«Желая жития постнического» (монашеские постриги Великого поста 2018 года)

На сегодня в братстве 237 человек подвизающихся в самом монастыре, скитах, подворьях, пустыньках и т.д. Из них: священноиноков - 52, схимонахов и монахов - 60, иноков - 29, рясофорных послушников и послушников - 52, «неприукаженных» послушников - 33.
03.04.2018 трудами братии Валаамского монастыря  10 044

Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.
Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.
По старой традиции, монашеский постриг на Валааме совершается Великим Постом отдельным вечерним последованием после повечерия.

В этом году было 3 пострига в мантию, 15 в иночество, многих облекли в рясу или подрясник.
На сегодня в братстве 237 человек подвизающихся в самом монастыре, скитах, подворьях, пустыньках и т.д. Из них: священноиноков - 52, схимонахов и монахов - 60, иноков - 29, рясофорных послушников и послушников - 52, «неприукаженных» послушников - 33. Кроме того на подворьях совершают служение 10 белых клириков. И один архиерей...

«Неприукаженными» по традиции называют тех, кто мог долго проживать в монастыре, фактически, будучи членами братства, но, не имея указа священноначалия о приеме в братство. Официальный приём - довольно долгая процедура, сопровождающаяся поручительством, сбором многих документов и потому какое-то количество послушников находится в состоянии ожидания благословения Патриарха.

Важное в жизни монастыря событие, объединяющее большинство насельников, проходит вечером в храме преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамской обители. Чин пострига совершает Игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Собравшаяся в храме, в день праздника Входа Господнего в Иерусалим, братия с зажжёнными свечами, выстроилась в два ряда вдоль «пути плача и сердечного покаяния», по которому стремящиеся к монашеской жизни должны даже не пройти, но, умалившись и приняв «рабий зрак», проползти. В знак смирения и покорности, поскольку, как сказал евангелист Лука, «унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). В это время хор поёт тропарь из Недели о блудном сыне: «Объятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

Тридцатилетие со дня монашеского пострига
Тридцатилетие со дня монашеского пострига
Cтаршие братья сопровождают будущих монахов, прикрывая своими мантиями. На постригаемых надеты длинные белые сорочки: прежнее облачение они сняли, символично знаменуя тем «совершенное отложение порочных дел», оставшись «не опоясаны, не обувены и главою откровенны». У солеи они остаются лежать лицом вниз с распростёртыми крестообразно руками до тех пор, пока постригающий не даст знак подняться.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий спрашивает: «Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?» На это постригаемые отвечают: «Желая жития постнического». Затем следует ряд вопросов, отвечая на которые, постригаемый произносит три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет святой апостол Иоанн Богослов «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской» (1Ин. 2:16).

Владыка Панкратий зачитывает, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяет решимость и убеждается в добровольном желании кандидатов. После этого, по слову архиепископа Аверкия Таушева, «взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа», Игумен Панкратий крестообразно постригает волосы «в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей». Здесь же называются новые монашеские имена.

В этом году к принятию монашеских обетов готовились иерей Евгений, иноки Владимир и Димитрий. Им были наречены имена Елисей, Валентин и Дорофей.

В завершении пострига владыка Панкратий обратился к братии:

Дорогие наши братья, монахи Елисей, Валентин и Дорофей! Вы восприняли ангельский образ, вошли в лик иночествующих в день входа Господня в Иерусалим, накануне Святых Страстей Господних. В предстоящие дни Страстной недели вся Церковь молитвенно будет переживать всё то, что Господь претерпел нашего ради спасения.

О следовании Христу, ношении своего Креста неоднократно напоминалось вам в чине монашеского пострига. Несение Креста - это суть монашеского пути! Об этом нужно помнить всегда. Особенно, когда Господь, испытывая вас, будет посылать скорби и искушения. Всё горестное, всё тяжелое, что выпадет на пути, нужно претерпевать с упованием на обетование Господне: «Радуйся, - рече Господь, - яко мзда твоя многа на небесех». Эта «многая мзда» - наша цель, к которой нужно стремиться каждому иноку, каждому монаху. Одновременно – это и путеводная звезда, которая укажет правильную дорогу.

А помощью на монашеском поприще станет молитва. Ведь она – самое важное занятие и главная добродетель, основа духовного возрастания монаха. Молитва, усиленная исполнением обетов монашества и деятельным исполнением заповедей Христовых, ведет монаха к совершенству и спасает мир.

Монашество – звание пожизненное: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37)
Монашество – звание пожизненное: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37)
Молитва – царица добродетелей, ибо посредством нее достигается единение с Богом. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). Ради молитвенного единения с Господом, ради молитвы за весь мир о его спасении, монах, по возможности, оставляет все попечения, сводит свои телесные нужды лишь к поддержанию жизни. Поэтому, чем меньше отвлечен монах суетными попечениями о хлебе насущном и связями с миром, тем больше возможности для осуществления монашеского призвания».

В течение Великого поста 2018 года в составе братии Валаамского монастыря произошли изменения, которым нельзя не радоваться. В результате нескольких постригов в обители появились новые иноки и монахи. Часть послушников получила благословение на ношение рясы и камилавки (стали рясофорными послушниками). Кроме того, епископ Троицкий Панкратий благословил на ношение подрясника трудников, которые зачисляются в состав Валаамской братии.

В заключении Владыка Панкратий благословил монахов Елисея, Валентина и Дорофея: «Сегодня вы не только дали обещания, обеты Богу, но и вступили на путь их исполнения. В этот знаменательный для каждого из вас день желаю сохранять их с той же решимостью, с какой вы восприняли свой монашеский путь. Да хранит вас Господь и Матерь Божья!»

Ангельский чин

Возрождение русского монашества — дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Быть монахом по призванию, стать иным по жизни, а не только по званию, — долгий путь преображения души. 
Возрождение русского монашества — дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Быть монахом по призванию, стать иным по жизни, а не только по званию, — долгий путь преображения души. 
По мнению некоторых архиереев, постриг в монашество является одним из Церковных Таинств. Митрополит Волоколамский Иларион объясняет: "Монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе и в трудах святителя Григория Паламы". Выход пострига за рамки семи основных Таинств Церкви архиерей объясняет привнесенной с Запада традицией: "Хорошо известно, что ограничение количества церковных Таинств числом семь — следствие влияния католической схоластики на православное богословие».

Основные обеты, которые обязан дать будущий монах при постриге: послушания, нестяжания и целомудрия. Кроме них каждый монах приносит обеты отречения от мира, постничества и пребывания в родном монастыре или в назначенном месте несения послушания.

"Облачение в монашеские одежды - это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни"  старец Иосиф Афонский
В «Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «Принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога».

Но жизнь монашеская, несмотря на суровые словесные формулировки и реальные жизненные трудности, не превращается в мрачную, безысходную, рутинную муку, предваряющую смерть. Такой стереотипный образ рисуют иногда деятели искусства, мало знакомые с монашеством.

В чине пострига один из первых вопросов, который задается, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?». Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.


Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 538839

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+16°
сегодня в 17:45
Ветер
1.8 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
754.7 мм рт. ст.
Влажность
66%