Святые Ангелы отвечали мне:
– Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати.
Паломничество в монастырь – это духовное путешествие, целью которого является приближение во времени и пространстве к целительному источнику, к святыне. «Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола, здесь раскрываются глаза, а там, в миру, действительно, много чего не видно, закрыто греховной суетой», – говорил прп. Варсонофий Оптинский. Молитвенная сосредоточенность, отрешенность от мирской суеты и глубоко осознанная любовь к ближнему – вот что каждой клеточкой чувствует входящий в Святые врата. И потому исповедь в монастыре – это событие в жизни верующего, оставляющее след надолго, возможно, навсегда.
Собираясь в дорогу, многие паломники радуются возможности исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре и заранее готовятся к этому. Монастырская жизнь имеет определенный уклад, что, несомненно, отражается и на том, как проходит исповедь в обители.
Как вдумчивый анализ своих мыслей и поступков не терпит суеты, так и Таинство, совершаемое во время исповеди, требует внимания и сосредоточения и от исповедника, и от священника. Именно по этой причине в Валаамском монастыре, как, впрочем, и во многих других монастырях и храмах, исповедь совершается накануне вечером, а не утром, перед или во время Литургии. Поэтому братия призывает исповедаться накануне с вечера, чтобы ночь и утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению.
Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: “Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23).
Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие.
Само Таинство исповеди – это испытание для души, и многие люди теряются, забывают то, о чем помнили 10 минут назад или размышляли накануне. Подходя к аналою, человек в волнении и страхе может забыть то, в чем хотел покаяться. По этой причине священники порой советуют заранее записать те грехи, которые вы собираетесь исповедать. Такой список послужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.
И нередки такие случаи, когда крещеному, но невоцерковленному человек вдруг открывается нечто, и он ощущает в себе горячую потребность приникнуть к источнику Света и, если на то будет разрешение исповедующего иеромонаха, причаститься Святых Таин Христовых.
Желающему исповедаться следует прийти пораньше: желательно не опаздывать, Таинство начинается чтением чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый исповедник - по субботам чин общей исповеди начинается в 18 часов 45 минут. Войдя в храм, необходимо занять очередь – в летнее время в Валаамском монастыре на исповедь обычно собирается много народа, и это надо обязательно учитывать. Перед тем как подходить к батюшке, желательно повернуться к людям лицом и сказать вполголоса: «Простите меня, грешного (или грешную)», и ждущие в очереди ответят: «Бог простит, и мы прощаем».
Во все время Таинства на аналое лежат Крест и Евангелие. Для нас это символизирует незримое присутствие Спасителя. Подойдя к аналою, перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонив голову, можно приступать к исповеди.
Не стоит смущаться, если до начала исповеди батюшка задаст вопросы, например, о том, как часто вы молитесь, соблюдаете ли церковные правила и другие. Не следует говорить намеками, а, наоборот, простыми словами назвать те грехи, в которых раскаиваетесь. Бывает и так, что батюшка, прочитав список грехов для исповеди, разрывает его. Это значит, что дано отпущение.
После того как священник выслушает или прочитает вашу исповедь, возможно, задаст вопросы для разъяснения ситуации, даст наставление или совет. После этого иеромонах накладывает на голову кающегося епитрахиль и читает разрешительную молитву. Это означает возвращение Божьей милости. После этого исповеднику следует дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение батюшки и пойти на свое место
Целование Креста и Евангелия символизирует нашу готовность жить по заповедям. Ведь в Таинстве исповеди происходит непосредственная встреча человека с Богом – исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является посредником между Богом и человеком.
Читайте также:
Как правильно одеться на экскурсию по Валааму?
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473108