верен во многом. Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Потому Господь и говорит: «Возлюбиши ближнего твоего яко сам себе».

Вспомним слова апостола Иоанна Богослова: если человек говорит, что любит Бога, а ненавидит ближнего своего, он лжец. Как можно любить не видимого нами Бога, если ближнего, которого видим рядом, не любим? Возникают и другие вопросы: кто есть ближний наш и как любить ближнего, как самого себя? Любой человек является нам ближним. В молитве Господней Бог нам открывается как Отец, и мы все – дети Его: от Адама до последнего человека. Каждый человек – это наш брат или сестра, и все человечество – это одна семья. Поэтому любой человек, который входит в нашу жизнь, есть наш ближний.

Дополнительно - Белоснежные лилии Пресвятой Богородицы

Вспомним притчу, которую читают в Прощеное воскресение. Господь отвечает уже помилованным в Царствии Своем на их вопрос, когда они видели Его алчущим - и напитали, жаждущим – и напоили, в больнице или в тюрьме – и посетили. То, что они сотворили для ближнего, сотворили для Бога. То, что мы творим ближнему, Господь принимает как сотворенное Ему. Как любить Бога как самого себя? Интересно понаблюдать, сколько внимания и времени мы тратим на себя: думаем, переживаем, заботимся о себе. Вот столько времени нужно посвятить и ближнему.

Расскажу одну притчу. В Древней Аравии жил богатый халиф. Он имел много драгоценностей, но был очень несчастен и не знал, в чем смысл человеческой жизни. Он искал ответ на этот вопрос. Узнав, что в пустыне живет какой-то мудрый отшельник, халиф решил найти его и побеседовать о смысле человеческой жизни. Он переоделся, взял только одного слугу и верблюда и отправился в путь. Ночью они заблудились в пустыне. Вода в кожаных мешках заканчивалась, осталось всего несколько глотков. Слуга находился уже в забытьи, потеряв силы. И когда халиф собрался выпить оставшуюся воду, его взгляд упал на слугу, и в этот момент его осенила такая мысль: ведь он никогда не оказывал милости своему слуге, который служил ему с юности, был его рабом, чем-то вроде скота. Сейчас они оба умирают и равны перед смертью. Халиф взял оставшиеся капли воды и влил их в рот слуге. Вдруг он почувствовал в своем сердце такую радость, какой никогда не испытывал в своей жизни. В это время по промыслу Божию пошел проливной дождь. Они напились, укрепились, напоили верблюда и выбрались на дорогу. Слуга спросил, будут ли они продолжать дальше путь к мудрецу. И халиф сказал, что он уже узнал ответ на свой вопрос, в чем смысл человеческой жизни: это жить не для себя, а для других.

Братия и сестры! Будем помнить эти слова: «Возлюби Господа Бога твоего и ближне- го своего, как самого себя» (Мф. 22:37-38). В этих словах суть и спасение наше о Господе Иисусе Христе.

Аминь

Братия монастыря поздравляет иеромонаха Наума с 50-летием со дня рождения.

Примите пожелания душевных и телесных сил, мира, радости и помощи Премудрого Владыки Неба и земли в Ваших пастырских трудах! Молитвенно желаем Вам доброго здравия, мира и помощи от Всещедрого Владыки в Вашем дальнейшем служении на благо родной обители.

С любовью во Христе,
братия Валаамского монастыря




Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481482

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 20:34
Ветер
0.9 м/с, ЮЮЗ
Осадки
3.2 мм
Давление
757.0 мм рт. ст.
Влажность
96%