Издревле наши предки называли Россию «Домом Пресвятой Богородицы» и обращали к Ней самые теплые и сокровенные молитвы: «Отмечая праздник Успения Пресвятой Богородицы, мы особенно явственно ощущаем близость к роду человеческому Пречистой Богоматери, которая «во Успении мира не оставила». Совершая молебное пение Пречистой Богоматери, будем молить, чтобы Она оградила Отечество наше, наш многострадальный народ и всех нас своим Материнским покровом. Пресвятая Богородица всегда с нами. Она умягчает своей Любовью наши хладные сердца и дает нам любовь Христову, которую мы должны пронести через всю нашу земную жизнь» – приснопамятный Патриарх Московский и и Вся Руси Алексий II.
Успение, завершающее годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово «успение» означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.
И как апостолы стояли у предсмертного одра Пресвятой Богородицы, так и священноиноки обители с зажженными свечами молились близ святой Плащаницы. «Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф», – писал святитель Феофан Затворник.
***
В Новом Завете совсем немного свидетельств о жизни Богородицы после Вознесения Спасителя. Мы знаем, что Она находилась вместе с учениками в День Пятидесятницы. Однако затем упоминания о Ней прекращаются. Не рассказывается ничего и о кончине Богоматери.
Справочно: первые источники, сообщающие нам историю Успения, датируются V веком и являются апокрифическими: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Церковь не считала эти тексты священными и относила их к Преданию, что позволяло отчасти критически оценивать их содержание. Тем не менее, церковное сознание уловило главную мысль этих повествований: преставление Божией Матери и чудо вознесения Ее пречистого тела на Небо.
«Есть Священное Предание, которое говорит, что перед Успением Матерь Божия получила еще одну райскую ветвь, - напоминает нам иеромонах Наум. - Это была белая лилия. Ее нес перед гробом евангелист, девственник и монах Иоанн Богослов. Вопрос: что случилось с этой белоснежной лилией, которую ангел вручил Пресвятой Богородице перед Ее Успением, завяла ли она? Нет. Лепестки этой лилии Матерь Божия рассадила, и от них произросло монашество. Где бы ни возникали обители иночествующих, Матерь Божия является их покровительницей.
Святая гора Афон – первый удел Божией Матери, где Она обратила живущих там язычников ко Христу и положила начало монашеского жития. И мы, находясь на Валааме, который уже во всей Православной Ойкумене известен как Северный Афон, являемся лепестками этой белоснежной лилии Божией Матери.Бывает, что эта лилия начинает покрываться пятнами.
Два пятна особо огорчают Божию Матерь.
Первое – это ропот. Матерь Божия была безропотна. Воспитываясь в Иерусалимском храме, она покорялась всем священникам, которые следили за Ее духовным воспитанием. И Матерь Божия читала Слово Божие. Она знала то место у пророка Исайи, где написано, что «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). И когда Она помышляла, что хотела бы быть последней рабой у этой Девы, тогда Ей предстал Архангел со словами: «Радуйся, Благодатная, Ты и есть та Святая Дева». Такое было смирение у Божией Матери. И поэтому ропот Ей особенно больно слушать от монашествующих.
Второе пятно – это нечистота, когда мы не боремся с нечистой страстью, когда мы без боя отдаемся во власть этому тирану. Покаянием и безропотным несением своего креста, терпением скорбей и страданием, которые Господь сочтет полезным попустить на нас, омываются эти пятна на белоснежной лилии Божией Матери. С каким усердием, с какими трудами должны мы поливать эту белоснежную лилию Божией Матери, чтобы чистую ее донести даже до страшного суда Божия. Помогай нам в этом Матерь Божия предстательством Ее честных родителей».Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481408