С этого праздника начинается Успенский пост (в 2017 году – с 14 по 27 августа). В церковном календаре отсутствует такой праздник, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
В этот день в монастыре на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту.
«Медовый Спас». Традиции
Нынешней пасеке Валаамского монастыря 20 лет, а традиции обители разводить и держать пчел на острове Валаам – несколько веков. Из летописи монастыря известно, что во времена игумена Дамаскина (1794 – 1881 гг.) на острове было около 100 ульев.
И тогда, и сейчас валаамский мед считается самым сладким и пахучим. Но самое главное при употреблении меда - не его вкус, а молитва. «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились», - пишет нам в наставлении преподобный Серафим Вырицкий. Так что, если с горячим чаем и медом помолиться горячо, – любая хворь отстанет.«Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.
Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся» (Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора).
Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. По кулинарным традициям «Медового Спаса», в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (ее употребляли на Руси как лекарство от болезней).
Существует еще одно название праздника 14 августа – «Маковей», в народе – «Маковый Спас». Церковь вспоминает семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до Р.Х. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.
Почему «Медовый Спас» называют еще «Спасом на воде»? Существует вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.
Справочно.
Трудами братии Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473499