На фоне главной идеи «Просветителя» — единства веры православных народов и многообразия их музыкальных культур — каждый год выделяется какая-то особенность праздников, проходящих на Певческом поле центральной усадьбы и под сенью соборного монастырского храма. Не знаю, задумывали ли организаторы подобный эффект или нет, но на этот раз главной звездой стал юный исполнитель византийских распевов из Никосии. Всеобщим любимцем пассажиров отшвартовавшегося от причала Пассажирского порта Северной столицы теплохода «Санкт-Петербург» он стал практически сразу же, вечером 27 июля. На следующее утро, в день памяти Крестителя Руси, вместе с братским хором Валаамской обители Коля с Кипра пел за Божественной литургией во Владимирском скиту. Потом были неизменно срывавшие громогласные овации сольные выступления...
У себя на Родине Николас состоит в хоре монастыря Киккской иконы Божией Матери на Тродосе. Там и постигает премудрости византийских распевов. Прекрасно говорит по-русски — чему есть объяснение, оставшееся загадкой для подавляющего большинства участников фестиваля. Без большой натяжки Колю можно назвать плодом монашеских молитв. Очень долго его родители (мать с отцом сопровождали мальчика на его валаамских гастролях) не могли зачать ребенка.
«С ними обоими — давними духовными чадами скитоначальника нашего Всехсвятского скита схиигумена Серафима (Покровского-Бараделя) — я познакомился несколько лет назад на Кипре, куда мы прилетели вместе с наместником обители епископом Троицким Панкратием на посвященную Иосифу Исихасту богословскую конференцию, — рассказывает регент Валаамского братского хора монах Давид (Легейда). — Тогда я понял, почему отец Серафим так долго — в течение двух часов — совершает проскомидию. Собрались три семьи его духовных чад. Я подумал, придут от силы человек 10. А в каждой семье оказалось по пятеро-шестеро детей, и у всех поначалу были такие же, как у Карагиоргисов, проблемы! Теперь у Николаса, кстати, четверо братьев и сестер. Тогда он был совсем еще маленьким мальчиком. А в прошлом году он с родителями впервые побывал на Валааме. Прогуливаясь, мы встретили владыку Панкратия, и я попросил Николаса что-то спеть. Наш наместник оказался буквально сражен его искусством. Записал его пение на телефон, и в соцсети эта запись за несколько дней набрала тысячи "лайков". Так Карагиоргис оказался среди специальных гостей фестиваля...»
В отличие от прошлых лет, в официальную программу не стали включать богослужения с участием приглашенных хоровых коллективов. За счет этого возросло число концертов: и в субботу, и в воскресенье на Певческом поле их прошло по два плюс еще по одному — в стенах Преображенского собора. Открылся же фестиваль пятничным концертом-спектаклем «Путь к храму», решенным в виде музыкальной композиции на тему отечественной истории последнего столетия. Показалось (возможно, с непривычки), что его программа перегружена самыми разнообразными жанрами, исполнительскими стилями, сценическими приемами и эффектами. Всему тут нашлось место: и революционному «Яблочку», и маршу «Смело мы в бой пойдем» в обеих вариациях (с «красными» и «белыми» словами), и авторской песне в исполнении барда Елены Фроловой, и даже «Поэме о Сталине» Александра Галича, прочитанной «официальным голосом» фестиваля Иваном Стависским.
Вообще среди участников на этот раз преобладали отечественные коллективы и их коллеги с постсоветского пространства. Это объяснимо: сквозной темой всех концертов проходило 100-летие трагического 1917 года. Впрочем, те, кто ждал талантливых дебютантов, в накладе не остался. Чистейшим академическим звучанием порадовали Государственный камерный хор Армении «Ховер» и Челябинский камерный хор им. В. В. Михальченко.
Высочайший исполнительский уровень хозяев — Хора Валаамского монастыря под управлением Александра Бордака — в дополнительных аргументах не нуждается. Не могу не упомянуть о буквально потрясшем аудиторию концерте, где валаамцы выступили с программой песнопений в честь Пресвятой Богородицы. Иногда приходится слышать неодобрительные оценки в адрес однородных переложений авторских произведений, в оригинале написанных для смешанных коллективов (особенно когда речь идет о буквально всем известных сочинениях хоровой классики XIX‒ХХ веков). Хор Валаамского монастыря ответил на подобные упреки безупречным звуком: пойте так, чтобы не к чему было придраться, и критики восхищенно умолкнут! Подтверждением тому — три овации, сорванные после рахманиновского «Богородице Дево, радуйся» и двух духовных концертов Павла Чеснокова — «Заступнице усердная» и «Мати Божия».
«Это площадка для взаимного обогащения и культурного роста наших народов»
Участники фестиваля «Просветитель» отвечают на вопросы «Журнала Московской Патриархии»
1. Как вам кажется, в чем главное достоинство организуемого Церковью масштабного музыкального праздника?
2. Что на фестивале лично вам понравилось больше всего? Чего, напротив, не хватило?
Георгий ДОНАДЗЕ, художественный руководитель Государственного ансамбля грузинского фольклорного пения «Басиани»:
Очень хорошо, что впервые сюда приехали армянские музыканты. Это ведь, строго говоря, не православная страна, а какая богатейшая певческая культура! Вообще, мне кажется, надо свободнее приглашать поющие коллективы различных христианских вероисповеданий из Западной Европы. Мы с огромным интересом слушали бы их музыку, они — нашу. Все это послужило бы взаимному обогащению и культурному росту.
Сона ОГАННЕСЯН, заслуженный деятель культуры Армении, художественный руководитель Государственного камерного хора Армении «Ховер»:
В мире подобные фестивали всё популярнее. Ведь именно в Церкви сохранилась наиболее аутентичная народная духовность, именно в церковной культуре родилось профессиональное музицирование. Поэтому «Просветитель» вполне вписывается в этот мировой культурный тренд.
Мы впервые на Валааме, и я в восторге от здешней природы, от всего, что окружает наши выступления. Вообще, все прекрасно с самой первой секунды: приветственный коктейль капитана на палубе теплохода, смешная учебная тревога с элементами шоу... Кто хочет — участвует в дружеских ночных песнопениях на корме, кто не хочет — отдыхает в каюте. Накладок не вижу!
Ольга СЕЛЕЗНЕВА, художественный руководитель и главный дирижер Челябинского камерного хора им. В. В. Михальченко:
Фестиваль объединяет музыкантов, поющих в различных исполнительских манерах и стилях. Так, сегодня мы слышали исполнявший обиходные песнопения студенческий коллектив ПСТГУ, прекрасно узнаваемые авторские обработки духовных стихов пера монахини Иулиании (Денисовой), которые исполнил управляемый ею праздничный хор минского Елисаветинского монастыря, византийские распевы от Николаса Карагиоргиса. Мы же представили концертный вариант авторских сочинений русской духовной музыки.
Привлекает стилевое разнообразие в рамках темы, определенной программой. В этом я вижу главный ресурс для дальнейшего творческого развития фестиваля.
Протоиерей Андрей ЛОГВИНОВ, клирик костромского храма во имя апостола Иоанна Богослова:
Интереснее всего тут представленное разно- и многообразие различных певческих традиций, особенно в сочетании с уникальностью места проведения фестиваля.
Прекрасно, что энтузиасты духовной музыки могут почерпнуть из концертной программы что-то полезное дистанционно благодаря интернет-трансляции. Я вот сегодня получил SMS-сообщение: «Смотрим вас в интернете!». Понравились и видеовизитки каждого коллектива перед выступлением: краткие ролики дельно сняты и смонтированы, сразу понятно, кто и о чем будет петь. А вот в концерте-спектакле, на мой взгляд, оказалось слишком много революционной лексики. Понятно, что мы относимся к 1917 году как к трагедии, но все же в монастыре подобное лицедейство, на мой взгляд, не совсем уместно.
Алексей ПУГАЧЕВ, руководитель московской школы звонарей «Колокольный Град»:
Прекрасна демократическая атмосфера: каждый зритель может подойти пообщаться с исполнителем, обменяться мнением, взять автограф. В таких мероприятиях и надо ориентироваться на непритязательную, неискушенную публику, в том числе и на невоцерковленную. Послушает зритель одно, другое, что-то придется ему по вкусу, глядишь — и в душе отложится...
Я в восторге от организации. Что касается концертной программы, добавил бы дружеских выступлений — возможно, не на главной фестивальной площадке.
Автор Дмитрий Анохин журнал "Церковный вестник", фоторепортаж братии и волонтеров Валаамского монастыря.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491038