Господь не броско, как бы мимоходом, являет Себя Новым Моисеем, только на совершенно новом качественном уровне. Не пресной манной кормит он страждущий народ, а живым хлебом и рыбой, не усилием стихий природы — стойким ветром — раздвигает волны моря, а просто идёт по волнам, невзирая на ветер, и позволяет Петру, а значит и нам, ходить по воде, спешить по волнам…
Здесь хочется вспомнить замечательный фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», в прологе которого главный герой рассказывает свои байки охотникам. Его фантазии вызывают всё большее и большее недоумение, но, когда герой Янковского в спокойной уверенности рассказывает, как вытащил из болота за волосы самого себя, да еще вместе с конём — это уже рождает недоумение и саркастическую усмешку. «А что вы удивляетесь? — говорит барон, — всякий уважающий себя человек просто обязан, время от времени, это делать!..».
Аналогия уже кажется очевидной: всякий порядочный христианин просто обязан время от времени ходить по воде со Христом! А если это не очень получается, то, по крайней мере, взывать из глубины души и из глубины покрывающих волн: «Господи, спаси, я погибаю!». Искреннее осознание себя погибающим, сокрушённый вопль к Богу — это спасение, это протянутая рука Христа и вновь твердое основание бушующих вод под ногами!
«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» У нас нет другого пути, как идти по воде житейских волн, взирая с надеждой на Господа, уже идущего впереди, воодушевляющего нас Своим примером. Отрицать реальность суетного волнующегося бытия невозможно, но возможно это бытие преодолеть духовной поступью, сделать для себя твёрдой дорогой. Любой из нас может сказать, вспоминая своё духовное становление: я же ходил по этой воде! Господь так ласково и твердо вёл меня! Почему же я снова тону? Ответ даёт Христос Петру: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Сомнение, маловерие, отчаяние, уныние, малодушие — вот причины, отлучившие нас от блаженной ходьбы по воде бытия. Петр не долго тонул, а точнее — захлёбывался, ибо в греческом оригинале евангельского текста стоит именно этот глагол. Мы же временами не просто погружаемся в суету мирскую и морок собственных страстей, мы тонем взахлёб, погибаем со сладостным восторгом и жутким упоением. И это — самое опасное состояние, если это можно назвать состоянием, потому что это уже падение, деградация, а не состояние! Да, воистину, вода, порой, у нас уходит из-под ног…
Евангелие, действие Спасителя и апостола Петра, даёт нам ответы на многие вопросы. Пока мы верны первому дерзновению, верны первой любви, зорко и с упованием смотрим на Христа, мы непотопляемы, мы идём к Господу по житейскому морю. Как только наш умный взор, всё наше внимание переключается на другое, прельщается мирскими соблазнами (их со временем становится всё больше), а душа пленяется сладострастием (не мы — над суетой, а суета — в нас и вокруг нас) — тут и начинается беспомощное барахтание в том, что впустили внутрь себя, чему слабовольно позволили властвовать над собою.
И апостол Павел сегодня, с властью и любовью, и обличает нас, и утешает словами, которые помогают нам осознать свою христианскую задачу в свете того великого достоинства, которое дал нам Создатель:
«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы».
В завершение — последний вопрос, который часто беспокоит нас, утопающих и захлёбывающихся: «Почему же так спокойно (на первый взгляд) живут те, кто не подвизаются, неверующие или маловерующие, те, кто не обратился в совершенстве ко Христу?».
Ответ простой, он вытекает из логики нашего разговора: кто не отозвался из мутной глубины житейских попечений на призыв Господа, кто не ходил с Ним по воде блаженно, тот и тонуть не может. Там, в глубине внешнего бытия, с виду спокойно, плывут молчаливые рыбы — люди, их миллионы, то двигаясь весело, стройно, то в ужасе врассыпную бросаясь от хищных зубов.
И мы молимся, да настанет тот час, когда они затрепещут в спасительной лодке апостолов-рыболовов, бросивших в море благие евангельские сети по слову Господа Иисуса Христа!
Аминь.
Иерей Александр Зайцев
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491062