

Постараемся ответить именно на Ваши вопросы и не пускаться в пространные рассуждения о пользе и вреде соцсетей для духовной жизни.
Итак, почему многие люди виртуальное общение предпочитают реальному? Есть ли в этом какая-либо духовная подоплёка?
Очевидным ответом является преимущество виртуального общения для людей с ограниченными физическими возможностями или людей, разделённых большими расстояниями и государственными границами. Они, быть может, и рады были бы пообщаться с близкими и интересными людьми лицом к лицу, но не могут этого сделать. Но немалое число участников виртуального общения (если даже не большинство) лишены подобных объективных ограничений. Они могут потратить силы и время на непосредственное общение с другими людьми, но предпочитают делать это с помощью компьютера и интернета.
Вот как обосновал такое предпочтение один из апологетов виртуального общения: «Тут очень разные люди. Удивительно. Интернет дает такую возможность – в личной беседе люди более сдержаны, корректны и осторожны. В интернете – все проще. И раскрываются люди быстрее…». Как мы видим, одним из ключевых преимуществ объявлена простота виртуального общения в сравнении с непосредственным контактом. Проще здесь понимается как легче. Как эта лёгкость соотносится с духовной жизнью?
«… Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). И речь здесь не о каком-то обычном понуждении себя, а об усилии на грани жизни и смерти, о дерзновенном порыве воинов, штурмующих вражескую крепость. Поэтому всё то, что даётся в жизни легко и без особых усилий, не приближает человека к Богу: «Если кто совершит весьма хорошее и благородное дело, но без труда, опасности и страданий, тот не получит какой-либо большой награды» (свт. Иоанн Златоуст).
Легко ли исполнить заповедь о любви к ближнему, чьи недостатки у тебя перед глазами и причиняют тебе очевидную боль? Очень трудно. Приходится понуждать себя раз за разом идти на очевидные страдания, терпеть его немощи и всеми силами стараться увидеть за неприглядной внешней личиной прекрасный образ Христа. В виртуальном общении такая проблема вообще не ставится. Люди обмениваются информацией, мыслями, эмоциями, то есть какими-то частями себя, теми, которыми им не страшно выставлять не всеобщее обозрение. Но полюбить человека можно только всего целиком.
Если мы дорожим другим человеком из-за его привлекательной внешности, или характера, или ума, или иной способности, мы любим его не по-христиански, а условно. Вернее, совсем не любим, но лишь используем его достоинства для собственного удовлетворения. И такое отношение к ближнему, лежащее в основе виртуального общения, действительно, даётся нам гораздо легче, чем то, к чему призывает нас ап. Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2).ё
Поддержать человека «лайком» проще, чем быть рядом с ним в его горе. Пересылать посты в пользу больных и обездоленных проще, чем самому ухаживать за ними в больницах и социальных учреждениях. Обсуждать проблемы семейных отношений в сети проще, чем самому кротко и смиренно терпеть непонимание и нелюбовь своих близких. Не любить проще, чем любить. Выбирая такую простоту, человек обеспечивает себе иллюзию комфортной душевной жизни и добровольно отказывается идти за Христом на свою личную Голгофу. Но без добровольного крестного распятия не будет и воскресения с Христом.
Рассеянный свет освещает небольшой участок вокруг своего источника. Лазерный луч бьёт на многие километры. Чтобы увидеть в ближнем Христа, надо всё своё внимание, все свои силы направить именно на того человека, который сейчас рядом с тобой. Это трудно. Трудно прожить всю жизнь с одной женой. Гораздо проще и приятней наслаждаться разнообразием достоинств многочисленных женщин, вступая с ними в поверхностное кратковременное общение. Следование за разнообразием, а не от него, делает человека поверхностным, легковесным.
Путь к Богу узкий, а потому и трудный. Широкая дорога создаёт лишь видимость движения. Продуцируемое виртуальным общением клиповое сознание (то есть неспособность долго сосредоточится на одном предмете) всё больше отдаляет человека от любви к Богу, Которого надо возлюбить «… всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью…» (Мар.12:33). Только так, сосредоточив все свои силы на Одном Боге, а не на разнообразии богов, можно двигаться в сторону Царства Небесного.
Даже самые последовательные приверженцы виртуального общения признают опасность возникающей от него зависимости. Предлагаются разные способы борьбы с ней. Но как можно избавиться от зависимости, если она встроена в саму основу виртуального общения. Все соцсети – это в первую очередь коммерческие проекты. И как в некоторые продукты и напитки их производители добавляют вещества, вызывающие привыкание и зависимость, так и сам механизм общения в виртуальном пространстве неизбежно пленяет человека.
Бог ждёт от каждого из нас свободного и добровольного ответа на Свою любовь. Ни тайно, ни явно, ни кнутом, ни пряником, Он никого не принуждает общаться с Собой. И если мы сами выбираем тот способ общения, в ходе которого неизбежно возникает зависимость, мы тем самым добровольно отдаём кому-то, но не Богу, свой бесценный дар – богоподобную свободу.
Если подвести некий общий итог под всеми перечисленными причинами субъективного предпочтения виртуального общения непосредственному и живому (а рассмотрены были лишь некоторые из них), то таким будет нежелания человека бескомпромиссно следовать за Христом путём крестных страданий, нежелание начать движение за Ним с полного самоотвержения, нежелание учиться у Него любить жертвенно и бескорыстно. Мир призывает человека возлюбить прежде всего себя, свой земной комфорт, свои удовольствия.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500685