

Занимаясь реставрацией икон и росписей в храмах и монастырях, в начале восьмидесятых годов батюшка принимал участие в реставрационных работах на Валааме, а в 1990 году, изучая в Сербии балканскую иконопись, воспользовался возможностью и поехал с сербскими паломниками на Святую Гору Афон. Впоследствии отец Александр неоднократно бывал на Афоне. Так, в начале девяностых годов в монастыре Дионисиат батюшка занимался реставрацией икон и росписей, трудился в качестве архитектора над реконструкцией старых зданий обители. Работал и как живописец – писал виды древних, напоённых солнечным светом, обителей.
В 1993 году на Святой Горе состоялась знаменательная встреча отца Александра с великим старцем нашего времени, ныне прославленным в лике святых, Паисием Святогорцем. Общение с преподобным, а также с афонскими иноками повлияло на судьбу отца Александра. Вскоре на принятие священства его благословил протоиерей Николай Гурьянов. Это произошло тогда, когда батюшка приехал на остров Залит к старцу за советом. Позднее отец Александр говорил о том, как важно человеку вовремя почувствовать волю Божию относительно себя и сделать правильный выбор.
В 1997 году отец Александр принял диаконскую, а вскоре священническую хиротонию от архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и начал служить в церкви святого равноапостольного князя Владимира деревни Вернявино Палкинского района Псковской области. Эти места связаны с чудотворной Чирской иконой Божией Матери, которая известна тем, что в XV веке спасла Псковскую землю от морового поветрия. Батюшка почитал этот образ Пресвятой Богородицы и не раз о нём рассказывал прихожанам уже в наше время, связанное с новым моровым поветрием.
На Валаамское подворье в Санкт-Петербурге отец Александр пришёл в начале 2002 года. Первым его послушанием стало проведение занятий для взрослых в воскресной школе, которые включали: толкование Священного Писания, рассмотрение вопросов воцерковления и евхаристической жизни, формирования православного мировоззрения, взаимоотношения Церкви и мира.
Эти своеобразные занятия-беседы проходили в свободной доверительной форме.
Отец Александр отличался такой внутренней культурой, которая позволяла ему общаться со своими слушателями свободно и сохранять при этом высокий уровень диалога, не впадая в осуждение и критику, но и не замалчивая острых проблем. Его искреннее стремление объяснить истину в свете православного учения, желание привести человека к мирному устроению духа ощущались всегда.
В последние годы катехизаторские занятия приобрели своеобразную форму бесед о православной иконописи. В своих беседах отец Александр раскрывал перед слушателями смысл догматов Церкви, событий Священной истории, учения о спасении души – через постижение языка иконописи, этого настоящего «богословия в красках», его символики, образов и форм святых изображений. В конце беседы батюшка обычно сопоставлял трактовки одних и тех же сюжетов в православной иконе и в западной религиозной живописи, что чрезвычайно необходимо для воспитания духовного вкуса слушателей и формирования умения отличить богодухновенное искусство от земного, человеческого.
Многие послушания исполнял отец Александр на подворье: он был начальником часовни Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Синопской набережной, духовником общеобразовательной школы во имя прпп. Сергия и Германа Валаамских, ежегодно бывал на Рождественских образовательных чтениях, вёл занятия для взрослых в воскресной школе, сопровождал праздничные паломнические рейсы на Валаам, ежегодно доставлял в монастырь Благодатный Огонь, выступал с пастырским словом на выставках, конференциях и концертах, окормлял сотрудников стоматологической фирмы «Меди», владея сурдопереводом вёл занятия у глухонемых, также занимался с незрячими, но главным своим делом считал пастырское служение, духовное окормление прихожан.
Сталкиваясь при подготовке ежегодных отчётов с требованием обновления содержания, он говорил: «Ну что может быть нового: люди те же, грехи те же, таинства совершаются так же, как всегда». Эти слова свидетельствуют о том, что его взгляд был направлен на внутреннее, а не на внешнее, хотя в так называемых «внешних» делах и послушаниях отца Александра нового можно было найти немало: новые поездки, встречи, культурные мероприятия. Не на рябь, и даже не на волны, возмущающие поверхность, смотрел батюшка, а на сокровенную глубину сердца, где только и возможна встреча человека с Богом и где, как встарь, те же проблемы, грехи и страсти, то же покаяние, искание Бога и путей к Нему.
Трудно охватить всё многообразие деятельности отца Александра и на подворье, и за его пределами. При этом он был необыкновенно лёгким человеком. Все, кто вспоминают сейчас батюшку, отмечают это качество: лёгкий, светлый, скромный, усердный, благоговейный пастырь, приводящий души к Богу.
***
22 июля в Казанском храме подворья состоялся чин отпевания о. Александра. Богослужение возглавил и.о. начальника подворья игумен Иосиф (Крюков), в сослужении иеромонахов Рафаила (Янкевича) и Антипы (Никанорова), иерея Александра Зайцева, протодиакона Георгия (Герасименко), иеродиакона Герасима (Осипова). В храме об упокоении души почившего молились братия, сотрудники и прихожане подворья.
Храм был полон молящихся и, как отметил в слове проповеди игумен Иосиф, людей собралось гораздо больше, чем на последних воскресных Литургиях. И не случайно – батюшка оставил след в судьбах множества людей. Для кого-то он был духовным отцом, кому-то помог советом или молитвой, других утешил и вдохновил, третьим смог разъяснить сложные моменты Священного Писания или церковной догматики, многие из прихожан внимали его проповедям, заслушивались лекциями по иконописи.
У могилы батюшки, иеромонах Антипа сказал: «Отец Александр был каким-то воздушным человеком, с ним было легко общаться. Он очень духовно, нежно, трогательно ко всем относился и это было состоянием его души. Отец Александр останется в нашей памяти светлым, праведным и благочестивым священником».
***
В воскресенье, 25 июля, на девятый день кончины о. Александра и в память о новопреставленном архимандрите Мефодии, на подворье после Божественной литургии была отслужена заупокойная лития.
По окончании богослужения игумен Иосиф пригласил прихожан в братскую трапезную, где была подготовлена поминальная трапеза в память о новопреставленных отцах. В тёплой дружеской атмосфере и в беседе с батюшками прихожане и братия подворья делились своими воспоминаниями о них.
Иерей Александр Зайцев, рассказал, что его всегда удивляла и радовала открытость и интеллигентность о. Александра: «Интересное было время восьмидесятых-девяностых годов, когда в Церковь пришли люди из всех слоёв общества: артисты, художники, архитекторы, доктора наук. Это было что-то удивительное и подчёркивало глубокую содержательность Церкви Христовой». Особенно ему запомнились лекции о. Александра об по иконописи, которые отличались высочайшим профессиональным уровнем».
Иеромонах Антипа вспомнил, как он в 1993 году познакомился с о. Мефодием. Рассказал о времени, когда они вместе учились в Московской духовной семинарии. Вспомнил курьёзный случай, который произошёл при закупке лопат для обители. «Отец Мефодий всей своей жизнью показал, как надо исполнять заповедь Господа о любви к ближнему. Он был утешителем для всех. Отец Александр Точилов человек очень духовный, интеллигентный, культурный и всегда всех старался поддержать. Отец Александр общался с некоторыми состоятельными благотворителями, но никогда ничего он не просил для себя. Когда его хоронили, атмосфера была какая-то радостная».
Татьяна помогала о. Александру в организации занятий, посвящённых иконописи: «Лекции помогли по-иному взглянуть на икону, в символах художников-иконописцев разглядеть главное. Батюшка умело направлял наше внимание на детали, которых не замечаешь с первого взгляда, но эти детали раскрывают внутреннее содержание образа. Возможность увидеть икону по-новому, вот что я узнала на лекциях».
Ольга: «Говоря проповедь, о. Александр всегда тонко подмечал детали, что помогало глубже раскрыть сюжет Евангельского повествования. Батюшка помогал увидеть другую грань взаимоотношений людей. Как-то он говорил о скорбях и болезнях как об испытаниях, попускаемых Господом для очищения нашей души. Как по-новому эти слова звучат сейчас, в наше непростое время».
Мария: «Вся моя семья скорбит об утрате. Отец Александр венчал мою дочь и давал напутствия молодой семье. И всё хорошо в семье, где уже растут трое детей. Несколько лет назад, когда я ещё работала, сотрудники собрали для Валаамской обители пожертвования и я привезла их на Валаам передать о. Мефодию. Когда он принял пожертвования, сказал: «Да не оскудеет рука дающего!» Эти слова помогают мне на жизненном пути. И это действительно, вы даёте, а Господь всё вам сторицей возвращает».
Анна, давняя прихожанка подворья: «Батюшка иллюстрировал томик стихов Анны Ахматовой «И тесен мне земной приют». Он иллюстрировал так тонко, так духовно, что, когда читаешь стихи, каждое стихотворение входит в тебя. Томик заканчивается стихотворением, к которому о. Александр сделал рисунок – ваза и одна единственная роза. Как символично... и сегодня я могла принести букет роз, но принесла одну».
Источник: https://valaam.spb.ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500928