Вся наша жизнь, мирская ли, духовная, складывается из множества небольших поступков и помыслов, к которым мы зачастую относимся с напрасным небрежением. В статье представлены рассуждения о так называемых малых грехах, из-за которых происходят большие падения.
03.06.2021Николай Махов 4 653
Вся наша жизнь, мирская ли, духовная, складывается из множества небольших поступков и помыслов, к которым мы зачастую относимся с напрасным небрежением. Ведь именно эти, так называемые, мелочи влияют на наше духовное и физическое состояние, определяют наш ежедневный выбор, и направляют течение жизни.
В духовной жизни ничто не мелочь, говорят нам святые отцы. И представители многих профессий, от металлургов до кондитеров, настаивают на высокой важности деталей в своем деле. Оттенки интонации, жесты, сильно сказываются на межличностных отношениях, а незначительное для внешнего наблюдателя событие может «сделать наш день» или испортить его. Одно слово может ранить ближнего едва ли не смертельно и лишить нас милости Божией, сделав беззащитными перед многими опасностями.
Многие исследователи замечали удивительное сходство законов физики, социологии, психологии и других областей знаний. Действию равно противодействие, гласит закон Ньютона; как аукнется, так и откликнется, вторит ему русская поговорка. Находясь на разных концах земли, воспитанные в разных культурах, мыслители, разными путями, доискивались до одних и тех же принципов устройства мира, созданного Единым Творцом. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Книга Исход 20:12)» – дана Божья заповедь народу израильскому. Может быть и не догадываясь о надмирном происхождении этого правила, им успешно пользуются знаменитые своим долгожительством кавказцы и японцы.
Вот и законы духовной жизни тоже можно понять методом аналогии с уже знакомыми и привычными для нас явлениями материального мира. Потому Господь наш, Иисус Христос, много говорил притчами, гениально объясняя богословие на простых житейских примерах.
Опасность малого греха, малой хляби в духовной жизни, заключается в том, что с этого начинается движение по наклонной вниз. Он приоткрывает ворота нашей внутренней крепости, осаждаемой страстями. С малой, необработанной вовремя царапины, может начаться заражение всего организма. Небольшие нераскаянные грехи плавно заводят человека в ловушку, вынуждая его и дальше делать выбор в сторону зла.
Святитель Василий, епископ Кинешемский, в своих «Беседах на Евангелие от Марка» очень точно объясняет динамику развития порочного влечения в человеке: «…сила страсти, ее интенсивность и власть над душой растет прогрессивно, по мере того как ей делаются уступки. Уступки ее не успокаивают, но делают лишь более требовательной и властной. Человек, допустивший грех однажды, нравственно слабеет и при повторном искушении совершает его с большей легкостью, чем тот, кто устоял в первой борьбе».
На какой-нибудь крупный грех не сразу поднимается рука – человеку изначально неприятна любая нечистота, любая несправедливость. Большой мерзости обычно предшествует нарастающая череда более мелких грехов. Верно и обратное: малый грех есть шаг на пути к большому.
В психологии есть феномен, называемый «Нога в двери», сформулированный в 1966 году, который показывает закономерность между выполнением человеком изначально незначительной просьбы, а затем вынужденным исполнением других более обременительных требований. Страсти развиваются по похожему закону, сначала лукавый лишь «ставит ногу в дверь», а впоследствии всё туже и туже затягивает петлю греха, не давая человеку выпутаться.
Порочные чувства, прилоги, заискивания вражие, лучше сразу изгонять из себя в самом их зародыше, чтобы они, развившись, не породили злые мысли. Храниться от них так, как аллергик от аллергенов, и просить Бога: «Господи, помилуй!» Помыслы превращаются в слова, а там и до дел греховных недалеко. А заострять внимание и возгревать в себе надлежит только чистые и светлые чувства и мысли. А если с таковыми скудно, то необходимо просить у Господа даровать «ми мысль благу».
Там же святитель Василий Кинешемский обращает наше внимание на расширение спектра грехов: «За одним грехом неизбежно следует ряд новых. Одна страсть, разгораясь в душе, вызывает к жизни и другие страсти, как будто между ними существует какая-то незримая, таинственная связь. Успех одной страсти служит точно сигналом для других, и все они сразу или одна за другой спешат обрушиться на несчастную душу… …Уступив таким образом, человек тем самым разнуздывает и другие страсти, и справиться с ними уже почти не в состоянии».
Если, по какой-то причине, владыка Василий не является для вас авторитетом, то с аналогичным вопросом можете обратиться к криминологам. У них на этот счет имеется сходное суждение. Теория разбитых окон, сформулированная в 1982 году и получившая широкое практическое подтверждение в 1992-1999 годах, утверждает, что попустительство общества к мелким правонарушениям провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных проступков. При этом условная средняя планка «допустимости нарушений» в таком обществе постоянно понижается, и рано или поздно это приводит к увеличению числа уже серьёзных преступлений.
Святитель Василий Кинешемский предупреждает нас, что оставленная без должного врачевания страсть, развиваясь, будет подчинять человека своей черной власти всё более низвергая его в адское состояние: «…способы удовлетворения разыгравшейся страсти, охватившей душу, становятся все хуже и нравственно безобразнее. Страсть становится все требовательнее, капризнее, причудливее. Она уже не удовлетворяется обычными формами греха, но ищет новых, более утонченных, способных более возбуждать истрепанные и притупившиеся нервы».
Подобная концепция известна политологам под названием «Окно Овертона», предложенная в середине 1990-х. Из неё можно сделать вывод, что отношение человека к поступкам, по степени их допустимости, способно плавно меняться от «немыслимого» до «стандартной нормы».
Отойдя от сложного богословия, психологии и криминологии, и погрузившись в фольклор, мы обнаружим, что и там выражено понимание высокой важности мелочей. В поговорке про птичку, у которой увяз коготок, в сказке про лису, которая недооценила свой хвост. Так же и в нашей духовной жизни: один гордый помысел, или мысль осуждения, может лишить нас благодати и надолго отдалить от Бога, от всякой истинной радости и утешения, а некоторая неправильность в молитве может привести к прелести.
Благие дела, слова и чувства, сторицею возвращаются нам ещё в земной жизни. Доброе дело, сделанное от души, без тщеславия, хранится в нас положенным благим началом – первым шагом на пути исправления. Покаянная мысль, прочувствованная при чтении молитв, может быть центром кристаллизации прочих добродетелей.
Как нерадиво относимся мы порой к словам, сыплем ими без разбора, полагая, что слово исчезает, как только затухают его акустические колебания. Но слово, выражаясь геймерским сленгом, есть «неразрушаемый объект», и однажды созданный он просуществует в мире вместе с человеком, оказывая влияние на его жизнь. Слова могут окрылять, а могут лежать камнем на сердце; и, дойдя со своим хозяином до Суда Божия, свидетельствовать в пользу человека или против него.
Ничто не проходит для нас бесследно. Это было замечено и представителями культур далеких от христианства: «как след туши, оставленный движением каллиграфической кисти, невозможно стереть с бумаги, так невозможно стереть и любой след, оставленный в жизни каждым нашим движением».
Слово поддержки, с добротой и сочувствием сказанное человеку, пребывающему в подавленном настроении, ложится на обе души. В научении, реченном с любовью, лишенном даже тени укора или осуждения, укрепляемся и мы сами. Напоминание о хорошем, тактично и умело произнесенное человеку, находящемуся в унынии, согревает обоих. Так называемые «лучи добра», которые посылаем мы друг другу в интернете, делают светлым день обоих собеседников.
Отголоски святых отцов мы повсюду слышим в современных мудрствованиях: про камень сброшенный с горы, про искру и пламя, про взмах крыла бабочки и т.п. Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, и, пожалуй, самый наглядный пример спуска по духовной лестнице описан в шестой главе Евангелия от Марка. «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.» (Евангелие от Марка 6:17-27)
Ирод тетрарх не всегда был убийцей. В этом отрывке Библии он начинает свое нисхождение как блудник, позорно уволочившийся за Иродиадой. Разумное слово святого Иоанна Предтечи, указывающее ему на этот порок, уязвило самолюбие Ирода. Проигрывая диалектически, Ирод заставил Иоанна замолчать, заточив его в темницу. Не имея логического возражения словом на слово, понимая свою неправоту, он начинает игру на повышение – паутина греха обрастает новыми витками. Поправ правосудие, посадив невиновного, блудник Ирод стал беззаконником.
Но и тогда он не убил Иоанна потому, что ещё не мог перейти некоторые сдерживающие его барьеры, а может даже искренне не хотел его смерти. Но маховик страсти набирал обороты. Пьянство, обжорство, сладострастие на пиру, толкает его дать Саломее опрометчивое обещание, а гордыня перед гостями заставила выполнить её безумную просьбу. Таким образом закрученный пошлый роман довел правителя до убийства, до Каинового греха.
Алгоритмы нашей психологии отчасти подобны законам духовного мира – отечества наших душ. Вспомните, как бережно мы носим новую чистую одежду. Как боимся посадить первое пятнышко на недавно надетое. Непроизвольно осторожничаем, почти никуда не садимся, чтобы не выпачкать. И как легко, не боясь грязи, мы носим одежду, которая уже заляпана и которую уже скоро пора отправлять в стирку, или на тряпки.
Но душа больше одежды и не стоит её замарывать и застирывать. Надо внимательно следить за чистотой своего духовного облачения, стараться не допускать и малейшего пятнышка, чтобы сохранить свои брачные одежды в чистоте для будущего пира. А если и случится замараться, то нужно незамедлительно очищать греховные пятна покаянием, исповедью и причастием Святых Христовых Тайн.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: