Об ангельском славословии

07.01.2018 Трудами братии монастыря  927
Святитель Иоанн Златоуст именует Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
38660012975_ec254eea8f_b.jpg
Современные церковные ученые полагают, что Рождество Христово – один из древнейших христианских праздников, вместе с Благовещением и Пасхой. Оно празднуется ровно через 9 месяцев после Благовещения, 25 декабря по «старому стилю». Первоначально оно соединялось с появившимся в III веке праздником Богоявления, и этот общий праздник назывался — Праздник светов. В древнем римском календаре, датируемом 354 годом, под 25 декабря (или 8 календой января) написано: «День Рождения Христа в Вифлееме».

Переживая событие Рождества Христова в храме на праздничном богослужении, всегда по-особенному воспринимается ангельское славословие «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.2, 14).

Опираясь на исследования заслуженного профессора Московской духовной академии Константина Ефимовича Скурата, постараемся вникнуть в богословский смысл этих удивительных слов.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение…
Так воспели Ангелы в ту спасительную ночь, когда на землю сошел Бог во плоти.

Эта песнь и обрадовала и удивила пастырей. Она же огласила всю вселенную – и одних людей она воздвигла к торжеству, других подвигла к размышлению.

39556157241_c3c06e9609_b.jpg От той великой ночи отделяет нас почти двадцать (более двадцати) веков. С того времени в жизни человечества многое изменилось: ушли в прошлое великие, считавшиеся вечными и нерушимыми, империи, изменились культуры, стали новыми социальные условия жизни, облик земли стал неузнаваем. И лишь одно осталось неизменным – свидетельство Ангелов, обращающих наш взор ко граду Вифлеему.

Небесные Вои радуются, что с вочеловечением Сына Божия на земле воцарится мир Божий, милость и благоволение. На землю сходит не Бог отмщения, а Бог милосердия, не судия, а отец, сходит не наказывать за грех, а разрешить грех и помиловать грешника. «Глубиною мудрости человеколюбив вся строяй и полезная всем подаваяй», премудрый и всеблагой Бог Сам идет к человеку, чтобы открыть ему путь к вечной жизни, дать ему верные истинные средства спасения. Верными свидетелями этому явятся лики многочисленных апостолов и миссионеров, мучеников и исповедников, святителей и пустынников.

По определению Святителя Русской Православной Церкви прошлого столетия (позапрошлого) (митрополита Платона (Левшина)), «Ангелы в краткой песни своей возгласили три важные догмата».

Первый догмат это «слава Богу», второй – «на земле мир» и третий «во человецех благоволение».

Во-первых святые ангелы возносят сегодня Богу славу в вышних, величают Его, прославляют за Его бесконечную любовь к людям, отдающую Сына Своего единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 15). Они в славословии свидетельствуют о тех великих страданиях, которые понесет за нас Сам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы не страдали вечно, а получили нескончаемое вечное счастье. Закон правды требовал наказать преступника. И если бы действовала только Правда Божия, то мы бы погибли духовно. Никто, даже самые великие праведники, не могли взять на себя грехи всего человечества. Это совершил, и совершил добровольно, по Своей безграничной любви, Сын Божий Спаситель.
Во-вторых ангелы воспели также: «…и на земле мир».

Понятие мира многообразно. Есть мир внешний. Это мир между родителями и детьми, мужем и женой, между соседями и целыми странами, – короче: всякое согласие между людьми, братство, мирное сожительство. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», – говорил Господь Своим ученикам накануне страдания (Ин. 14, 27).

Есть и другой мир, также оставленный Спасителем (Ин. 20, 19). Это мир внутренний, мир с Богом и со своей совестью, очищенной от всякой греховной скверны. Раскрывая это понятие мира, митрополит Московский Платон говорит, что в рождественскую ночь Ангелы воспели как бы так: «Слушай, вся земля! Вонми, вся поднебесная! Весь человеческий род! Благовествуем всем вам мир. Вы были враги Богу: своими без числа преступлениями… беззакониями… пороками… Но ныне… разделяющая вас от Бога преграда разрушилась; ныне небеса отверсты, и пламенное оружие, двери райские стерегущее, далеко бежит; …ныне с вами Бог примиряется. Воззрите на лице Его: уже оно к вам сияет отеческой любовью; Он Сам идет (в тексте: «бежит» — К.С.) к вам на сретение и подъемлет руки на объятия вас… готовит славный пир, и понеже хотел ознаменовать, сколько любит вас, то не изобрел лучшей для вас пищи, как угощать вас даже Телом Своим, напоевать даже Кровью Своею. Таково состояние не есть мир, мир незаслуженный, мир пречудный, мир бесценный, когда толико непостижимого величества Бог снисходит к человеку, к персти, брению и ничтожеству? Это видя, – глаголют Ангелы, – мы… не могли удержаться, чтобы не воспеть мир на земле и этим пением огласить небо и землю, воздвигнуть весь человеческий род».
Мир Христов там, где живет Сам Христос Господь, где действуют Его святые заповеди. Нет мира в душе, семье, обществе – значит владычествует не Христос, а грех, значит живут не по духу Христову, а по влечению страстей. Мир Христов должен восприниматься и усваиваться и верой во всесильную помощь Божию, соединенной с молитвой, и верой деятельной, соединенной с любовью, трудом, подвигом.

Так воспринимала мир, возвещенный Ангелами, древняя Церковь, так она понимает его и в наше время.

В-третьих «Во человецех благоволение», – такими словами заканчивается ангельская песнь.

Небожители прославляют Господа за то, что Он Своим пришествием во плоти проявляет высочайшее благоволение к людям: насадит среди них благую волю, возродит их в религиозном отношении, вдохнет в них самоотверженную братскую любовь. «Нет больше той любви, – скажет Он Своим ученикам, – как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Христос Спаситель возвестит людям самые чистые и возвышенные законы нравственности. Вместе с этими законами Он дает и средства, силы к их выполнению (I Петр 1, 3), при помощи которых всякий верующий в Него может очиститься от грехов и переродиться, победить всякую страсть и совершить всякое добро. И когда благая воля Божия распространится среди людей и утвердится, когда сердца людей будут направлены на дела любви, когда люди поймут, что истинное богатство и ценность их жизни состоит в постоянном совершении добра, тогда они и вступят в мир подлинного, настоящего счастья, которое станет преддверием вечного счастья и жизни вечной.

Роман Баранников
Новости Московского подворья.

Рекомендуем

Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». 

Фото 3523

Фотогалерея

Все фотоальбомы
Пожертвовать на:
Заполните поля для молитвенного благодарения
Имя (необязательно):
Город (необязательно):
Email (необязательно):
Сумма:

Ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно по ссылке.

Погода на Валааме на 17.07.2018 20:41

Данные получены с монастырской метеостанции:
Температура:
28°C ощущается как 28°C макс 32°C в 15:54 мин 22°C в 04:33
Ветер:
1.8 м/с (востоко-северо-восток) макс 4.9 м/с в 11:53
Осадки: 0.0 мм
Давление:
761.2 мм (устойчиво)
Влажность: 47%
Подробную информацию можно получить по ссылке.