«Правили веры и образ кротости. Историческая роль и духовный подвиг святительского служения»

Русская Православная церковь причисляет к лику новомучеников и исповедников Российских протоиерея Христофора Ивановича Варфоломеева (1883-1938 гг.), служение которого начиналось на финской земле. 
09.02.2018 Трудами братии монастыря  4 527
XII Международные образовательные Сретенские чтения прошли в Хельсинки 3-5 февраля 2018 года.

4-го февраля предваряющую открытие XII Сретенских чтений Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Хельсинки возглавил Его Высокопреосвященство Лев (Макконен), Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии в сослужении Его Преосвященства Серафима (Амельченкова), епископа Люберецкого, представителя Московского патриархата в Финляндии и в.и.о. благочинного Шведского благочиния Русской Православной церкви протоиерея Виктора Лютика, клириков Финляндской Православной церкви, священнослужителей из России, Украины, Швеции и Исландии.

IMG_0418.jpg
На организуемых представительством Московского Патриархата в Финляндии совместно с Российским центром науки и культуры в Хельсинки чтениях с докладами выступили клирики и миряне из Финляндии, России, Украины и Скандинавии.

Из прочитанных докладов особый интерес для православных Финляндии представил доклад настоятеля Всехсвятского подворья Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря в г.Приозерске игумена Фотия (Бегаля) на тему «Прославление священномученика Христофора в лике новомучеников Церкви Русской. Служение новомученика Христофора народу финскому и Финляндской Православной Церкви», ввиду грядущей канонизации святого.

«ВО ДНИ ЛЮТЫХ ГОНЕНИЙ СВЯЩЕНСТВО ВОСПРИЯЛ ЕСИ СОБОРУ ПАСТЫРЕЙ ПРИОБЩИВСЯ…».

Канонизация святого или прославление подвижника в лике святых – момент славы всей Церкви Христовой, ибо он свидетельствует о живой, спасающей вере. Совершенно особо эта тема звучит в подвиге погибшего за веру мученика или исповедника, оставшегося христианином, несмотря на все попытки отлучить его от Христа. Неслучайно, первыми почитаемыми Церковью подвижниками были мученики и исповедники. Даже, сам термин «мученик» греч. μάρτυς, μάρτΰρος, лат. martyr изначально употреблялся в залах суда и означал свидетеля на процессе. В исповедании Христа, речь идёт о свидетельстве веры.

Прошлый, XX век, дал великое множество мучеников и исповедников веры по всему миру, главным образом в странах, где христиане подвергались гонениям, в ходе братоубийственных гражданских войн. Участь эта не миновала и Финляндию, где в ходе Гражданской войны или Войны за свободу (фин. Sisällissota или Vapaussota) в январе-мае 1918 г., ввиду обострения отношения к любым проявлениям к культурной, национальной и религиозной инаковости, имели место случаи казней православных христиан. Тому имеются и документальные подтверждения. Однако, в Финляндии этот тяжёлый период в формировании национального общества был пройден в относительно короткий срок, чего нельзя сказать о России, где гонения на христианскую веру имели продолжительный и всеохватывающий характер и дали Церкви сонм новомучеников и исповедников.

Процесс выявления случаев свидетельства веры с целью дальнейшей канонизации мучеников и исповедников требует кропотливого труда и больших человеческих и временных затрат. В Финляндии рабочая группа по канонизации святых уже подготовила материал к канонизации двух возможных «кандидатов». Сейчас ведётся работа по переводу необходимых текстов на греческий язык.

В Русской Православной церкви работа по причислению к лику святых пострадавших за веру православных христиан ведётся постоянно. Формально, канонизация святого в Русской Православной церкви предполагает предварительное выяснение Синодальной комиссией по канонизации святых обстоятельств жизни, смерти или, в случае новомученика, причин ареста и поведения на допросах в каждом конкретном случае. При выполнении определённых условий становится возможной и сама канонизация. В ходе подготовительной работы, на основании подлинных источников (свидетельств очевидцев, архивных материалов и т.д.) составляются житие святого, литургические тексты и разрабатывается каноническая иконография. После этого вопрос о причислении данного подвижника к лику святых поступает на рассмотрение Священного Синода РПЦ, который после одобрения представленного материала передаёт дело о канонизации на рассмотрение Архиерейским собором РПЦ, принимающего окончательное решение о причислении подвижника к лику святых или отвержении его кандидатуры.

В финляндской прессе уже была опубликована информация о том, что Священный Синод РПЦ на заседании 28-го декабря 2017 года одобрил решение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении имени протоиерея Христофора Ивановича Варфоломеева и священника Павла Александровича Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вопрос о канонизации этих подвижников включён в повестку дня грядущего Архиерейского соборасм. здесь.

Фото-Христофора-заключение.jpg Причина интереса финляндцев к данной канонизации в том, что дочь прот. Христофора Варфоломеева, Мария Линдберг (ур. Варфоломеева), ныне здравствует и проживает в г.Тампере. Кроме того, жизнь самого Христофора Ивановича Варфоломеева во многом была связана с Финляндией, потому что он родился в 1883 году в священнической семье выходцев из Архангельской губернии в селе Корписелькя Салминского уезда Выборгской гyбернии, разделённого в 1939 году границей СССР и Финляндии на две части. Большую роль в подготовки канонизации священномученика Христофора Варфоломеева была проведена игуменом Фотием (Бегаль), настоятелем Всехсвятского подворья Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря в г.Приозерске.

После обучения в Александро-Невского духовного училища, Христофор Варфоломеев в 1903 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, а затем получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. После выпуска, как владеющий финским языком, он с 1909 по 1917 гг. работал в канцелярии Финляндского генерал-губернатора и в Сенате Великого княжества Финляндского.

После отречения императора Николая II в марте 1917 года Христофор Варфоломеев уволился с государственной службы «по патриотическим соображениям» и до половины августа 1917 года по назначению Синода участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. Затем, как делегат от Финляндской Православной Церкви, принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора. В декабре 1917 года уехал на каникулы в Финляндию и не смог вернуться в Москву из-за закрытия границы. В 1918-1919 гг. Христофор Варфоломеев жил в г. Кексгольме (ныне Приозерск), где нес церковное послушание псаломщика храмов Всех святых (ныне подворье Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря на Ладоге) и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1919 году он поступил в армию Юденича, но из-за болезни был отправлен в Мурманск, где он работал делопроизводителем Мурманской железной дороги.

И_Варфоломеев1918секр-сенатаХельсинки_Лааперанта-1.jpg С 1921 по 1934 гг. Христофор Варфоломеев служил священником в храмах Ленинграда: с 1921 по 1930 гг. в Троицкой Творожковской церкви на Роменской улице, затем до 1932 года в Сергиевском храме на ул. Чайковского, а с 1932 по 1934 гг., в короткий период принадлежности его к Тихоновской церкви, в Спасо-Преображенском соборе.

17 января 1934 года был арестован в составе группы по обвинению в участии «в контрреволюционной монархической организации «Братство св. Сергия и Германа Валаамских» и подвергнут допросам. По делу проходили в основном священнослужители, большинство из которых, к сожалению, признали свое участие в этой организации и дали показания друг на друга. Однако, как следует из выписки из следственного дела, несколько человек отказались давать показания, в том числе и протоиерей Христофор Варфоломеев. В протоколе допроса отца Христофора от 23 февраля 1934 года зафиксировано следующее его заявление: «О деятельности Братства св. Сергия и Германа» на территории СССР и заграницей, а также о роли в нем моего брата давать показания органам ОГПУ не буду и от показаний по предложенному мне протоколу категорически отказываюсь, в чем и расписываюсь». Осужден постановлением тройки по ст. 58 пп. 10 и 11 к заключению в лагерь на пять лет. Заключение отбывал в Севвостоклаге, где участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Скончался о. Христофор 8 сентября 1938 года в лагерной больнице от сепсиса. Место его захоронения неизвестно.

Прославление подвижника мучеником ставит обращающегося к его житию перед своего рода испытанием: в жизни мученика важны и показательны отнюдь не его политические взгляды, культурный и образовательный уровень, национальная принадлежность и даже не его церковная деятельность (многие мученики стяжали свой венец практически сразу после исповедания Христа, например, на арене цирка, даже не будучи формально крещены, что дало Церкви повод говорит о «крещении кровью»). В подвиге мученика важен сам факт исповедания Христа и его нежелание поступится верой, ради сохранения жизни или обретения свободы. В этом контексте, святость протоиерея Христофора Ивановича Варфоломеева неоспорима.

Тем не менее, с точки зрения служения финляндскому народу, его деятельность далеко неоднозначна. Ему довелось нести своё мирское служение в органах власти в период т.н. «русификации Финляндии». Данное время воспринимается в Финляндии как «время гонений» и порабощения со стороны имперской власти, что нашло выражение в т.ч. в издании Закона о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения (1910 г.), который резко ограничивал права сейма Финляндии в пользу российской Государственной думы и, частично, правительства Российской империи. Впоследствии, он привёл к роспуску Парламента и репрессиям в отношении носителей национальной финской идеи в 1910—1914 гг.

Христофор-Иванович-Варфоломеев1925-1.jpg Несомненный интерес для православных Финляндии представляет опубликованное в «Материалах к прославлению священномученика Христофора Варфоломеева 1883-1938 г.» (изд. Подворья Валаамского монастыря в г. Приозерске) Обвинительное заключение по делу №204-34 г. В нём содержатся ранее не известные сведения относительно возможную гуманитарной деятельности возглавляемого в те годы протоиереем Сергием Николаевичем Окуловым православного Братства преподобных Сергия и Германа Валаамских (фин. PSHV). В частности, в Заключении содержится информация о том, что ряд священников из приграничных с Финляндией районов Ленинградской области и Автономной Карельской ССР получали регулярную материальную помощь денежными переводами и продуктовыми посылками из-за границы, а также вели переписку с лицами за рубежом. В качестве первоисточника и организатора указанной помощи православному духовенству в СССР указывается группа бывших русских православных священников в тогда ещё финском г. Сердоболь (совр. Сортавала), возглавляемая протоиереем Сергием Окуловым. В доказательство ОГПУ приводит показания некоторых из арестованных о том, что некое общество лютеранских пасторов и общественных деятелей в Стокгольме и Дюрсгольме (Швеция): «поставило себе целью оказание моральной и материальной помощи преследуемым в СССР гражданам, в том числе и духовенству». Согласно показаниям арестованных, средства могли собираться на территории Финляндии, Швеции и, в том числе в Берлине, где эта церковно-общественная организация якобы имела представительство. Кроме того, упоминается, что финансированием деятельности занималась англиканская церковь, что уже ввиду сложности всей конструкции не может не наводить на мысль о сфабрикованности данного обвинения. Согласно данным следствия, для передачи указанной помощи использовался Торгсин («Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами»). Само собой разумеется, что главную задачу этой гуманитарной деятельности ОГПУ видело в «установлении связи с контр-революционно настроенным духовенством в СССР, для собирания и сохранения антисоветских кадров церковников, путём оказания им регулярной материальной помощи, насаждая таким образом контр-революционные ячейки на территории СССР».

IMG_20180208_0001.jpg
Однако, для правильного прочтения этих слов необходимо помнить, что в Советской России, в соответствии с 65-й статьёй Конституции РСФСР 1918 года, устанавливалась категория т.н. «лишенцев» к которой были отнесены в т.ч. «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов». Они лишались избирательного права и права быть избранными. Фактически ограничения в правах касались не только права избирать и быть избранным: лишенцы не могли получить высшее образование, часто фактически лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы. Они не имели право получать пенсию и пособие по безработице. Лишенцам не выдавались продуктовые карточки, либо же выдавались по самой низшей категории. Напротив, налоги и прочие платежи для «лишенцев» были существенно выше, чем для остальных граждан. В 1920-е годы началась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключению их детей из школ. Детям «лишенцев» было крайне затруднительно получить образование выше начального. То есть, формально, детям «лишенцев» не запрещалось учиться в школах и даже в ВУЗах, но при этом заявлялось, что на всех мест не хватает, и потому Советская власть в первую очередь будет обеспечивать возможность образования для детей трудящихся, а дети эксплуататоров — в последнюю очередь. Все эти гонения фактически обрекали духовенство и членов их семей на голодную смерть, жизнь вне закона и приводили к массовому отречению от веры особенно среди молодёжи с целью получения образования, хотя бы это отречение и носило формальный характер.

С учётом вышесказанного нельзя не видеть, что если служение протоиерея Сергия Окулова, с которым в Финляндии в те годы, во многом, связывалась деятельность православного Братства преподобных Сергия и Германа Валаамских, представляла собой самоотверженную и бескорыстную попытку оказать посильную материальную помощь бедствующим семьям православного духовенства в Советской России, представляемой следователями ОГПУ, как контрреволюционная, фашистская и про-финляндская деятельность.

Примечательно, что в финляндских архивах какие-либо сведения о такого рода гуманитарной деятельности православного Братства преподобных Сергия и Германа Валаамских или самого протоиерея Сергия Окулова, а также сборе средств на нужды клириков и их семей в Советской Карелии пока не обнаружена. Зная способности сотрудников ОГПУ к фабрикации дел и обвинений, можно предполагать, что обвинение протоиерея Христофора Ивановича Варфоломеева и проходящих по тому же делу лиц, вполне, могло носить лживый характер, и основываться на недостоверных или даже сфальсифицированных данных.

Принимая во внимание, что иной информации, помимо добытой ОГПУ на допросах пока не обнаружено, нельзя с уверенностью утверждать, что деятельность Братства преподобных Сергия и Германа Валаамских в 30-е годы простиралась на территорию Советской России и Карелии. Однако, и однозначно отрицать это также не представляется возможным. Единственный, свидетельствующий об этом источник имеет, в данном контексте, сомнительную достоверность. Если же такая работа велась, то она являет собой яркий пример братской христианской любви вне государственных, национальных и даже конфессиональных границ!

Текст: Владимир Сократилин на основании материалов, предоставленных игуменом Фотием (Бегалем)


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415598

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 04:28
Ветер
3.6 м/с, ЮЗ
Осадки
0.8 мм
Давление
753.9 мм рт. ст.
Влажность
96%