Поплыл, побежал, игриво веселясь, колокольный серебристый трезвон, разнося по округе радостные звуки церковного торжества. Растворены массивные двери собора, рядом с которым тут и там стоят люди, ожидая выхода братии. Все сильнее нарастает звучание слаженного пения праздничного тропаря внутри собора... И вот появляется первый монах почтенного вида, победоносно несущий фонарь с разноцветными стеклышками и мерцающим внутри огоньком, который символизирует Божественный Свет и пламенную веру.
Сразу за фонарем попарно идут клирошане — и стар, и млад. Следом поспевает иеромонах, несущий Богородичную просфору Панагию в специальном сосуде, называемом «панагиаром». Далее сдержанной, величавой походкой проплывает Владыка в архиерейской мантии и при посохе. За ним плотным строем слаженно «маршируют» священники и старшая братия: большинство седовласы, бородаты — богатырский строй, любо дорого смотреть. Ну а дальше… уже несколько вразброд идут и остальные братья – послушники да трудники.
Это шествие, напоминающее Крестный ход, называется чином о Панагии, смысл которого — живо представить присутствие за трапезой Бога и Его Пресвятой Матери.
Перед идущими братьями предстают так называемые «трапезные палаты», которые находятся в северной части Внутреннего каре, обрамляющего собор. Декоративное оформление фасадов этой части каре сдержанное, но достаточно пластичное и выразительное. С востока его замыкает храм в честь Успения Божией Матери, являющийся подлинным украшением всего комплекса, к тому же недавно отреставрированный и внутри, и снаружи. «Этот храм имеет особое значение для нашей обители, ведь именно здесь 120 лет назад была явлена Валаамская икона Божией Матери и прославлена своими первыми чудотворениями», — рассказывал владыка Панкратий.
И вот вся братия постепенно заходит внутрь трапезных палат через маленькое крылечко, на небольших гранитных выступах которого неизменно, чаще по рыбным дням, восседает небольшой рыжий сфинкс – старожил келарской службы кошка Люська.
Создается впечатление, что валаамские братья решили в буквальном смысле исполнить евангельскую заповедь «входить тесными вратами» (Мф. 7:13), потому что проем довольно узкий и одновременно в него пройти попарно идущим людям не получается. Побуждение пропускать друг друга вперед, конечно, немного тормозит обеденную процессию. Но на подобные «трудности», по-моему, внимания особо никто не обращает, потому что впереди долгожданная трапеза, которая редко не оправдывает добрых предвкушений.
Вообще-то чуть правее есть и куда более красивый и широкий вход, но его используют редко, т.к. через него сразу попадаешь на вторую половину трапезной, где братьям приходится расходиться по разным сторонам, чтобы занять свои места. Здесь же все идут торжественным строем (не считая крылечка) через все помещение, что придает чину о Панагии дополнительное благообразие. Другой вход, назовем его парадным, используется обычно на Святках и на Светлой седмице, потому что все трапезы в эти праздничные дни проходят в дальнем — банкетном зале, и еще при посещении Валаама Патриархом и почетными гостями.
Заходя внутрь, братия начинают петь «Отче наш», после чего Игумен благословляет трапезу. Внутри братская трапезная представляет собой довольно просторное и очень длинное помещение, способное вместить до трехсот человек; на бо́льшее число людей просто не хватит столов. Помимо частых высоких окон, залы освящают декоративные люстры, похожие на паникадила. У самого входа и в середине трапезной к стенам прижались три огромных белых камина.
Трапезная условно разделяется на две части, поэтому и носит название «трапезные палаты». В первой половине трапезной – со сводчатыми потолками и довольно скромным убранством – со стен за братьями наблюдают портреты Игуменов и Патриархов, а в дальней, банкетной, торжественной – огромные полотна с изображением библейских и евангельских событий.
За игуменским столом стоит передвижной кивот с иконой Иверской Божией Матери, а дальний конец зала замыкает прекрасный иконостас, через который можно пройти в небольшой Успенский храм, где служатся братские Литургии. Все это создает молитвенную и благоговейную атмосферу, прививает особое отношение к «приему пищи» и напоминает о том, что трапеза является уставным продолжением богослужения. Ведь в монастыре все должно приближать человека к Богу, даже трапеза.
Все сидят за добротными деревянными столами на лавках, обитых для красоты и прочности железными скобами кузнечной работы. Во главе перед иконой восседает Игумен, рядом священнослужители, за ними братия и трудники.
Когда по уставу на трапезе есть разрешение «на вся» или полагается «утешение велие», накрытые столы моментально притягивают голодные взгляды. По праздникам повара и кондитеры готовят что-нибудь особенное и неизменно очень вкусное. Но и в будние дни, как скоромные, так и постные, монастырская еда имеет особый, часто неповторимый вкус.
Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и к самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в Киево-Печерском патерике: «Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу ели нечистоты, хвалящие – мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий».
Чьи же заботливые руки и умы стараются сделать праздничный обед приношением любви и послушания Богу и ближним? Это все те братья и трудники, несущие послушания под руководством монастырского келаря. Под его наблюдением находится не только приготовление пищи, но вся келарская служба, которая включает в себя некоторые другие монастырские хозяйства и трапезные. Келарь занимается закупкой продуктов, составлением меню для трапез, следит за чистотой и порядком во всей келарской, в том числе и за благообразием братской трапезной, за отпуском продуктов со складов, за приготовлением трапезы в соответствии с уставом и многое другое.
Такое послушание, обремененное серьезной материальной ответственностью, обычно доверялось монаху самых высоких нравственных качеств. Злоупотребление своим положением, не одинаковое отношение ко всей братии со стороны келаря могли буквально «взорвать» монастырский порядок. Поэтому все составители монастырских уставов и настоятели обителей уделяли особое внимание келарской должности.
***
О келарской службе мы решили поподробнее узнать у самого келаря – рясофорного послушника Игоря.
— Игорь, расскажи, пожалуйста, какие послушания существуют в келарской службе?
— В келарской службе довольно много послушаний, и все они тесно взаимосвязаны. Старший, а значит и ответственный за все, — келарь.
Келарь должен быть универсальным человеком, которому приходится во все вникать, принимая участие в разрешении всех вопросов, касающихся данной службы. Может быть, кто-то помнит такой мультик — «Инспектор Гаджет», простите если это несколько не к месту, этот мультфильм нередко вспоминаю, ассоциируя мое нынешнее послушание с многохлопотной деятельностью главного героя этого мультфильма. Келарь должен уделять достаточно внимания всей службе, определяя одновременно комплекс приоритетных задач, осуществлять которые зачастую предстоит собственноручно. Упомянутый герой мультфильма имеет кучу разных хитроумных приспособлений, благодаря которым он может одновременно выполнять разную работу. Именно такую активность я и наблюдаю за собой, будучи келарем.
В келарской службе есть целый ряд ключевых послушаний, их несут мои непосредственные помощники: старший повар, кондитер, помощник келаря по документации и закупкам, старший трапезник, кладовщик, мастер ремонтных работ. Также в службе есть мойщики баков и посуды, овощечисты, прачечник. Все направления нашей службы тесно взаимосвязаны, поэтому свои послушания нам следует выполнять в единомыслии — командой, с чувством ответственности, взаимопонимания, в духе мира и любви, к чему, уверен, стремится каждый насельник нашего монастыря, независимо от того, какое бы послушание он ни исполнял. Это как Церковь – единое Тело Христово, где каждый член этого Тела важен. Об этом говорит и апостол Павел: «Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (Кор 12:26).
Старший трапезник
— В его послушание входит большой круг обязанностей, ключевой из которых является контроль накрытия и сервировки столов должным образом. Также старший трапезник следит, чтобы мойщики и трапезники выполняли свои послушания, контролирует наличие в службе молочных продуктов, рассчитывает количество питающейся братии на предстоящую трапезу, предоставляя данную информацию поварам. Еще старший трапезник контролирует приготовление завтраков, чему обучает трапезников лично.
Повара
— Это достаточно тяжелое и самое ответственное послушание в нашей службе, поэтому повара, как костяк келарской службы, пользуются заслуженным почетом.
Почти все повара начинали у нас с нуля. А если человек ответственный, старательный и, пожалуй, хотя бы немного талантливый в приготовлении еды, из него со временем получается прекрасный повар. Сейчас у нас очень хороший состав поваров, среди которых есть старший повар, несущий частичную ответственность за все смены. В целях улучшения качества приготовления блюд, а также повышения квалификации конкретного повара, непосредственную работу провожу лично я. Скажу о своем опыте: ни при одном монастыре, как и в структурах светской кухни поваром быть мне не доводилось, но до монастырской жизни, как и любой другой самостоятельный человек, я имел опыт кухонного мастерства, что именно при помощи Божией благодати я сейчас и реализую. Т.е. все то, что сейчас можно видеть на столах, – это, отчасти, мой почерк, и, благо, повара мне в этом сильно помогают.
На данный момент у нас три смены поваров. У каждого повара по умолчанию есть один постоянный помощник. А если меню оказывается сложным, что в последнее время случается нередко, мы просим выделить нам на кухню разовых помощников.
Помощник келаря
— Это, если можно так выразиться, мой секретарь, который помогает вести финансовую деятельность и отчетность, связанную с заказами продуктов и всего необходимого для келарской службы. По сути, он является важным связующим звеном между келарем и службой снабжения. Я формулирую задачу, нахожу решение, а решить ее, все-таки, прошу послушника Андрея. Слава Богу, в службе есть столь опытный в этом деле брат.
Кладовщик
— Это вообще отдельная тема. Даже отец Силуан (предыдущий келарь) говорил, что помощником келаря является именно кладовщик. Помощь секретаря – это все-таки финансово-учетное направление, а в действительности келарь несет свое послушание, заручившись поддержкой именно поваров и, конечно же, кладовщика.
На сегодняшний день я являюсь одновременно и кладовщиком, поскольку всю деятельность, которую я вел, будучи кладовщиком, пока что не могу полностью переложить на плечи действующего кладовщика. Он пока только включается в процесс, и моя поддержка просто необходима. Кладовщик работает с продуктами, что требует большой ответственности. Представьте: из-за какой-то ошибки у поваров может не оказаться нужных продуктов; или из-за неправильного обращения с ними могут возникнуть значительные убытки для нашей службы.
Одна из задач кладовщика — отслеживать состояние, качество и наличие продуктов на складах. Для обеспечения келарской службы продуктами кладовщик находится во взаимодействии с агрономом монастыря и монастырскими садами, которые тоже под нашей «юрисдикцией»: агроном с полей поставляет нам корнеплоды, а сады — продукты, выращенные на грядках и в теплицах.
Одного кладовщика на всю келарскую службу, на самом деле, недостаточно. Одним из первых моих преобразований после заступления на должность келаря было разделение ответственности кладовщика на две позиции.
На сегодняшний день у нас есть основной кладовщик, который занимается непосредственно кухней, и второй кладовщик, который на отдаленных складах трудится над сохранностью годового запаса продуктов. Благодаря распределению обязанностей они немного быстрее осваивают своё дело, что положительно сказывается на качестве выполняемого послушания.
Кондитеры
— Кондитерский цех также имеет прямое отношение к братской трапезе. Для нашей братии это послушание, конечно, очень ценное: выпечка, украшающая братский стол по будням и праздникам, является немалым утешением.
Ввиду нехватки людей на данный момент кондитеры переведены на другие послушания, но, надеюсь, скоро в монастырь прибудет достаточное количество трудников, благодаря которым мы сможем вернуть кондитеров обратно. До пандемии у нас было два кондитера, без которых сейчас келарская служба ощущает свою неполноценность.
Мойщики и овощечисты
— Более простые послушания в нашей службе – это посудомойка, мойка баков, прачка и чистка овощей. Эти послушания могут казаться незначительными, но они также являются важными звеньями в общей цепи, потому как без хорошо и вовремя вымытой посуды, а также без начищенных овощей согласно предстоящему меню у поваров и трапезников возникнут сложности в выполнении ими своих обязанностей.
Мастерская келарской службы
— Наша мастерская занимается ремонтными работами внутри самой службы и не только: мы помогаем и другим подразделениям монастыря. Мастерская следит за состоянием оборудования, которого в нашей службе довольно много, проводит фасадные работы, ремонт и реставрацию мебели и т.п.
Продолжение следует...
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458741