До своего появления на Санкт-Петербургском подворье отец Александр был архитектором и живописцем. В 1977 году он окончил Ленинградскую Академию художеств им. Репина, получив диплом архитектора. В течение нескольких лет работу по специальности совмещал с занятиями живописью, участвовал в выставках и в 1990 году был принят в Союз художников.
Занимаясь реставрацией икон и росписей в храмах и монастырях, в начале восьмидесятых годов батюшка принимал участие в реставрационных работах на Валааме, а в 1990 году, изучая в Сербии балканскую иконопись, воспользовался возможностью и поехал с сербскими паломниками на Святую Гору Афон. Впоследствии отец Александр неоднократно бывал на Афоне. Так, в начале девяностых годов в монастыре Дионисиат батюшка занимался реставрацией икон и росписей, трудился в качестве архитектора над реконструкцией старых зданий обители. Работал и как живописец – писал виды древних, напоённых солнечным светом, обителей.
В 1993 году на Святой Горе состоялась знаменательная встреча отца Александра с великим старцем нашего времени, ныне прославленным в лике святых, Паисием Святогорцем. Общение с преподобным, а также с афонскими иноками повлияло на судьбу отца Александра. Вскоре на принятие священства его благословил протоиерей Николай Гурьянов. Это произошло тогда, когда батюшка приехал на остров Залит к старцу за советом. Позднее отец Александр говорил о том, как важно человеку вовремя почувствовать волю Божию относительно себя и сделать правильный выбор.
В 1997 году отец Александр принял диаконскую, а вскоре священническую хиротонию от архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и начал служить в церкви святого равноапостольного князя Владимира деревни Вернявино Палкинского района Псковской области. Эти места связаны с чудотворной Чирской иконой Божией Матери, которая известна тем, что в XV веке спасла Псковскую землю от морового поветрия. Батюшка почитал этот образ Пресвятой Богородицы и не раз о нём рассказывал прихожанам уже в наше время, связанное с новым моровым поветрием.
Пять лет, проведённые отцом Александром на приходе в Вернявино, были временем больших испытаний: суровые бытовые условия, материальные проблемы, скудость во всём, к тому же батюшка сознавал, что ему недостаёт церковных знаний и навыков, так как систематическое духовное образование он смог получить только годы спустя. В этих непростых условиях среди бесчисленных попечений, к службам ему приходилось готовиться по ночам. Выдержать тяготы того времени помогла отцу Александру поддержка и забота его верной спутницы матушки Елены.
На Валаамское подворье в Санкт-Петербурге отец Александр пришёл в начале 2002 года. Первым его послушанием стало проведение занятий для взрослых в воскресной школе, которые включали: толкование Священного Писания, рассмотрение вопросов воцерковления и евхаристической жизни, формирования православного мировоззрения, взаимоотношения Церкви и мира.
Эти своеобразные занятия-беседы проходили в свободной доверительной форме.
Отец Александр отличался такой внутренней культурой, которая позволяла ему общаться со своими слушателями свободно и сохранять при этом высокий уровень диалога, не впадая в осуждение и критику, но и не замалчивая острых проблем. Его искреннее стремление объяснить истину в свете православного учения, желание привести человека к мирному устроению духа ощущались всегда.
В последние годы катехизаторские занятия приобрели своеобразную форму бесед о православной иконописи. В своих беседах отец Александр раскрывал перед слушателями смысл догматов Церкви, событий Священной истории, учения о спасении души – через постижение языка иконописи, этого настоящего «богословия в красках», его символики, образов и форм святых изображений. В конце беседы батюшка обычно сопоставлял трактовки одних и тех же сюжетов в православной иконе и в западной религиозной живописи, что чрезвычайно необходимо для воспитания духовного вкуса слушателей и формирования умения отличить богодухновенное искусство от земного, человеческого.
Прекрасное образование, опыт художника, общение с монашествующими, позволили отцу Александру успешно развивать это направление, и остаётся только сожалеть, что его деятельность не успела воплотиться в какой-либо законченный труд. В свои беседы батюшка вносил пастырскую составляющую, всегда стремился открывать, каким образом говорит икона предстоящему перед ней христианину о спасении души.
Многие послушания исполнял отец Александр на подворье: он был начальником часовни Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Синопской набережной, духовником общеобразовательной школы во имя прпп. Сергия и Германа Валаамских, ежегодно бывал на Рождественских образовательных чтениях, вёл занятия для взрослых в воскресной школе, сопровождал праздничные паломнические рейсы на Валаам, ежегодно доставлял в монастырь Благодатный Огонь, выступал с пастырским словом на выставках, конференциях и концертах, окормлял сотрудников стоматологической фирмы «Меди», владея сурдопереводом вёл занятия у глухонемых, также занимался с незрячими, но главным своим делом считал пастырское служение, духовное окормление прихожан.
Сталкиваясь при подготовке ежегодных отчётов с требованием обновления содержания, он говорил: «Ну что может быть нового: люди те же, грехи те же, таинства совершаются так же, как всегда». Эти слова свидетельствуют о том, что его взгляд был направлен на внутреннее, а не на внешнее, хотя в так называемых «внешних» делах и послушаниях отца Александра нового можно было найти немало: новые поездки, встречи, культурные мероприятия. Не на рябь, и даже не на волны, возмущающие поверхность, смотрел батюшка, а на сокровенную глубину сердца, где только и возможна встреча человека с Богом и где, как встарь, те же проблемы, грехи и страсти, то же покаяние, искание Бога и путей к Нему.
Трудно охватить всё многообразие деятельности отца Александра и на подворье, и за его пределами. При этом он был необыкновенно лёгким человеком. Все, кто вспоминают сейчас батюшку, отмечают это качество: лёгкий, светлый, скромный, усердный, благоговейный пастырь, приводящий души к Богу.
Начав свой путь как художник и реставратор, протоиерей Александр всю священническую жизнь неустанно трудился над восстановлением образа Божия в человеческих душах, используя все свои знания, способности, навыки, подкрепляемый Божией Благодатью и помощью Царицы Небесной.
***
22 июля в Казанском храме подворья состоялся чин отпевания о. Александра. Богослужение возглавил и.о. начальника подворья игумен Иосиф (Крюков), в сослужении иеромонахов Рафаила (Янкевича) и Антипы (Никанорова), иерея Александра Зайцева, протодиакона Георгия (Герасименко), иеродиакона Герасима (Осипова). В храме об упокоении души почившего молились братия, сотрудники и прихожане подворья.
Храм был полон молящихся и, как отметил в слове проповеди игумен Иосиф, людей собралось гораздо больше, чем на последних воскресных Литургиях. И не случайно – батюшка оставил след в судьбах множества людей. Для кого-то он был духовным отцом, кому-то помог советом или молитвой, других утешил и вдохновил, третьим смог разъяснить сложные моменты Священного Писания или церковной догматики, многие из прихожан внимали его проповедям, заслушивались лекциями по иконописи.
После прощания с батюшкой под пение «Святый Боже…» гроб вынесли из храма и отвезли к месту захоронения на Южное кладбище. В последний путь о. Александра сопровождали о. Рафаил, о. Антипа и прихожане. На кладбище была отслужена лития, после чего тело предали земле.
У могилы батюшки, иеромонах Антипа сказал: «Отец Александр был каким-то воздушным человеком, с ним было легко общаться. Он очень духовно, нежно, трогательно ко всем относился и это было состоянием его души. Отец Александр останется в нашей памяти светлым, праведным и благочестивым священником».
***
В воскресенье, 25 июля, на девятый день кончины о. Александра и в память о новопреставленном архимандрите Мефодии, на подворье после Божественной литургии была отслужена заупокойная лития.
По окончании богослужения игумен Иосиф пригласил прихожан в братскую трапезную, где была подготовлена поминальная трапеза в память о новопреставленных отцах. В тёплой дружеской атмосфере и в беседе с батюшками прихожане и братия подворья делились своими воспоминаниями о них.
Иерей Александр Зайцев, рассказал, что его всегда удивляла и радовала открытость и интеллигентность о. Александра: «Интересное было время восьмидесятых-девяностых годов, когда в Церковь пришли люди из всех слоёв общества: артисты, художники, архитекторы, доктора наук. Это было что-то удивительное и подчёркивало глубокую содержательность Церкви Христовой». Особенно ему запомнились лекции о. Александра об по иконописи, которые отличались высочайшим профессиональным уровнем».
Иеромонах Антипа вспомнил, как он в 1993 году познакомился с о. Мефодием. Рассказал о времени, когда они вместе учились в Московской духовной семинарии. Вспомнил курьёзный случай, который произошёл при закупке лопат для обители. «Отец Мефодий всей своей жизнью показал, как надо исполнять заповедь Господа о любви к ближнему. Он был утешителем для всех. Отец Александр Точилов человек очень духовный, интеллигентный, культурный и всегда всех старался поддержать. Отец Александр общался с некоторыми состоятельными благотворителями, но никогда ничего он не просил для себя. Когда его хоронили, атмосфера была какая-то радостная».
Евгений рассказал, как он узнал от о. Александра о благословении на священство, которое дал ему о. Николай Гурьянов. «Я знаю, что решение для о. Александра было очень непростым, изменившим всю его жизнь. Батюшка был очень одарённым человеком, как много полезного и интересного мы услышали от него, а сколько ещё не сказано ного, и все эти дары он преумножил и вернул Богу служением Церкви Христовой и людям».
Татьяна помогала о. Александру в организации занятий, посвящённых иконописи: «Лекции помогли по-иному взглянуть на икону, в символах художников-иконописцев разглядеть главное. Батюшка умело направлял наше внимание на детали, которых не замечаешь с первого взгляда, но эти детали раскрывают внутреннее содержание образа. Возможность увидеть икону по-новому, вот что я узнала на лекциях».
Ольга: «Говоря проповедь, о. Александр всегда тонко подмечал детали, что помогало глубже раскрыть сюжет Евангельского повествования. Батюшка помогал увидеть другую грань взаимоотношений людей. Как-то он говорил о скорбях и болезнях как об испытаниях, попускаемых Господом для очищения нашей души. Как по-новому эти слова звучат сейчас, в наше непростое время».
Мария: «Вся моя семья скорбит об утрате. Отец Александр венчал мою дочь и давал напутствия молодой семье. И всё хорошо в семье, где уже растут трое детей. Несколько лет назад, когда я ещё работала, сотрудники собрали для Валаамской обители пожертвования и я привезла их на Валаам передать о. Мефодию. Когда он принял пожертвования, сказал: «Да не оскудеет рука дающего!» Эти слова помогают мне на жизненном пути. И это действительно, вы даёте, а Господь всё вам сторицей возвращает».
Анна, давняя прихожанка подворья: «Батюшка иллюстрировал томик стихов Анны Ахматовой «И тесен мне земной приют». Он иллюстрировал так тонко, так духовно, что, когда читаешь стихи, каждое стихотворение входит в тебя. Томик заканчивается стихотворением, к которому о. Александр сделал рисунок – ваза и одна единственная роза. Как символично... и сегодня я могла принести букет роз, но принесла одну».
Журналист Андрей Теплоухов: «Искренне, непредвзято, всегда с отеческой всепрощающей любовью, исповедовал и разговаривал с нуждающимися отец Александр на подворье в Петербурге, стоя рядом с Валаамской Богородицей, которую очень почитал и в день празднования которой отошел ко Господу».
В заключение игумен Иосиф поблагодарил прихожан за добрые слова и душевную встречу. Существует такое изречение сказал отец Иосиф: «"Человек жив, пока жива память о нём." Наши дорогие отцы, так скоропостижно окончившие свой земной путь, будут жить в наших сердцах, через их проповеди, добрые слова и молитвы, возносимые ими при жизни».
Источник: https://valaam.spb.ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481325