Каждому из них он всегда окажет помощь – кому душевным и духовным советом, за всех молится, все помогает как может: «Человек очень счастлив, если может исполнить чью-либо просьбу, - считает отец Мефодий. - Еще большее счастье испытывает тот, у которого ничего не просят, но он видит, что ближний нуждается, однако по скромности стесняется обратиться, и человек сам принимает решение помочь. Но, наверное, самый счастливый человек на земле тот, который выстраивает в себе такой добрый, честный, порядочный характер, что творить добро для него является его жизнью, его дыханием».
***
Самые теплые слова в день Ангела он пошлет и простому священнику из далекой Доминиканской республики и с такой же любовью он напишет и известному на всю Русскую Православную Церковь архиерею. Со многими на Валааме он служил Божественную литургию и причащался с ними Святых Христовых Таин. И для каждого гостя, начиная от простого священника из далекого прихода и кончая члена Священного Синода Русской Православной Церкви, у отца Мефодия найдутся добрые слова и молитвенные утешения.
В 1985 году, окончив Университет Кирилла и Мефодия в городе Скопье (Республика Македония) по специальности «инженер-строитель», тогда молодой еще Венко Петров, планировал создать семью и поселиться в Италии. Однако семь лет спустя он вступил на монашеский путь.
***
- Дорогой отец Мефодий, расскажите о роли семьи на Вашем монашеском пути.
- Мой дедушка Петр построил два храма в Македонии. У него было восемь детей, я был самым младшим внуком от его старшей дочери. С детства дедушка водил меня на службы. Он был не священником, а простым чтецом в маленьком сельском храме, в котором проработал 70 лет. Так что мне до его служения Господу еще служить и служить. Дед был старостой храма, у него была горячая любовь к Богу, очень радел за церковное благолепие, я через него принял православную веру. Еще маленьким ребенком, я носил свечу перед священником во время Литургии.
Дедушка Петр очень любил кошек, в нашем дворе их могло быть до 40 одновременно. Бабушка кошек не выносила. Она была очень педантичной, чистоплотной и в доме их не держала, брала кошек носовым платочком и выкидывала через окно. Кошки падали в огромный виноградник, площадью более двухсот метров, и потом опять заходили в дом.
Помню, что после службы дедушка приводил с собой по 30-40 гостей, и просил всех напоить чаем и угостить. Он очень любил людей. У него была безграничная общительность. Мне кажется, по его молитвам я и унаследовал часть его любви к людям.
Дедушка Петр был величественным по духу человеком. Когда праведник умирает, такой же человек должен остаться в роду, и ты понимаешь, что того кто молился за народ, его больше нет. И надо заступить на его место. Жребий пал на меня. Мой дедушка удостоился заранее узнать о своей грядущей смерти. Когда пришло время, Господь открыл ему время и обстоятельства кончины. Зная, что он умрет завтра в 9 утра, дедушка призвал моего старшего брата, и спросил: «Ты завтра будешь дома в 9 утра?».
- «Буду дедушка», ответил брат.
- «Я тебя второй раз спрашиваю, будешь завтра в 9 утра?».
- «Буду дедушка», повторно ответил брат.
- «В третий раз спрашиваю тебя, точно будешь?»…
- «Буду», ответил брат.
А брат мой гитарист, на всю ночь он с друзьями уехал в гости, и всё-таки не пришёл домой. Дедушка умирая: «Где старший брат?»
- «Нет его»…
- «Зовите тогда маленького», то есть меня. Я зашел, поцеловал ему руку, по его просьбе подстриг, побрил его. Это считается одним из проявлений любви к старшим, у нас так в Македонии принято. Я до сих пор помню его любящие глаза. Он положил свою руку мне на сердце, стал благословлять, и начал пророчествовать, что со мной будет, рассказал все о моем будущем... Я тогда понял, что на моих руках умер настоящий молитвенник, и что кто-то должен продолжить его путь. На кладбище его провожало все село. И он такое напророчествовал, что ослушаться мне никак нельзя.
- Фактически, Вы исполняете то, что он сказал?
- Да. Ровно через сорок дней я уже был в монастыре. И тогда в очередной раз я увидел, что такое воля Божия, когда Господь призывает к Себе на служение. Ты же не знаешь в каком монастыре и в какой стране будешь его исполнять. Я подумал, попробую вначале Афон, ведь до Афона было всего 200 километров. Если не получится - направлюсь в Иерусалим. О России, а тем более о Валааме я тогда и не думал.
Но сначала я решил поехать на Афон. У меня есть друг, он сейчас епископ Наум, а тогда был простым монахом монастыря Григориат, он взял благословение у игумена обители, чтобы я попал на Афон. Меня очень хорошо встретили, поселили на подворье монастыря в Салониках, я там прожил всего 12 дней.Каждый день с проигуменом монастыря, мы ходили в министерство Северной Греции, чтобы я получил диамонитирион (разрешение, виза на посещение паломниками Святой Горы Афон - прим. ред.), чтобы попасть на Афон. А там не очень благообразная сестра брала мой паспорт и швыряла мне обратно в лицо со словами: «Тебе нельзя на Афон». Иеромонах П. возмутился: «Что вы делаете! Архимандрит Георгий его благословил». А любой игумен со Святой Горы Афон имеет статус министра Греции, является непререкаемым авторитетом. И мне говорит - завтра попробуем.
На следующий день мы опять идем. Опять она видят мой паспорт славянина из Македонии, и опять швыряет мне в лицо. У меня сердце кровью обливается. Я про себя думаю - я же слезно Матерь Божию прошу, почему Она меня не пускает? Что я такое натворил? А потом иеромонах П. начинает узнавать, кто была эта сестра? И оказывается, что ее муж был летчиком. И поскольку Греция входит в НАТО, то ее мужа над Вьетнамом в свое время сбили русские. И она ненавидит за это всех славян. Когда она третий раз мне отказала, архимандрит Георгий мне говорил: «Может быть, Вы вернётесь в Македонию и изучите греческий язык, пока политическая ситуация между Грецией и Македонией не утихнет, и мы заберем тогда заберем Вас на Афон». А я ему на это сказал: «Я уже с родителями попрощался; благословите меня приехать в Россию!» Он говорит: «Вы кого-нибудь знаете в России?» Я ответил, что знаю. Он поинтересовался, кого именно, на что я ответил, что знаю батюшку Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Саровского. Тогда он с улыбкой сказал: «У вас всё получится, у вас очень хорошие друзья!» (смеется). И вот по его благословению я попал в Россию, в Троице-Сергиеву Лавру. Про Иерусалим я даже не вспомнил.
Мне повезло. Когда я был в Болгарии, то искал возможность попасть в Россию, спрашивал: «How to get to Russia?», только я потом я сообразил, что я не знаю ни слова по-русски. Я тогда владел в совершенстве знал македонский, cербо-хорватский. И свободно говорил на английском, немецком, французском, итальянском языка. А по-русски тогда «ни бум-бум». Ни слова не знал. Я же никогда не был в России и не понимал, как туда добраться. Я начал искать и Господь привел меня в Свято-Никольский храм, который находится в центре Софии. Там мне сказали, что через 20 минут отъезжает поезд в Россию. Я поспешил на вокзал, вижу - 50 человек провожают какого-то русского батюшку, им оказался иеромонах Лонгин (прим. ред. – сейчас митрополит Саратовский и Вольский Лонгин). Как я узнал позже, он тогда оканчивал обучение в Софийской духовной академии им. св. Климента Охридского и богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии он служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. Я попросил отца Лонгина помочь мне. Он посмотрел на меня внимательно, задал пару вопросов, взял какого-то мужчину из провожающих и сказал ему: «Помогите ему». Оказалось, что он доверил меня послу России в Болгарии, который сделал мне визу и 21 августа я приехал в Москву.
В Москве меня встретил иеромонах Лонгин, мы поехали в Лавру, через Ярославский вокзал. Россию. А когда зашли в метро, на нас шла толпа, человек пятьсот, и кричала: «Руцкой-президент». Радостно так кричали. Ну и я за ними «Руцкой-президент». А отец Лонгин меня поправляет: «Не кричи, это не наш президент». Мне очень нравилось метро. Тогда в России мне понравились всего две вещи - метро и храмы. Я по образованию инженер-строитель, поэтому так трепетно отношусь к архитектуре, как и владыка Панкратий (прим. ред. - епископ Троицкий Панкратий по светскому образованию является архитектором).
- Какова роль почившего архимандрита Кирилла (Павлова) в Вашем монашеском пути?
- Когда мы приехали в Лавру, иеромонах Лонгин говорит: «Пойдем к старцу, если он благословит, останешься в Лавре, если нет, не обижайся, ищи себе другое место. У нас никто в Лавру не поступает без благословения отца Кирилла( архимандрит Павлов)». Я очень волновался, что же скажет мне старец. Я еще не успел зайти к нему в келью, а он из-за двери сразу сказал: «Пусть этот македонец остается в Лавре» – такую проявил прозорливость. Так я остался в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда там был «конкурс» - на одно место просилось по 40 человек. Я прожил в Лавре полгода.
С владыкой Панкратием мы сразу подружились, тогда он был еще экономом Лавры, и мне давали послушания в экономской службе. Когда приснопамятный Патриарх Алексий II назначил архимандрита Панкратия наместником Валаамского монастыря, то он сразу предложил мне поехать на остров, я тогда о Валааме не знал вообще ничего. Мы пошли к отцу Кириллу за благословением, а он и говорит: «Пусть македонец уезжает на Валаам». Вот такие два судьбоносных благословения я получил от старца. Слава Богу! Так по Божией милости и Его воле я попал в Россию, и благодарю Господа за это.
На встрече 23 мая 2017 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Македонии Георге Ивановым, Первосвятитель отметил, что много людей узнают о Македонии, посещая Валаамский монастырь. «Там на постоянной основе трудится ваш «посол» игумен Мефодий (Петров) ― легендарная личность, его все очень любят. Он принимает всех с открытым сердцем», ― отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
- Расскажите о Вашей реакции, когда во время монашеского пострига владыка Панкратий назвал вас именем равноапостольного Мефодия. Вы знали, что будете носить это имя?
- Нет конечно, но у меня в роду четыре Кирилла и четыре Мефодия. Они покровительствуют моему роду. У меня отец Кирилл. Я по русскому принципу Мефодий Кириллович. Сейчас у моего брата родился внук, его тоже назвали Мефодием. Причем он родился в день смерти нашего дедушки Петра. Такое Господь совершил знамение. Я уверен, что он будет молиться за наш народ. И я благодарен Богу, что в монашестве сподобился получить имя Мефодий.
После монашеского пострига в 1994 г. на Валааме мне пришло откровение от Господа, что это все не случайно. В Македонии недалеко от моего дома есть монастырь, где в середине XX века жили около 70 монахов из Старого Валаама, и даже осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 г. ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали схимонах Панкратий, т.е. точно так же, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля 1993 года.
И в память о валаамских монахах, в мае 2016 года в Македонии, в моей родной стране в Лешокском монастыре, мы установили и освятили Поклонный крест, подобный тому, что Вы сейчас видите близ Никольского скита, возведенный игуменом Дамаскиным в XIX-ом в.
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий:«Когда я посещал Македонию, то молился и служил панихиды на могилах старцев, которые были выходцами со Старого Валаама, они в середине прошлого века приехали и подвизались там, оставив о себе добрую память. И мне рассказали те предания, которые сохранились об их высокой жизни, и в частности поведали судьбу схимонаха Панкратия. Этот валаамец в период изгнания подвизался в подвиге пустынножительства. Приехав в Сербию, он поселился в уединении, на горе, расположенной рядом с монастырем св. великомученика Никиты, около города Скопье в Македонии.
Нам радостно отметить, что в возрожденном Валаамском монастыре сейчас подвизаются два македонца (игумен Мефодий и иеромонах Наум), выходцы как раз из этих земель. Когда, уже, будучи на Валааме, они узнали, что на их родине подвизались валаамские иноки, то поняли, почему, они оказались на столь далеком от Македонии острове Валааме. Более того, молодому Венко, будущему игумену Мефодию, когда он еще был у себя в Скопье и думал о выборе жизненного пути, одна благочестивая женщина сказала загадочную фразу: «Молись святому Панкратию, он покровитель молодых монахов». Конечно, она имела в виду уже прославленного святого Панкратия, но не исключается и то, что этот македонец стал монахом на Валааме по молитвам валаамского схимонаха Панкратия, подвизавшегося в Македонии».
- Я знаю, что в Македонии у каждой семьи есть свой родовой святой. Какой святой у Вашей семьи?
- От дедушки Петра я унаследовал нашего родового святого – святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Наш покровитель не одно столетие нам помогает и с ним связано очень много чудес. В день святителя Афанасия я ушел в монастырь, в день святителя Афанасия я получил первый подрясник в Лавре, в день святителя Афанасия я поступил в семинарию. Он всегда подтверждает свое присутствие и покровительство. Есть множество личных моментов, о которых не принято говорить, но которые подтверждают его помощь нашему роду.
- На Валааме несколько раз был в гостях Президент России. Что притягивает первых лиц в Валаамский монастырь?
- У нашей обители два великих друга: это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Когда он, уже будучи Президентом, в 2001 году приехал в первый раз на Валаам и увидел красоту это святого места, то принял активнейшее участие в восстановлении обители; привёз своих друзей, которые по сей день, прямо или косвенно, участвуют в развитии Валаама.
Я знаю, насколько он пропитан любовью к России, ко всему человечеству, в нём открывается печать русского благородия, русского величия, служения всему человечеству. В России очень много людей, которые уважают его, которые понимают, какой великий крест он несет. Но есть и люди, которые знают его духовные подвиги. Я сподобился быть рядом с ним, молиться, общаться. Мне кажется, что этот человек – величайший подарок от Господа для России, всему человечеству, особенно, маленьким народам, которые нуждаются в русском заступничестве. Мы знаем, что он единственный, кто взял знамя в борьбе против страшного зла, которое происходит сейчас в мире; он дерзнул, сотворил брань со страшными силами, которые работают над дехристианизацией всего человечества.
Посещая Валаама Президент России сравнил монашеский остров и всю державу: «Уверен, что так же, как мы возрождаем Валаам, мы будем поднимать, укреплять духовные основы и материальное благополучие нашей страны. Не все у нас получается, но залогом нашего успеха являются наши старания и искреннее стремление к улучшению жизни нашего Отечества».
- В 2005 году, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, был создан Православный Культурно-Просветительский Центр «Свет Валаама», который вам было поручено возглавлять. Какие задачи стоят перед центром на ближайшее время?
- Раньше мы занимались местными жителями острова Валаам, их было более пятисот человек, проблемами пенсионеров и детей. Сейчас на острове осталось около пятидесяти человек, можно сказать совершенно другая обстановка. Все-таки Валаам это прежде всего монастырь, он здесь был веками. И для монастыря молитва, духовный подвиг стоят на первом месте. Сейчас на Валааме есть все условия, чтобы он стал таким же, каким был в XIV-XX вв. Россия возрождается, и Валаам – прямое откровение и свидетельство этого великого возрождения.
Однако сейчас у нас большой спектр социального служения, мы продолжаем помогать бедным приходам, малоимущим людям, узникам. Даже те люди, которые уехали с Валаама, дети и пенсионеры, они все равно получают от нас помощь, в том числе материальную и моральную. Мы своих в беде не оставляем.
ИГУМЕН МЕФОДИЙ (ПЕТРОВ): "ЧЕЛОВЕК ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВ, ЕСЛИ МОЖЕТ ИСПОЛНИТЬ ЧЬЮ-ТО ПРОСЬБУ..."
У нас огромные планы по выставкам, по объединению всех творческих сил России. Огромное количество молодых студентов и известных художников приезжают к нам работать, молятся в нашей обители, духовно окормляются. То внутреннее преображение, которого они достигают, воплощается в прекрасных картинах, выражается в творениях, передается всем, кто соприкасается с такими творческими людьми. У нас есть желание и возможности, чтобы Валаам стал настоящим духовном центром, Северным Афоном России, в который смогут приезжать все созидатели, все творческие и боголюбивые люди, патриоты нашей Родины. Хочется, чтобы монастырь пришел в то состояние, в котором он был до разрушения, до того, когда Господь судил такой крест и такие испытания, когда на Валааме жило очень много духоносных отцов, очень много старцев, которые освещали этот остров не только своим физическим существованием, а прежде всего великими духовными дарованиями, которые они получали от Бога, а потом отдавали миру.
- Отец Мефодий, сейчас многие упрекают Церковь, что вкладываются большие средства в строительство храмов и часовен, в восстановление монастырей, и многие скептики говорят, что давайте лучше эти деньги раздадим нищим и построим больницы и детские дома.
- Вы знаете, на это, я часто вспоминаю слова приснопамятного Патриарха Алексия II. Когда он в тяжелые для молодой России времена начинал восстанавливать Храм Христа Спасителя, он сказал, что чем больше будет храмов, тем больше люди будут молиться, и тем меньше нам понадобятся больницы и детские дома. И также он сказал мудрую фразу: «Скажите, а когда у России, у православных, были легкие времена?»
Сейчас в Церкви мы не должны говорить об экономике, рынке, а должны поднимать духовную жизнь человека, чтоб хоть два-три человека достигли такой святости, когда могли бы свой молитвою помочь всему миру, помочь избавиться от несчастий. Валаамские монахи в меру своих сил непрестанно молятся за спасение всего человечества от бед.
- Что бы Вы хотели сказать тем, кто думает связать свою жизнь с монашеством?
- Насчет ухода человека из мира в монастырь, - мне кажется, что очень важно, чтобы современный человек имел в виду, что монашество – это тайна Божия, она дается Богом, она имеет свои сакраментальные, таинственные аспекты. Человек должен изучать Святых Отцов, должен понимать историческую и догматическую значимость самой Церкви, чтобы понимать, что такое монашество.
Есть такие слова молитвы: «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». И действительно если Господь захочет, Он, конечно, дает из всех своих Даров Духа такие Дары, которые дают человеку силы победить свое естество, жить по плоти ангельски, подражать ангельскому чину. И конечно, это нелегко, поскольку монашество проявляет огромную борьбу против греха, против греховной нечистоты человеческой плоти. Естественно, монах должен соблюдать очень много духовных принципов, чтобы остаться в монашеском чине. Будущему монаху, конечно, понадобится приложить огромный труд, огромный подвиг, чтобы он нашел ответ на все духовные вопросы и пришел к совершенной Вере в познании Бога.
Путь монашеский - это и есть путь совершенства. Он не дается легко. Христианская жизнь, конечно, не гладкая, не сладкая, она очень серьезная. Она требует от человека серьезного подхода. И. даже если человек считает, что он собственными силами может что-то достигнуть в жизни, тем более в духовной жизни - это, конечно, уже поражение. Мы с Божьей помощью, с помощью Божественной Благодати стараемся подражать Христу, подражать Его благости, Его образу и примеру служения человечеству. Сейчас мирским людям нужно правильно относиться к современным монахам и быть к ним снисходительными, потому что сегодняшние монашествующие приходят из мира.
Монашество-это сначала путь скорбный, путь весьма деятельный, весьма тяжелый, весьма очистительный. А потом, если человек достигнет такой степени совершенства и благодатного духовного истинного состояния, он, конечно, жаждет, чтобы эти свои знания, эти духовные дары отдать, вернуть человечеству, чтобы они послужили на благо человечества. И как раз происходит такое истинное преображение монаха, когда он подражает своему Творцу, быть благим в отношении к ближнему, быть благим в отношении ко всей природе, быть благим в отношении к деликатной, сложной жизни, которая сейчас попускается современному Адаму, попускается всем нам, чтобы мы, конечно, нашли этот ключ мудрости, нашли эту возможность стать еще на земле, жителями Рая. То есть это возможно через послушание, через смирение, а самое главное через любовь. Как говорят Святые Отцы: « Попробуй смириться и станешь жителем Рая».
- Люди, которые приезжают сюда на Валаам, они преображаются, и универсального рецепта, конечно, нет …
- Все нами движет любовь к Богу, все мы стремимся к Богу. Времена, конечно, разные, но наша любовь к Богу неизменна. Она проявляется мимо всех наших невзгод, мимо всех внешних обстоятельств.
Современному человеку нужен бальзам для души. Человек находится в центре суетной жизни, и ему прежде всего, нужна Любовь. Ему не хватает Любви. Сейчас в мире огромная нехватка и дефицит Любви. Как сказал Господь: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет Любовь». Мы все время умоляем, чтобы Господь даровал ее. Как написал святой апостол Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Потому что Он щедрый, человеколюбивый, Он прекрасный, долготерпеливый….
Беседовали послушники Валаамского монастыря Александр Веригин и Артемий Самойлов.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473036