Страстная седмица подходит к концу. Сейчас нам нужно сосредоточиться не на себе, не на своих грехах и своем покаянии, а на Христе, потому что все богослужения этой седмицы, особенно последних трех дней, исключительно посвящены воспоминанию страданий и смерти Спасителя – там практически отсутствуют покаянные мотивы. Предполагается, что весь Великий пост был временем покаяния, когда человек должен был заниматься собой, своей душой, менять свой образ жизни, а сама Страстная седмица вводит в празднование Пасхи – Воскресения Христова, и неразрывно связана с Воскресением Христовым.
Великий Четверг – это воспоминание Тайной вечери. Затем, в четверг вечером, совершается богослужение, которое принято называть службой Двенадцати Евангелий. Это утреня с чтением двенадцати евангельских отрывков о страданиях и смерти Спасителя, на ней происходит литургическое переживание и осмысление страданий Спасителя на Кресте и Его крестной смерти.
По уставу эта служба должна совершаться в ночь с четверга на пятницу и является по своей форме утреней. Но на практике она совершается в четверг вечером, а в пятницу утром, как правило, совершаются так называемые Царские часы, а затем, в два часа пополудни, совершается вечерня Великой Пятницы с выносом Плащаницы, которую 17 апреля 2020 года возглавил Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Многие люди приходят на эту службу. Она короткая, но пронзительная: мы вспоминаем снятие Спасителя со Креста.
На этом богослужении совершается вход с Евангелием, исполняется прокимен «Разделиша ризы», читаются отрывки из Ветхого Завета и Апостол. Евангелие составлено из нескольких фрагментов и воспроизводит всю историю Страстей Христовых (Мф. 27:1–38; Лк. 23:39–43; Мф. 27:39–54; Ин. 19:31–37; Мф. 27:55–61). После этих чтений исполняются стихиры, в которых звучит тема победы Христа над адом и смертью.
Во время пения стихиры «Тебе одеющагося светом, яко ризою» владыка совершает каждение лежащей на престоле плащаницы с изображением умершего Спасителя, а после этого – вынос плащаницы и положение ее на середину храма. При соборном служении архимандрит Илия и три иеромонаха Савва, Игнатий, Наум поднимают плащаницу на специально приготовленных шестах, а Игумен Панкратий с Евангелием в руках становится под плащаницу. Процессия выходит из алтаря северными дверьми, подходит к царским вратам, где владыка произносит «Премудрость, прости». Затем процессия движется к середине храма, где плащаница полагается на специально приготовленное возвышение. Совершается каждение плащаницы с троекратным обхождением вокруг престола. В это время поются тропари, первый из которых «Благообразный Иосиф» посвящен погребению Христа, а второй «Мироносицам женам» – Его воскресению.
Сразу же после выноса плащаницы братия в священном сане читают «Канон на плач Пресвятыя Богородицы» (Устав предписывает читать его в кельях на малом повечерии). Авторство канона усваивается византийскому поэту X века Симеону Логофету; многие тропари написаны от лица Богородицы, Которая обращается к Своему возлюбленному Сыну со скорбными и недоуменными вопрошаниями:
«Воскресни и утоли Мою печаль – все можешь, что захочешь, Владыка, и творишь, хотя и погребен добровольно».
Иларион (Алфеев; митр. Волоколамский; 1966-). Православие [Текст] : [в 2 т.] / митрополит Иларион (Алфеев). – 5-е изд. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – Т. 2: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. – 2016. – 975 с., [8] л. цв. ил.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472879