На Московском подворье Валаамского монастыря вернули исторический облик центральному входу в здание. По сохранившимся архивным снимкам, вход в храм первоначально был обрамлен полукруглым навесом, который со временем, как и многое другое, был утрачен
На Московском подворье Валаамского монастыря вернули исторический облик центральному входу в здание. По сохранившимся архивным снимкам, вход в храм первоначально был обрамлен полукруглым навесом, который со временем, как и многое другое, был утрачен. Однако благодаря усилиям специалистов навес теперь выглядит совсем как при строительстве подворья в начале ХХ века.
Вместо ветхого козырька теперь красуется арочный балдахин с витиеватыми элементами художественной ковки, которые обрамляют входную дверь. В центре помещен образ Спаса Нерукотворного, перед которым теплится лампада. Венчает композицию золотая главка луковидной формы с крестом.
Московское подворье за годы своего существования переживало разные времена, сейчас – это определенно время расцвета и возрождения обители. Именно такими небольшими шагами, как реставрация живописи в храме или замена входных дверей и происходит восстановление прежнего величия и благолепия, по крупицам воссоздается прежний облик Московского подворья Валаамского монастыря.
Благоукрашение храма всегда считалось на Руси святым и богоугодным делом, поэтому и сегодня многие стремятся стать к нему причастными. Вот и прихожане Московского подворья Валаамского монастыря, которые пожелали остаться неизвестными, принесли
в дар храму писаную икону Святого семейства. Икона нашла свое место на западной стене верхнего храма подворья, где и была размещена в резном деревянном киоте.
ФОТОПРОЕКТ: МОСКОВСКОЕ ВАЛААМСКОЕ ПОДВОРЬЕ — ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
С 2014 года исполняющим обязанности начальника подворья и настоятелем храма преподобных Сергия и Германа Валаамских является игумен Иосиф (Крюков). "В начале 1990-х всерьез рассматривалась возможность сноса аварийного строения, – замечает и.о. начальника Московского подворья игумен Иосиф (Крюков). - – Тем не менее, начиная с 1993 года, за несколько лет малочисленной братии под руководством тогдашнего
игумена Варсонофия (Худоярова) удалось привести в порядок все помещения, возобновить богослужения, отреставрировать верхний храм и центральную лестницу."
"У этого храма, как и у всего подворья, сложная судьба. Ведь спокойной жизни у него было совсем немного. Подворье было освящено в 1901 г., уже 23 года спустя, в 1924 году подворье было закрыто, а валаамские монахи изгнаны отсюда. - рассказывает епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря. - Нельзя сказать, что храм и само подворье претерпели совсем уж уничижительное использование. Многие десятилетия здесь была больница. Люди не могли получить здесь исцеление души, но могли получить врачевание своих телесных недугов. Это, конечно, не самое плохое, что могло быть. И, конечно же, те из посетителей , которые верили в Господа, понимали, что это бывший храм Божий. Но видя в те годы почерневшие разрушающиеся стены и купола храмов и монастырей, с растущими на них деревьями, мало кто тогда мог предположить, что придет время, и они восстанут снова во всей своей красе и великолепии".
Главное достижение нынешнего реставрационного цикла – это методичность и масштабность работ. В этом году состоялось Великое освящение храма во имя Святого Благоверного великого князя Александра Невского. Чин Великого освящения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена обители возглавил епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря:
"Московское подворье Валаама это столичное лицо нашей святой обители. И поэтому хочется помянуть всех тех, кто уже ушел из жизни сей, и поблагодарить тех, кто сегодня трудится, всех тех, кто помогает восстановлению подворья, потому что это наше общее дело, это подлинная Литургия христианской жизни.
В 2014 году в алтаре верхнего храма в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских был установлен витраж с образом Спасителя. До установки витража с образом Спасителя в алтаре верхнего храма был витражный крест из жёлтого стекла. Новая витражная икона несет в себе глубокую символику: сияющий солнечными лучами образ Христа напоминает молящимся о том, что Господь – «Солнце правды», «Восток востоков», а само по себе стекло – символ чистоты и непорочности. Когда во время богослужения открываются Царские врата, кажется, что Иисус Христос в сияющих одеждах сходит с небес прямо к молящимся в храме.
Витражи с глубокой древности украшают окна христианских храмов, как Запада, так и Востока. Они украшали окна собора, ставшего образцом для множества православных храмов – Святой Софии Константинопольской. Сегодня довольно редко можно встретить витражи в интерьерах храмов России. Это объясняется тем, что витраж хрупок и гибнет одним из первых. Столетиями стоят, медленно разрушаясь, стены поруганных храмов, на которых еще можно увидеть следы древних росписей; долго сохраняют остатки позолоты купола. А о многоцветных стеклах, выбитых при первом налете разрушителей, уже не остается памяти. Поэтому традиция украшения православных храмов витражами, не раз прерывавшаяся бурями истории, и оказалась преданной забвению. Впервые иконы на стекле появились в российских храмах в начале XIX века и с тех пор органично вошли в убранство русских церквей.
В мае 2017 года два витража украсили главный вход в здание подворья. С улицы над входом в храм изображен так называемый «Константинов крест», который относится к числу древнейших христианских символов Христа.
Крест состоит из двух начальных греческих букв имени Χ и Ρ, скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».
Венок, пальмовый или терновый, расположенный вокруг креста, имеет символическое значение победы Христа над дьяволом. Это обозначение имени Христа получило большое распространение еще в апостольские времена и изображалось на военном штандарте императора Константина Великого.
Над внутренней дверью установлен витраж с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.
Господь повелел и учил украшать храмы. И скиния при Моисее, и ковчег завета, и храм при Соломоне, и храмы православных, и храм Божий на небе, о котором говорит Иоанн Богослов, всё богато и красиво украшено. Украшение храма – это зримое выражение нашей любви к Богу.
"Тысячи храмов, сотни монастырей, десятки соборов были восстановлены из руин, подняты из совершенно ужасающего состояния, или вообще отстроены заново с нуля и содержатся в прекрасном состоянии сегодня. Посмотрите на наш Валаам, какой он был 20 лет назад! Было страшно зайти… А сейчас! То же самое и подворье, ведь здесь все рушилось, поэтому мне хочется поблагодарить всех тех, кто внес свою лепту в восстановление подворья" - епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
Новости подворья Москвы