

Этот тезис ошибочен, но, как и любая искусная ложь, содержит в себе некоторую долю правды. Помимо своей недостоверности, он, в какой-то степени, ещё и манипулятивный, поскольку в своей запутанности несет, читаемые между строк, невысказанные идеи о том, что Церковь якобы служит последним пристанищем для слабых и потерянных, а сильным личностям там делать нечего. Давайте попробуем честно проанализировать ситуацию и разобраться как же обстоят дела в действительности.
Далеко не все, пережившие трагедию, обретают веру. О, как много тех, кто, попав в трудную жизненную ситуацию, к сожалению, не ведая известное Христово призывание: «придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), пытаются найти иные, ложные, пути к утешению. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).
Сходя с дороги ведущей к храму, к настоящей духовной лечебнице, огромное количество несчастливых людей разбредаются по всяким бабкам, гадалкам и «экстрасенсам». Страдая от дефицита любви, от неприятия и непонимания, мучаясь тем, что «болит нигде», люди готовы бежать в секты, погружаться на дно стакана, или вести прочий саморазрушительный образ жизни, как будто торопясь поскорее исчезнуть с поверхности земли.
Порой удивительно и горько наблюдать, как трезво осознающий свою глубокую поломку человек, безуспешно тратящий годы и деньги на малоэффективную в его конкретном случае психотерапию, воспринимает в штыки робкое предложение обратиться со своей проблемой к священнику. Все мои уговоры и доводы о том, что в любом случае он ничего не теряет, оказываются напрасны.
Мы живем столь многотрудно, что если бы каждый переживающий тяготы, приходил в христианство, то мы все уже давно стали бы единоверцами. А раз этого не происходит, то умозрительно можно заключить, что совсем не многие, из потерпевших крушение и вынужденных искать поддержки и помощи, приходят за этим в храм. А из тех, кто пришел, далеко не каждый остается в лоне святой Церкви.
Сразу же хочется получить ответ на вопрос, почему не все идущие дорогой скорби приходят к вере? Полагаю, что главной причиной является теснота врат: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13-14), или, выражаясь по-мирски, высокий входной порог. С первого взгляда может показаться, что Христианство и в правду требует непомерно высокую цену за избавление от страданий: "и, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34). Когда человек идет к психиатру, тот не убеждает его перестать материться; бармен не советует, отринув оккультизм, сжечь свою колоду карт; гадалка не запрещает смотреть на женщину с вожделением.
Теперь давайте рассмотрим вторую мысль, что подсознательно транслируется рассматриваемым нами утверждением. Все ли прихожане являются покалеченными жизнью людьми? Мне неоднократно доводилось видеть и общаться с удивительно целостными, внутренне гармоничными, сынами и дочерями нашей матери Церкви. Первое, что меня поражало в них, это удивительно точно настроенное чувство меры и такта, которое выражалось в достоинстве без тени превозношения, в скромности без примеси самоуничижения. Помимо высокой эмпатии и доброты, я отмечал в них поразительную ясность ума и твердость воли. Не обделена Церковь и талантливыми людьми.
Так же при моем знакомстве с православием было забавно встретить там высококвалифицированных специалистов разных направлений деятельности. Среди верующих есть люди отменного здоровья и большой физической силы. Порой у меня создавалось впечатление, что Создатель специально призывает к себе самых лучших из нас. Исходя из вышеизложенного моего опыта, смею настаивать на том, что этот, поспешно обобщающий, предрассудок о качествах личностей прихожан и церковных служителей не выдерживает статистической проверки.
Почему же приводимые мною в пример замечательные, успешные, образованные и физически привлекательные люди не только пришли в Церковь, но и остались там? Подобно тому, как взять с полки книгу и полистать ее можно от любопытства и скуки, а вот прочесть до конца и даже перечитывать, можно только если на написанное в ней откликается душа, так и в Церковь можно прийти от безысходности или за компанию, а остаться там возможно только после опытного взаимного общения с Богом, только эмпирически познав действенность и необходимость церковных Таинств, в которых человеку ниспосылается благодать Святого Духа и подается исцеление, утешение и силы бороться со страстями.
Только соединившись с Господом через Причащение Святых Христовых Тайн, и глубоко осознав, что единственный путь спасения от вечной погибели существует исключительно в Церкви и через Церковь, которую создал сам Господь наш Иисус Христос, можно стать истинным чадом церковным и коренным образом изменить свою жизнь. Любая верность невозможна без искренней любви. От самоотверженной любви к Родине человек становится военным и жертвует жизнью в горячих точках, от любви к женщине – примерным семьянином, а переполненный сильной любовью к Всевышнему становится монахом.
Подводя итог, можно с математической краткостью сказать, что личная трагедия не является, ни необходимым, ни достаточным, условием прихода человека в Церковь. Здесь действует иная причина…
Деваться некуда, все мы люди, вследствие грехопадения праотца, носим в себе оставшееся от Адама щемящее чувство, зовущее нас куда-то: «Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила» (преп. Силуан Афонский).
Но по разным причинам, то ли от суетности бытия, то ли от затуманенности духовного взора, а скорее от неимения доверенного наставника, мы не всегда способны внять этому голосу. Главное, не отмахиваться от этого, периодически звучащего в душе, приглашения; не заглушать его в себе, не давать ошибочным стереотипам сдерживать свободу в поиске источника этого зова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).
Приобретенный в этом поиске, собственный опыт богопознания и самопознания больше не позволяет человеку, желающему оставаться интеллектуально честным перед самим собой, помышлять о Творце как о несуществующем. Этот опыт побуждает хранить веру, беречь её ревностно, как самое драгоценное сокровище, и даёт правильное понимание значения Церкви, её миссии и ценности.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 506535