Как сочетать смирение с руководством людьми?

Занимаю руководящую должность. Вынужден делать много замечаний, наказывать, увольнять, часто раздражаюсь, повышаю голос. Как мне познавать свою немощь и быть снисходительным к окружающим?
26.02.2021 Трудами братии монастыря  4 457

Вопрос: Здравствуйте батюшка, меня зовут раб Божий Владимир, мне 42 года, я православный верующий, воцерковился недавно.

Часто, на проповедях приходится слышать подобные высказывания, что необходимо во чтобы то ни стало познать свою немощь, смириться перед людьми, быть предельно снисходительным к окружающим, познать себя и тому подобное... В общем-то, я не возражаю против подобных высказываний, но всегда следовать им в разных жизненных ситуациях, мне представляется затруднительным. Например, я занимаю руководящую должность в одной довольно крупной компании. Помимо своих основных обязанностей, по долгу службы, я вынужден следить за тем, чтобы подчиненные хорошо выполняли свою работу, делаю много замечаний, иногда приходится наказывать, штрафовать, а иногда и увольнять людей. Я довольно часто раздражаюсь, повышаю голос, угрожаю различными «прещениями». Сложно представить, как можно было бы обойтись без строгости и дисциплины, потому что с меня за это тоже спрашивают...

Как мне совмещать свои обязанности по работе и вместе с этим преуспевать в познании своей немощи?


Трудно не согласиться с Вами в том, что бескомпромиссно следовать Евангелию крайне затруднительно. Причём упомянутые Вами проблемы характерны не только для мирских организаций, но и для церковных. И прежде чем говорить о подходах к разрешению отмеченного Вами противоречия, стоит обратиться к живым примерам. Христианство – не свод этических норм, а Евангелие – откровение не о новых философских истинах, а образ Живого Бога, воплотившегося в Совершенного Человека. Поэтому самый действенный способ разрешения любых проблем в христианстве не философски-умозрительный, а по-детски практичный – «Делай, как я».

Среди прославленных в лике святых христиан очень мало светских руководителей. Одним из таких является святой праведный князь Александр Невский. Церковь прославила его не за военные заслуги и не за эффективное государственное управление, а за христоподобные кротость и смирение, проявившееся в уповании не на свои силы и способности, а на Единого Бога, сохранению истинной веры в Которого на Руси и были посвящены все усилия князя. Истинная христианская любовь «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». И можно только догадываться, что творилось в душе князя, когда он отдавал приказ о казни новгородских бояр, призывавших не платить дань в Орду. Ради спасения новгородцев князь рисковал жизнью в битвах со шведами на Неве и с немцами на Чудском озере. И вот теперь он вынужден казнить этих людей за восстание против поработителей-язычников! Взять на себя такую ответственность и такую внутреннюю боль может только человек, который живёт не ради своей выгоды, комфорта или идеи, но через смиренное послушание Богу исполняет Его волю.

Святой праведный воин Фёдор Ушаков тоже прославлен не за свои выдающиеся военные заслуги, а за личную целомудренную жизнь и христианское отношение ко всем людям. Иерархическое давление на него оказывалось много большее, чем на любого современного начальника. Но он при этом никогда не рассматривал людей как средство для решения своих служебных обязанностей. Одной из самых важных задач во время морского боя он считал сохранение жизней членов экипажей. При освобождении от французов островов греческого Ионического архипелага он уберёг от разрушения местных посёлков своей корабельной артиллерией. Фёдор Ушаков не отменял предусмотренных флотским уставом жестоких телесных наказаний матросов, но при этом переживал за судьбу каждого подчинённого.

И находящиеся под началом Ушакова матросы отвечали ему отменной службой. Каждое дело, каждую битву он всегда начинал с молитвы и завершал ею же. После выхода в отставку он регулярно посещал Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, много времени уделял участию в богослужениях, молитве, в Великий пост жил в монастыре в отдельной келии.

Московскому митрополиту святителю Киприану, исихасту, духовному «внуку» святителя Григория Паламы именно благодаря своей внутренней преданности Господу и смиренному предстоянием перед Ним в своём сердце удалось без всяких болезненных прещений провести масштабную церковную реформу – сменить устав богослужения со студийского на иерусалимский. Менее значимые преобразования, проводимые властным патриархом Никоном, больше уповающим на свою волю и авторитет, привели к расколу в нашей Церкви, который в полной мере не преодолён и поныне.

И наконец, пример святого, проведшего девятнадцать лет своей жизни в рабском услужении у мусульманина. Святой праведный Иоанн Русский не был начальником. Центром и смыслом жизни этого простого человека был Христос. Ему он всей своей жизнью и подражал. Не только не раздражался на своего злобного хозяина, но искренне служил ему и сердечно о нём заботился.

Вернёмся в наши дни – время очередного витка религии человекобожия, когда высшими ценностями на всех углах и со всех трибун провозглашается жизнь, здоровье, безопасность и комфорт, тогда как Господь призывает отвергнуться себя и следовать за Ним путём крестных страданий. Его верный апостол ещё на заре христианства предупреждает, что «… все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). Двум богам служить не получится. Придётся однажды сделать мучительный выбор и предельно искренне ответить себе на вопросы: «Кто для меня Христос – цель или средство? Ради Него я совершаю все свои земные труды или ради себя и своих? Что для меня важнее – безболезненная жизнь на земле или вечность со Христом?». Выбрав Христа, мы не избавим себя от необходимости каждый день бороться против собственной самости, активно подогреваемой бесами. Но «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8:31). «… невозможное человекам возможно Богу» (Лук.18:27).

Вполне возможно, что в скором времени последовательных христиан не будут брать на руководящие должности в коммерческие организации. Цель любого бизнеса – прибыль, всё остальное, включая работников, - средство. А для христианина никакой человек не может быть средством. В каждом ближнем он должен видеть Христа и содействовать ему во всём, что не противоречит Евангелию. Для христианина неприемлемо использовать свои страсти (гордость, гнев, лицемерие и др.) ради «пользы дела», включая дела церковные. И не потому что тем самым он нарушит некие нормы, а потому что любой грех становится непреодолимым препятствием для общения человека с Христом. А ничего дороже этого общения для христианина нет. Любой самый невзрачный с виду человек для Бога столь же ценен как все остальные люди вместе взятые. Про это евангельская притча о заблудшей овце.

Стало быть, таким должен быть любой человек и для ученика Христова. Любить ближнего по-христиански не означает потакать всем его прихотям или даже порокам. Любящий по-христиански будет оценивать каждый свой поступок в отношении ближнего не с точки зрения своего личного или абстрактного общего блага, но в свете Евангелия. Богу угодно то деяние, которое поможет моему ближнему встретиться с Христом и которое я совершаю совершенно бескорыстно. Поэтому «Нет больше той любви, как если кто положит душу [жизнь] свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Любая попытка по совести совместить любовь к Богу и привязанность к земным благам приведёт в конце концов к выгоранию совести (как перегорает проводка при повышенном напряжении) или к лишению рассудка.

Фотографии взяты из открытых источников

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 473223

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 12:53
Ветер
3.1 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
748.7 мм рт. ст.
Влажность
91%