Я православная христианка, участвую в церковных таинствах, веду благочестивый образ жизни, смертных грехов вроде бы не совершаю. У моей дочери уже как 3 года случилась тяжелая болезнь. Взрослый сын целыми днями сидит за компьютером, играет в игрушки и не хочет работать. С мужем тоже не всегда все бывает гладко. Мама живет с нами, и все больше выходит из ума. Я за них молюсь, иногда читаю акафисты, подаю милостыню и записки в монастыри, ставлю свечи, езжу в паломнические поездки, строго соблюдаю посты, но ничего не меняется. Хоть бы дочка поправилась… Иногда правда бывают временные улучшения их состояния, но вскоре всё возвращается на круги своя. Подскажите, что мне делать? Я уже очень устала от такой жизни. Почему ничего не помогает?
Как же много поступает подобных вопросов от людей, крещёных в Православии, ежедневно читающих Евангелие, долгие годы посещающих храм и приступающих к таинствам! Собственно, такие вопросы больше всего и задают. И все они сводятся к одному: «Почему Бог не даёт мне то, что мне очень хочется получить в земной жизни? Ведь я всё делаю правильно».
Когда с таким вопросом сталкиваешься в первый раз, начинаешь приводить веские доводы из Евангелия, в котором не прикровенно, а очень ясно звучат слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33), того Царства, которое не где-то там в ином мире и в иное время, «… внутрь вас есть» (Лук.17:21). И это Царство не что-то, а Сам Господь наш Иисус Христос, Который есть «… путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6). Но потом начинаешь замечать, что все твои доводы совсем не оригинальны. Воцерковлённые люди неоднократно слышали эти слова в храме, читали их дома. Но при этом они не стали центром их мировосприятия и главным вектором духовной жизни. Как такое возможно?
Верующий знает, что в молитве он общается с Богом. Он знает, что в Евхаристической Чаше Тело и Кровь Христа. Но Христос при этом не становится его главным сокровищем, его самые искренние и сокровенные желания не с Ним на небе, а здесь на земле – со своим здоровьем, с семейным благополучием, с материальным достатком. В результате, человек, искренне считающий себя не самым последним грешником и добросовестно исполняющий все религиозные предписания, разочаровывается в своей духовной жизни, не приносящей ему никаких осязаемых плодов. Неужели Бог обманул нас? Неужели слова о Его безграничной любви и милосердии сказки? Да не будет этого.
Любящий желает любой ценой доставить любимому не комфорт покоя, не приятные временные ощущения, но истинное и максимально возможное благо. Именно этого и желает каждому из нас Бог. Он хочет подарить каждому из нас самое прекрасное и удивительное, что может быть доступно свободной мыслящей личности – живое и непосредственное общение с Собой в Его любви. Он ценой величайшего самоуничижения и немыслимых страданий подарил нам возможность ответить богоподобной любовью на Его любовь.
Нас создал Бог. Он как Творец определил наше предназначение. И только Он точно знает, что «создал нас для Себя» (блаж. Августин) и что ничто не доставит нам истинную и неизбывную радость, как непосредственное общение с Ним.
Но что делать тому, кто не пережил личной встречи с Христом, без которой слова о личном общении с Ним остаются голой абстракцией? Что делать тем, для кого вера не результат личного духовного опыта, а доверие видимым авторитетам? Подобно тому, как мы без какой-либо проверки доверяем выводам авторитетных учёных, так мы доверяем святым отцам, изложившим православные догматы и каноны, доверяем традициям своего народа – вере отцов, доверяем мирским правителям, поддерживающим нашу веру. Можно ли считать такую умозрительную веру неполноценной? Не будет ли это подобно унижению слепого от рождения за то, что он не радуется восходу солнца и радуге? Ведь личная встреча с Богом – это всегда действие двух сторон, одного человеческого желания для неё недостаточно.
Слепота не грех. Грех – нежелание прозреть из-за страха потерять те привычные и понятные радости, которые доступны и незрячему. Грех не желать журавля в небе, когда есть синица в руке. Как писал священник Даниил Сысоев (белый священник, искренне любивший свою жену и детей) «Христианин должен стремиться к максимальному. Если он стремится к меньшему, он ничего не получит. Он должен не желать ничего, кроме Бога». В духовной жизни нет неизлечимой слепоты, поскольку каждого человека Бог предопределил ко спасению.
Духовно прозреть может каждый. Ради этого Христос взошёл на Крест. И поэтому Его слова «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48) не просто воодушевляющий призыв, а та заповедь, пытаясь исполнить которую на пределе своих сил, мы учимся любить Христа («Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоан.14:21). Но не каждый хочет прозревать, потому что «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31).
Возможно, многим слова о непосредственном общении с Богом покажутся излишне отвлечёнными. Что значит общаться с Богом? Мы же молимся Ему, Евангелие читаем, к Чаше подходим. Разве все эти действия не есть общение? Отчасти да. Мы и с людьми так часто общаемся: дарим друг другу подарки, оказываем поддержку. Но много ли у нас таких людей, с которыми мы можем быть предельно искренни, которым готовы открыть самые глубокие тайники своей души, которые нам дороги не потому что они нам что-то дают, а просто потому что они есть? С тем, кто по-настоящему близок, всегда есть, о чём поговорить, а ещё лучше вместе молчать, зная, что словами никогда не выразишь всю полноту взаимной любви.
Многие ли среди нас обладают сокровищем таких близких отношений? Увы, даже супруги, прожившие много лет под одной крышей, хранят скелеты в шкафу (каждый в своём). Но в духовной жизни только предельно искренние и близкие отношения с Богом приносят настоящую радость и мир, какие бы земные скорби при этом человек не испытывал. В наш меркантильный век метафора «с милым рай и в шалаше» выглядит откровенным анахронизмом. Но только такой рай возможен с Богом. Он никогда не выйдет нам навстречу, если в нашем сердце нет хотя бы искорки желания любить Его прежде всех и всего. Он честно зовёт за собой того, кто добровольно захочет отвергнуться от себя и идти за Ним крестным путём.
Никакие компромиссы на этом пути невозможны. Любое уравнивание в своём сердце желания богообщения и какого-либо земного блага неизбежно закончится разочарованием и духовной гибелью, поскольку тем самым человек отказывается от своего предназначения. Для начала стоит честно признаться себе, на каком месте в моей жизни Бог и от чего я готов в жизни отказаться ради встречи с Ним. Как писал митрополит Антоний (Сурожский) «Мы должны предупреждать людей, чтобы они не следовали за Христом, пока не готовы заплатить цену».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473226