«Мне 39 лет, живу в Москве, у меня незаконченное высшее техническое образование, работаю санитаром в больнице. Я порядочный человек, работаю нормально, никому ничего плохого не делаю, выпиваю не часто. В свободное время играю в компьютерные игры и смотрю сериалы.
У меня есть старшая сестра, она мне иногда звонит, а по праздникам мы собираемся у мамы. Она повернута на церкви, только об этом и говорит. Все мозги за вечер прожужжит о своих батюшках, матушках, службах. Заставить её замолчать невозможно… Но самое неприятное, что она почти каждый раз угрожает мне адом, огненным озером и другими муками для грешников. Говорит, что я очень плохо живу, в церковь не хожу, не молюсь и все тому подобное. Хочет заставить меня пойти в храм, чтобы я поговорил с каким-нибудь попом, чтобы тот меня вразумил… Всегда знал, что сестра сумасшедшая, но за последние два года, когда она начала ходить в церкви, — совсем свихнулась… Может быть бог и есть, но я во все это никогда не верил, и вряд ли поверю теперь.
Мне пришлось кое-что почитать о рае и аде и написать вам вопрос, иначе сестра никогда не отстанет. На мой взгляд, все это — бред полнейший. Скажите мне, пожалуйста: есть ли хоть какие-то достоверные доказательства существования ада или бога? Я уверен, что со мной будет так: я умру, меня закопают в землю и не будет для меня никакого рая или ада» (орфография и пунктуация автора сохранены).
Как бы Вы стали доказывать слепому от рождения человеку, что существует разноцветная радуга, особенно если бы этот человек был твёрдо убеждён в том, что постоянная тьма и есть истинная реальность, всё остальное – фантазия? Другое дело, если бы этот человек доверял Вашим словам о том, что есть нечто иное, более прекрасное, чем его привычная темнота. И ему очень бы хотелось хоть как-то, пусть на уровне воображения, приобщиться к этой иной реальности. А уж если бы был хоть один шанс на миллион избавиться от слепоты и самому увидеть радугу, он бы просто не оставил бы Вас в покое и готов был бы всем рискнуть, чтобы исцелиться и увидеть радугу своими глазами.
Поэтому вопрос доказательства чего-то непосредственно связан с тем, является ли для Вас поиск этого «чего-то» действительно значимым делом и насколько Вы доверяете тому человеку, который ссылается на свой личный опыт встречи с этим «чем-то». Какие доказательства нужны ребёнку от родителя, который запрещает ему брать опасные предметы или вещества? Какими доказательствами оперирует больной, когда принимает из рук врача новое для себя лекарство?
Профессор богословия А.И. Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» приводит хрестоматийный пример логического доказательства невозможности существования жирафа. И если Вы лично жирафа не видели и не трогали, то что для Вас будет доказательством его существования? Скорее, всего доверие учёным и тем людям, которые видели жирафа, описали его, засняли его на камеру и т.д. Могу предположить, что свидетелям существования жирафа Вы доверяете, чего не скажешь о Вашем доверии свидетелям существования Бога – многочисленным святым.
У Р. Бредбери в одном из рассказов из цикла «Марсианские хроники» экспедиция землян находит на Марсе жизнь, практически идентичную земной. Попытка убедить жителей посёлка, возле которого приземлился их корабль, в том, что они прилетели с Земли, оканчивается помещением всей команды в сумасшедший дом. Там они убеждают врача пойти посмотреть их корабль. Врач соглашается, с удивлением ощупывает корабль и выдаёт вердикт: такая сильная галлюцинация, которая передаёт тактильные ощущения другим людям, неизлечима и очень опасна. После этого он убивает всех землян. Но корабль не исчезает. Психиатр решает, что он сам заразился этой неизлечимой болезнью и убивает себя.
Вопрос о доказательстве вторичен. Его решение непосредственно зависит от того, ищет ли человек Истину, нуждается ли в Ней, может ли жить без Неё. В христианстве Истина – это не набор логических формул и даже не богооткровенные догматы. Истина – это Сам Христос. И единственное возможное для человека доказательство бытия Бога – это опыт личного общения с Ним. Опыт веры гораздо более достоверен, чем то знание, которое доставляют нам рассудок и органы чувств.
Но подавляющее большинство людей не испытывают потребности в личном общении с Богом. Это справедливо как в отношении атеистов, так и считающих себя верующими. Первые убеждены в том, что смогут получить всё потребное для земной жизни своими силами, вторые «подключают» к этой работе Бога, Которого рассматривают исключительно как поставщика земных благ. Безразличное отношение к Богу на духовном языке называется теплохладностью. И оно куда страшнее по своим духовным последствиям, чем откровенный богоборческий бунт. Бунтарь борется против Бога, т.е. признаёт Его существование и вступает в общение с Ним. А теплохладному просто всё равно, есть ли Бог или нет. Если человек совсем не хочет общаться с Богом, Бог ему никогда не откроется, не явит ему никакого чуда. Так, Христос в своём родном Капернауме не мог совершить многих чудес из-за нежелания соплеменников поверить в Него. Не будет Бог, имя Которого Любовь, Себя никому навязывать. Не отзовётся Он, пока Вы хоть как-то не попросите Его об этом. Он любит Вас в любом Вашем устроении и уважает Вашу свободу.
Льюис в своей христианской сказке «Хроники Нарнии» очень выразительно изобразил судьбу людей, которых в земной жизни волнует только собственная участь. В конце нарнийского света такими оказались гномы. В числе прочих они прошли через некое подобие портала в виде тёмного грязного сарая и оказались в нарнийском раю. Но даже не заметили этого! Вокруг них райский сад, рядом с ними стоит нарнийский бог – лев Аслан, но они пребывают в полной уверенности, что остаются в тёмном сарае. И когда сердобольная девочка Люси просит Аслана им помочь, он отвечает, что не в силах сделать это. Тогда она сама протягивает одному из гномов дивный райский фрукт и в ответ слышит брань, дескать, мало того, что в сарае заперли, так ещё тычут в нос всякой гадостью.
Если Вас вполне устраивает комфортная жизнь для себя по принципу «я добрый, но добра не сделал никому», скорее всего, при жизни Господь оградит Вас от проживания райских или адских состояний. Не заметите Вы их и в других людях. Различие хороших и дурных людей Вы объясните воспитанием, условиями жизни, психологическими особенностями. Любящий Бог даёт каждому человеку то, что он больше всего хочет. Беда только в том, что не каждый этому рад. Буддисту Он даёт избавление от мыслимых страданий за счёт уничтожения собственной личности, мусульманину – безграничные чувственные удовольствия. И если Вы хотите, чтобы после смерти для Вас ничего не было, вполне возможно, что так и будет. Вернее, для Вас не будет никого. Если посвятить земную жизнь исключительно потреблению окружающих предметов и людей ради своего удовольствия, то в вечности душа будет в одиночестве бесконечно потреблять саму себя. Это и называется в христианстве адом. Как говорил один из героев Достоевского, ад – это окончательная невозможность любить, любить жертвенно и бескорыстно. Прп. Исаак Сирин так описывает ад: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!». Самодостаточный человек в аду мучается от невозможности вынести любовь Бога к себе и ответить на неё. «Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его (т.е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т.е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство… только с той разницей, что в будущем веке и то, и другое будет несравненно сильнее» (прп. Варсонофий Оптинский).
Многие люди испытывают адские состояния при жизни. Это очень больно, много мучительнее любой физической боли. Невыносимо от себя самого. Даже ненависть к окружающим, которые видятся виновниками всех бед, отходит на второй план. Тебе никто не нужен и тебе очень больно от того, что кто-то пытается тебя любить, тебя, такого мерзкого, гадкого и никчёмного. Так от любви Божией вечно страдают бесы. Проживают люди и некое подобия райского состояния. Чаще всего это связано с религиозным опытом, но иногда происходит в виде встречи со святым человеком, или даже со вполне обычным человеком, который вдруг, по непонятным причинам и за счёт неизвестных ресурсов поступает так, как человек подобной ситуации поступить не может. Например, без всякого превозношения, обиды и выгоды для себя не отвечает ударом на удар, оскорблением на оскорбление, подставляет вторую щёку после удара по первой.
Не могу исключить того, что Вы на себя наговариваете. Вряд ли назойливости сестры достаточно для поиска доказательств бытия Бога. Что бы Вы ей ответили, если бы она донимала Вас верованием о том, что крокодилы летают? Надо иметь определённый уровень дерзновения для богомыслия на любом его уровне. А Вы, задав свой вопрос, уже на этот путь вступили. Один человек, считающий себя верующим, дочь которого приняла монашеский постриг, никак не мог поверить в существование бесов. Однажды он в сердцах воскликнул: «Пусть мне бес явится, тогда поверю». На следующее утро он проснулся седым. Встреча с бесом состоялась. Так что дело это крайне серьёзное. Никакой внешней информаций на уровне сознания Вам не удастся ограничиться. Загляните в своё сердце. Так ли Вам мирно и радостно, как Вам хотелось бы? Неужели у Вас нет потребности в большем, чем перечисленные Вами удовольствия? Готовы ли Вы с радостью умереть за то, ради чего живёте? Начните искать ответы, не жалея и не успокаивая себя. И Бог Вам ответит. Как минимум, задумайтесь о словах мудрого философа Блеза Паскаля «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё».
Фотографии взяты из открытых источников.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481847