Добрый день, меня интересует тема виртуального общения между людьми. Почему такое общение часто предпочитается реальному? Люди часами сидят в соцсетях, в разных чатах и мессенджерах, а в жизни могут либо стараться избегать общения, либо совсем ни с кем не общаться. У меня есть двое таких знакомых, одна из них верующая. В жизни с ними обычно очень тяжело разговаривать, все время чувствуется какая-то замкнутость или недоверие, но, если их о чем-то спросить в соцсетях или в вацапе, они могут очень долго общаться и пространно отвечать. Что мешает людям общаться лицом к лицу, и наоборот сподвигает на виртуальное общение? В психологии есть ответы на эти вопросы, но они мне кажутся не вполне верными. Хотелось бы получить ответ именно с православной, духовной точки зрения. Скажите, что Вы, как священник, думаете по этому поводу?
Постараемся ответить именно на Ваши вопросы и не пускаться в пространные рассуждения о пользе и вреде соцсетей для духовной жизни.
Итак, почему многие люди виртуальное общение предпочитают реальному? Есть ли в этом какая-либо духовная подоплёка?
Очевидным ответом является преимущество виртуального общения для людей с ограниченными физическими возможностями или людей, разделённых большими расстояниями и государственными границами. Они, быть может, и рады были бы пообщаться с близкими и интересными людьми лицом к лицу, но не могут этого сделать. Но немалое число участников виртуального общения (если даже не большинство) лишены подобных объективных ограничений. Они могут потратить силы и время на непосредственное общение с другими людьми, но предпочитают делать это с помощью компьютера и интернета.
Вот как обосновал такое предпочтение один из апологетов виртуального общения: «Тут очень разные люди. Удивительно. Интернет дает такую возможность – в личной беседе люди более сдержаны, корректны и осторожны. В интернете – все проще. И раскрываются люди быстрее…». Как мы видим, одним из ключевых преимуществ объявлена простота виртуального общения в сравнении с непосредственным контактом. Проще здесь понимается как легче. Как эта лёгкость соотносится с духовной жизнью?
«… Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). И речь здесь не о каком-то обычном понуждении себя, а об усилии на грани жизни и смерти, о дерзновенном порыве воинов, штурмующих вражескую крепость. Поэтому всё то, что даётся в жизни легко и без особых усилий, не приближает человека к Богу: «Если кто совершит весьма хорошее и благородное дело, но без труда, опасности и страданий, тот не получит какой-либо большой награды» (свт. Иоанн Златоуст).
Как только человек выбирает то, что легче, удобнее, комфортнее, он выбирает не крестный путь за Христом, а самого себя и свой земной комфорт. В общении между людьми это проявляется особенно ярко. Как порой легко, непринуждённо и открыто общаются люди на самые разные темы после определённой дозы алкоголя. И как потом прячут друг от друга глаза, стыдясь своих пьяных откровений. Виртуальное общение отменяет этот стыд и делает лёгкость дистанционных контактов практически неограниченной.
Легко ли исполнить заповедь о любви к ближнему, чьи недостатки у тебя перед глазами и причиняют тебе очевидную боль? Очень трудно. Приходится понуждать себя раз за разом идти на очевидные страдания, терпеть его немощи и всеми силами стараться увидеть за неприглядной внешней личиной прекрасный образ Христа. В виртуальном общении такая проблема вообще не ставится. Люди обмениваются информацией, мыслями, эмоциями, то есть какими-то частями себя, теми, которыми им не страшно выставлять не всеобщее обозрение. Но полюбить человека можно только всего целиком.
Если мы дорожим другим человеком из-за его привлекательной внешности, или характера, или ума, или иной способности, мы любим его не по-христиански, а условно. Вернее, совсем не любим, но лишь используем его достоинства для собственного удовлетворения. И такое отношение к ближнему, лежащее в основе виртуального общения, действительно, даётся нам гораздо легче, чем то, к чему призывает нас ап. Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2).ё
Поддержать человека «лайком» проще, чем быть рядом с ним в его горе. Пересылать посты в пользу больных и обездоленных проще, чем самому ухаживать за ними в больницах и социальных учреждениях. Обсуждать проблемы семейных отношений в сети проще, чем самому кротко и смиренно терпеть непонимание и нелюбовь своих близких. Не любить проще, чем любить. Выбирая такую простоту, человек обеспечивает себе иллюзию комфортной душевной жизни и добровольно отказывается идти за Христом на свою личную Голгофу. Но без добровольного крестного распятия не будет и воскресения с Христом.
Вторым преимуществом виртуального общения было названо разнообразие контактов. На первый взгляд, такое разнообразие очевидное благо. Столько нового и полезного можно узнать от непохожих друг на друга людей. Начало избыточному многообразию положил Бог, сотворив великое множество животных и растений. При этом Сам Бог согласно православному учению предельно прост. В Нём нет никакого разнообразия, никаких отличных друг от друга частей. Он всегда один и тот же. И целью человеческой жизни Бог определил не любование красотой многообразия тварного мира и не преумножение его, но обожение, то есть последовательное уподобление человека Себе во всём, что для человека в принципе возможно, в том числе в божественной простоте.
Рассеянный свет освещает небольшой участок вокруг своего источника. Лазерный луч бьёт на многие километры. Чтобы увидеть в ближнем Христа, надо всё своё внимание, все свои силы направить именно на того человека, который сейчас рядом с тобой. Это трудно. Трудно прожить всю жизнь с одной женой. Гораздо проще и приятней наслаждаться разнообразием достоинств многочисленных женщин, вступая с ними в поверхностное кратковременное общение. Следование за разнообразием, а не от него, делает человека поверхностным, легковесным.
Путь к Богу узкий, а потому и трудный. Широкая дорога создаёт лишь видимость движения. Продуцируемое виртуальным общением клиповое сознание (то есть неспособность долго сосредоточится на одном предмете) всё больше отдаляет человека от любви к Богу, Которого надо возлюбить «… всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью…» (Мар.12:33). Только так, сосредоточив все свои силы на Одном Боге, а не на разнообразии богов, можно двигаться в сторону Царства Небесного.
Даже самые последовательные приверженцы виртуального общения признают опасность возникающей от него зависимости. Предлагаются разные способы борьбы с ней. Но как можно избавиться от зависимости, если она встроена в саму основу виртуального общения. Все соцсети – это в первую очередь коммерческие проекты. И как в некоторые продукты и напитки их производители добавляют вещества, вызывающие привыкание и зависимость, так и сам механизм общения в виртуальном пространстве неизбежно пленяет человека.
Вынужденный отказ от такого общения проживается человеком как наркотическая ломка. Организаторы виртуального общения обещают людям простоту, свободу и разнообразие. Как тут не вспомнить слова ап. Петра «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр.2:19). Кто-нибудь слышал о зависимости от чтения Евангелия, от молитвы и поста, от участия в церковном богослужении? Если не принимать во внимание случаев очевидной прелести, т.е. продуцируемой бесом зависимости человека от собственных ощущений, ошибочно воспринимаемых им как благодатных, то станет очевидным, что духовная жизнь не может быть построена на зависимости.
Бог ждёт от каждого из нас свободного и добровольного ответа на Свою любовь. Ни тайно, ни явно, ни кнутом, ни пряником, Он никого не принуждает общаться с Собой. И если мы сами выбираем тот способ общения, в ходе которого неизбежно возникает зависимость, мы тем самым добровольно отдаём кому-то, но не Богу, свой бесценный дар – богоподобную свободу.
Если подвести некий общий итог под всеми перечисленными причинами субъективного предпочтения виртуального общения непосредственному и живому (а рассмотрены были лишь некоторые из них), то таким будет нежелания человека бескомпромиссно следовать за Христом путём крестных страданий, нежелание начать движение за Ним с полного самоотвержения, нежелание учиться у Него любить жертвенно и бескорыстно. Мир призывает человека возлюбить прежде всего себя, свой земной комфорт, свои удовольствия.
Как написал один психолог, рассуждающий о проблемах общения в соцсетях, «если это ради собственного удовольствия и как-то украшает нашу жизнь, почему же это плохо?». В христианстве плохо всё то, что человека к Христу не приближает. Поэтому в каждой жизненной ситуации, при принятии любого осознанного решения, в том числе и в сфере межличностного общения, человек выбирает себя или Христа. Но как же страшно и трудно себе честно в этом выборе признаться! Опять трудно… Круг замкнулся. Идти за Христом трудно, признаться себе в сознательном отказе от крестного пути трудно, остаётся только перестать нагружать свою совесть этими неподъёмными проблемами и беспечно «лайкать» «фотки» и «видосики».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481053