

Для многих современных людей не понять, в принципе не понять подвиг монашества. Почему люди уходят из мира и как бы ограничивают для себя самое главное, самое важное — то, для чего в истории скрещивались орудия, копия, мечи, ружья, пушки, то главное, что люди связывают со словом «свобода»? Ведь если посмотреть на историю — все конфликты и войны были практически вокруг одного и того же: кто-то хотел иметь больше свободы. А здесь, будучи в уме и трезвой памяти, современные люди уходят в монастырь, принимают обеты, в том числе обещая быть послушными даже до смерти Священноначалию и как бы лишая себя всякой свободы.
В чем же дело? А в том, что человек не может быть свободным. Он либо становится рабом греха, либо рабом праведности. Вот почему апостол и говорит, что подлинная свобода есть свобода от греха, потому что когда человек обретает праведность, он обретает связь с Богом. А именно Бог даровал нам, в том числе, возможность и способность свободного выбора между добром и злом. Когда мы обретаем праведность и становимся рабами праведности, мы становимся свободными в Боге. Когда же мы становимся рабами греха, ни о какой свободе речи быть не может. Мы сковываем себя своими инстинктами, своими хотениями, своей плотью. Мы сковываем себя стереотипами мысли и моделями поведения, которые предлагает нам внешний мир. Мы живем так, как нам указывают жить. Мы одеваемся так, как нам говорят. Мы читаем книги, которые нам предлагают. Мы восторгаемся фильмами, которыми кто-то где-то восторгается. Мы становимся как поставленный на рельсы поезд, который перемещается в пространстве, но разве можно назвать это движение свободным? Ведь он не может свернуть ни вправо, ни влево — только по колее. Так и тот, кто порабощает себя греху, едет по безумной и диавольской колее, концом которой является, как говорит в своем послании к Римлянам апостол Павел, смерть — не та физическая смерть, через которую каждый из нас пройдет, а смерть души, смерть человека для Царствия Божиего, смерть для жизни вечной.
Приходя в монастыри, монахи освобождаются от этой колеи. Никакие стереотипы, никакие указания моды, никакие указания тех, кто привык давать указания миру, не воспринимаются монахом. Он освобождает себя для праведности и, живя как бы в стесненных обстоятельствах, становится свободным от того, от чего не могут освободиться самые сильные и могущественные люди на земле. Он обретает свободу во Христе.
У Василия Великого мы находим замечательные слова: «Не могут Бог и грех одновременно царствовать в душе человека». Эти слова следует правильно понимать. Это не означает, что мир делится на святых и грешников. Это не означает, что святой человек не имеет греха, или слабости, или несовершенства. Здесь главное слово не «грех» — здесь главное слово «царствует». Не могут Бог и грех царствовать одновременно. Если в жизни человека царствует Бог, это не значит, что этот человек святой. Это не значит, что он не падает, не ошибается, не разбивает о тяжкую реальность современной жизни свои руки и ноги, а иногда и голову. Все может быть. Но как важно, чтобы в жизни царствовал Бог, а не грех!
Освящение этого храма, небольшого по сравнению с великими соборами земли нашей, во Всехсвятском ските Валаамской обители неслучайно совпало с днем, когда апостол обращает к нам великие слова о сути и смысле человеческой свободы. Да поможет Господь всем нам — и монашествующим, и мирянам, и знатным, и простым, и богатым, и бедным, и образованным, и простецам — быть свободными от греха, чтобы поработить себя праведности, войти в Божий мир и в жизнь вечную, как свидетельствует о том в сегодняшнем чтении апостол Павел. Молитвами всех святых да укрепит нас Господь на таком жизненном пути. Аминь."
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501094