Валаам рядом. Рассказ о Санкт-Петербургском подворье
Валаамский монастырь окружен водами Ладожского озера и не всегда доступен для паломников. Когда заканчивается навигация, связь с нашим «северным Афоном» поддерживают вертолеты. И в то же время Валаам к нам всегда близок.
06.11.2014Елена Миловидова 25 363
Валаамский монастырь окружен водами Ладожского озера и не всегда доступен для паломников. Когда заканчивается навигация, связь с нашим «северным Афоном» поддерживают вертолеты. И в то же время Валаам к нам всегда близок. В гуще городской суеты, на перекрестке Старо-Петергофского и Нарвского проспектов расположились подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и при нем храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Юридически и по духу — это неотъемлемая часть островной обители. Но городская «прописка» придает жизни подворья и его общины свою, особую специфику.
«Приходишь, и словно в другой мир попадаешь», — говорят о внешнем облике подворья прихожане. Храм Казанской иконы Божией Матери радует глаз декором фасада и большими витражными окнами. И казалось бы, не все ли равно, какие лавки в храме? Но на подворье это красивые деревянные скамьи. В храме есть и свой архитектор — прихожанка Юлия Трукшина. В числе ее последних крупных работ — проектирование дубового резного иконостаса для подворья, который изготовлен в Греции.
Сегодня через подворье осуществляются все коммуникации Валаамского монастыря: здесь находятся бухгалтерия, юрист, службы снабжения и транспорта, филиал паломнической службы. Подворье является юридическим адресом монастыря. Помимо Казанского храма, колокольни, игуменского и келейного корпусов, здесь освящена часовня Новомучеников и Исповедников Российских, обустроен удобный баптистерий для крещения полным погружением, работает большая иконно-книжная лавка.
Из тринадцати священнослужителей подворья четверо — отец Александр Точилов, отец Олег Зорин, отец Георгий Герасименко и протоиерей Владимир Басманов — относятся к «белому» духовенству: это женатые священники, живущие в миру. Остальные — монашествующие. Вместе с послушниками число братии достигает пятнадцати человек. Наличие «белого» духовенства на подворье считают плюсом: «белым» священникам проще разобраться с проблемами, которые тревожат мирян. Но некоторые предпочитают советы иеромонахов, более аскетичных и строгих.
Начальник подворья игумен Петр (Романов) управляет Валаамским «представительством» свыше 15 лет. Вырос в многодетной верующей семье, его прадед был священником. Получив благословение на монашество от старца архимандрита Кирилла (Павлова), на Валаам ехал с опаской: возрождение монастырей — дело тяжелое. Но и управлять подворьем нелегко: «Мирской дух проникает, много примеров, когда монашествующие уходили в мир из таких городских монастырей. Мы это знаем и стараемся по возможности сохранять молитвенное устроение. Братия должна обеспечить богослужение и создать духовную атмосферу этого места, а уже «белые» священники выстраивают остальную часть приходской жизни. Мы, монахи, тоже понимаем необходимость миссионерского служения. Это нужно современному обществу, оно сегодня находится на большой дистанции от Церкви».
Игумен Василий (Шумский) подвизается в монастыре больше 20 лет. До этого был начальником скита преподобного Александра Свирского на Святом острове Валаамского архипелага. А еще раньше находился на послушании у монахов-отшельников в Абхазии. Служащий игумен, он духовно окормляет прихожан и братию подворья.
Иеромонах Антипа (Никаноров) — директор общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских, временно командирован в Новгородскую епархию.
Иеромонах Парфений (Шапанов) — в прошлом заслуженный работник культуры Республики Карелия. Отвечает за взаимодействие с Вооруженными Cилами. Несколько раз во время боевых действий выезжал на Кавказ, имеет награды. Прихожане до сих пор помнят, как отец Парфений возил в Чечню три фуры теплых шапок и носков, которыми после объявления по православному радио завалили подворье петербуржцы.
Иеромонах Гурий (Шадурин), по общепризнанному мнению, «красиво служит и красиво поет»; особенно любимы паствой молебны, совершаемые отцом Гурием.
Иеромонах Досифей (Степанов) несет послушание ризничего, радуя братию и прихожан красивыми храмовыми облачениями. Увлекается фотографией.
Протоиерей Владимир Басманов — священник с 1977 года. Вышел за штат по состоянию здоровья и возрасту. За окладистую седую бороду дети на подворье называют отца Владимира дедушкой. Прихожане постарше говорят по-другому: «батюшка-реаниматор». Три раза в неделю он проводит духовные беседы, которые помогают многим «захожанам» остаться в храме. «Большинство приходят со своими скорбями, — рассказывает отец Владимир. — Но, увы, хотят услышать только то, что им хочется. Много сейчас самоуверенности у верующих, думают, что многое постигли. Стараюсь их переубедить. В первую очередь объясняю, что значит Причастие, Исповедь, покаяние. Если они хоть немного уловили, начинают „оживать“».
Иерей Александр Точилов — в прошлом художник, теперь иконописец; настоятель часовни Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря на Синопской набережной; служит духовником средней общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских, о которой будет сказано отдельно. Проводит занятия воскресной школы для взрослых.
Иерей Олег Зорин — начальник воскресной школы для детей и взрослых, руководитель клуба православной молодежи, куратор социальных проектов. Шефствует над Обществом слепых Кировского района. По приглашению университета МВД окормляет его личный состав, консультировал правоохранителей в строительстве храма святого благоверного Димитрия Донского при университете. «Если мы, священники, сможем оказать духовное влияние на будущих и настоящих полицейских, то наши правоохранительные органы будут еще более эффективными, — делится надеждами отец Олег. — Именно этого хочет добиться руководство МВД, выдвинув девиз: „Духовность, нравственность, патриотизм“. О духовности мы и обязаны свидетельствовать».
На подворье четыре диакона: иеродиакон Герасим (Осипов) — мастер на все руки, на Валааме нес послушание кузнеца. Сослужит протоиерею Иоанну Миронову по воскресным дням в храме иконы «Неупиваемая чаша» при заводе АТИ. Диакон Георгий Герасименко тоже из «старослужащих». Прихожане говорят: «Отец Георгий читает Евангелие — мы каждое слово понимаем». Любят его занятия и ученики воскресной школы. Иеродиакон Рафаил (Янкевич) воплотил мечту многих христиан: выучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в подлиннике. Учится в духовной академии. Иеродиакон Гавриил (Фролов) — эконом, помощник начальника подворья. Коммуникабельный человек, он проводит множество встреч со строителями, подрядчиками, чиновниками, решая вопросы восстановления и функционирования подворья.
Службу на подворье не начинают в три часа ночи, как на Валааме: адаптировали к городской жизни. Но всё же служба здесь более продолжительная, полный круг богослужения осуществляется по монастырскому чину. «Создается впечатление, что мы на самом Валааме, — говорит прихожанка подворья Татьяна Кожурина. — Мы ощущаем это место как особое, где мы соединяемся с Богом. Монахи создают в больших городах духовные острова, которые очень нужны здесь, в мире».
«Здесь как дома», — так выражает чувства большинства прихожан частный предприниматель Владимир Огнев, волонтер-водитель общины.
Бывший сотрудник милиции Татьяна Лоткова стала внештатным фотографом, размещает снимки на странице подворья «ВКонтакте».
Марию Симору все знают как незаменимого завхоза и повара воскресной школы.
Инженера на пенсии Ирину Попову называют «цветочницей»: она ухаживает за растениями в келейном корпусе. Радушные работницы кухни и трапезной — «мамы-кормилицы».
Татьяна Агеева — просто «человек, который нужен всем», потому что от работы никогда не отказывается.
Она появилась усердием прихожанки — профессионального библиотекаря Марии Ярцевой. Вместо затерянного в коридоре небольшого шкафа с духовной литературой стараниями Марии появился пусть маленький, но настоящий абонемент: с формулярами и картотекой. Сейчас здесь больше пяти тысяч книг.
«Валаамский обиход» — так называют своеобразный певческий стиль, сложившийся на подворье. Он состоит из древнерусского «знаменного» распева, адаптированного к современному восприятию, и византийских песнопений. Многие, услышав его однажды, возвращаются, чтобы послушать снова. «Более 25 лет я руковожу различными смешанными хорами и мужскими ансамблями, много разной церковной музыки пел, но с полной уверенностью могу сказать, что валаамская традиция наиболее приемлема для молитвы в храме, — считает регент Праздничного хора Валаамского монастыря Алексей Жуков. — Смысл подобного пения в идеальном сочетании богослужебного текста и музыкальных мелодий, которые наиболее явственно раскрывают значение слова».
Этот известный коллектив состоит только из профессионалов высочайшего класса. По репертуару и манере звучания он продолжает традиции пения братского хора Валаамской обители. Солисты Праздничного хора — лауреаты международных конкурсов Борис Петров (баритон) и Александр Бордак (тенор, композитор, аранжировщик, поэт, составитель многих программ хора), обладатели уникальных голосов заслуженные артисты Республики Карелия Михаил Круглов (редкий бас-профундо) и Дмитрий Попов (тоже редкий высокий голос — контртенор). Хор участвует в воскресных и праздничных службах на подворье, во всех богослужениях, совершаемых на Валааме Святейшим Патриархом Кириллом — священноигуменом Валаамской обители, концертирует по России и миру.
Второй взрослый хор подворья, который здесь называют «малым», состоит из любителей и профессионалов. За двадцать лет участники коллектива в буквальном смысле «спелись» и признаются, что им помогает сама атмосфера подворья. «Бывают разные состояния голоса. Иногда не звучит, и всё, — рассказывает регент хора, заслуженный артист республики Карелия Михаил Рузанов. — Но на подворье мы с таким почти не сталкиваемся. Тут поется очень хорошо. И акустика хорошая: храм специально строился так, чтобы звук летел далеко». Отдельно хор на богослужении можно услышать по будням.
Организован при воскресной школе. Управляет хором Александра Углова, профессиональный дирижер, преподаватель школы имени Д. Д. Шостаковича. В общине удивляются: «У Александры поют все, чуть ли не грудные младенцы. Причем красиво и правильно, настолько умеет она настроить ребят». Юным певцам от пяти до девяти лет. Их «конек» — малоизвестные дореволюционные песни из репертуара гимназий и современные произведения, продолжающие духовную традицию. Хор много выступает, имеет разные награды.
Он тоже организован при воскресной школе. Театром руководят специально приглашенный клирик храма преподобного Серафима Вырицкого диакон Леонид Королев вместе с матушкой Еленой. Оба в прошлом — профессиональные актеры, отец Леонид еще и режиссер. Педагогами стали неожиданно для себя. «Мы в первый раз пришли на встречу с детьми, не зная, что им говорить, — вспоминает отец Леонид. — Но пошли нетрадиционным путем, сделав ребят своими со-творцами во всем. Вместе придумывали постановку, декорации, подбирали музыку. Сами не знали, чем закончится спектакль. А желание увидеть конечный результат притянуло ребят». Театр существует уже пять лет. «Отец Леонид делает невозможное: удерживает интерес к Богу у ребят в самом сложном, подростковом возрасте», — говорят на подворье.
Здесь встречаются юноши и девушки от 16 до 35 лет. Изучают Евангелие по творениям святых отцов, общаются, помогают новоначальным освоиться в храме.
«Я прекрасно представляю, что человек чувствует, когда впервые приходит в храм и абсолютно ни в чем не ориентируется, — говорит участник молодежного клуба Евгений Залазаев. — Нужно ему помочь! Подвести к священнику, объяснить элементарные правила поведения». Евгений — один из катехизаторов подворья. Это еще один миссионерский проект клуба. По благословению настоятеля отца Петра наиболее подготовленные ребята-катехизаторы будут вести консультирование на приходе, объяснять новичкам основы вероучения.
Ребята уже не один год помогают родителям и воспреемникам подготовиться к крещению детей. А еще подворская молодежь посещает детский дом № 4 города Павловска, участвуя в проекте «Старший брат, старшая сестра», навещает бездомных в больнице № 14. Активисты собирают справки, оформляют документы, помогают найти жилье и работу.
Встречи молодежного клуба, которые ведет иерей Олег Зорин, не обходятся без чая и песен под гитару
Открыта в 2002 году как негосударственное общеобразовательное учреждение, работает на базе государственной школы № 288. Кроме обычных школьных предметов здесь преподается Закон Божий и церковное пение, много кружков, паломнические поездки. «Мы должны подумать о детях: каково им среди неверующих сверстников. Они отстаивают свою веру, и мы, взрослые, должны им помочь. Всё хорошее, что войдет в душу в детском возрасте, обязательно принесет плоды», — так объясняет, зачем монастырскому подворью «нагрузка» в виде общеобразовательной школы, ее директор, иеромонах Антипа (Никаноров). До 1917 года подворье Валаамского монастыря располагалось на Синопской набережной, отсюда паломники отправлялись в плавание на Валаам. На территории подворья была только часовня святителя Николая, которую возвел в 1823–1833 годах архитектор А.И. Очаков. Часовня была закрыта в 1932 году и вновь освящена в 1994-м в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Синопская набережная, д. 34/36, Тел.: 274-01-92.
Часы работы: с 10:00 до 19:00, обед с 12:00 до 12:30.
В пятницу в 14:00 служится молебен и панихида.
Паломническая служба Валаамского монастыря:
тел. 902-86-11 vp.valaam.ru
Современное подворье с 1989 года находится на углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов. Комплекс построен в начале XX века архитектором Василием Косяковым для Староладожского Успенского женского монастыря и является одним из лучших образцов русско-византийского стиля. После революции подворье подверглось ликвидации, а Казанская церковь стала приходской. В 1935 году она была закрыта.
2 апреля 1994 года Патриархом Алексием II был освящен главный престол. Южный придел освящен во имя святителя Николая, северный — во имя преподобного Серафима Саровского.
Храм Казанской иконы Божией Матери открыт с 8:00 до 20:00.
Часовня Новомучеников и исповедников Российских: открыта с 09:00 до 18:00; молебны — вт и чт после Литургии,
акафист Новомученикам и исповедникам Российским — ср, панихида — сб.
В цокольном этаже (под храмом) находится помещение воскресной школы. Здесь проходят занятия воскресной школы:
младшая группа (5-7 лет) — вт в 19:00, старшая (8-14 лет) — вс в 12:30,
взрослая — сб в 16:00. Детский театр — вс в 15:00, детский хор — вт в 19:00.
в помещении воскресной школы: Молодежный клуб — вс в 13:00,
Библиотека — вс с 12:00 до 14:00.
Общеобразовательная православная школа преподобных Сергия и Германа Валаамских:
тел. 575-49-05 (секретарь).
Школа работает на базе государственной школы № 288 Адмиралтейского района по адресу ул. Курляндская, д. 43, А
Источник: http://aquaviva.ru/, автор: Елена Миловидова, фотограф: Андрей Петров
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: