По старой традиции, монашеский постриг на Валааме совершается Великим Постом отдельным вечерним последованием после повечерия.
Собравшаяся в храме, в день праздника Входа Господнего в Иерусалим, братия с зажжёнными свечами, выстроилась в два ряда вдоль «пути плача и сердечного покаяния», по которому стремящиеся к монашеской жизни должны даже не пройти, но, умалившись и приняв «рабий зрак», проползти. В знак смирения и покорности, поскольку, как сказал евангелист Лука, «унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). В это время хор поёт тропарь из Недели о блудном сыне: «Объятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».
Cтаршие братья сопровождают будущих монахов, прикрывая своими мантиями. На постригаемых надеты длинные белые сорочки: прежнее облачение они сняли, символично знаменуя тем «совершенное отложение порочных дел», оставшись «не опоясаны, не обувены и главою откровенны». У солеи они остаются лежать лицом вниз с распростёртыми крестообразно руками до тех пор, пока постригающий не даст знак подняться.
Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий спрашивает: «Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?» На это постригаемые отвечают: «Желая жития постнического». Затем следует ряд вопросов, отвечая на которые, постригаемый произносит три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет святой апостол Иоанн Богослов «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской» (1Ин. 2:16).
Владыка Панкратий зачитывает, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяет решимость и убеждается в добровольном желании кандидатов. После этого, по слову архиепископа Аверкия Таушева, «взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа», Игумен Панкратий крестообразно постригает волосы «в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей». Здесь же называются новые монашеские имена.
В этом году к принятию монашеских обетов готовились иерей Евгений, иноки Владимир и Димитрий. Им были наречены имена Елисей, Валентин и Дорофей.
В завершении пострига владыка Панкратий обратился к братии:
О следовании Христу, ношении своего Креста неоднократно напоминалось вам в чине монашеского пострига. Несение Креста - это суть монашеского пути! Об этом нужно помнить всегда. Особенно, когда Господь, испытывая вас, будет посылать скорби и искушения. Всё горестное, всё тяжелое, что выпадет на пути, нужно претерпевать с упованием на обетование Господне: «Радуйся, - рече Господь, - яко мзда твоя многа на небесех». Эта «многая мзда» - наша цель, к которой нужно стремиться каждому иноку, каждому монаху. Одновременно – это и путеводная звезда, которая укажет правильную дорогу.Дорогие наши братья, монахи Елисей, Валентин и Дорофей! Вы восприняли ангельский образ, вошли в лик иночествующих в день входа Господня в Иерусалим, накануне Святых Страстей Господних. В предстоящие дни Страстной недели вся Церковь молитвенно будет переживать всё то, что Господь претерпел нашего ради спасения.
А помощью на монашеском поприще станет молитва. Ведь она – самое важное занятие и главная добродетель, основа духовного возрастания монаха. Молитва, усиленная исполнением обетов монашества и деятельным исполнением заповедей Христовых, ведет монаха к совершенству и спасает мир.
Молитва – царица добродетелей, ибо посредством нее достигается единение с Богом. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). Ради молитвенного единения с Господом, ради молитвы за весь мир о его спасении, монах, по возможности, оставляет все попечения, сводит свои телесные нужды лишь к поддержанию жизни. Поэтому, чем меньше отвлечен монах суетными попечениями о хлебе насущном и связями с миром, тем больше возможности для осуществления монашеского призвания».
В течение Великого поста 2018 года в составе братии Валаамского монастыря произошли изменения, которым нельзя не радоваться. В результате нескольких постригов в обители появились новые иноки и монахи. Часть послушников получила благословение на ношение рясы и камилавки (стали рясофорными послушниками). Кроме того, епископ Троицкий Панкратий благословил на ношение подрясника трудников, которые зачисляются в состав Валаамской братии.
В заключении Владыка Панкратий благословил монахов Елисея, Валентина и Дорофея: «Сегодня вы не только дали обещания, обеты Богу, но и вступили на путь их исполнения. В этот знаменательный для каждого из вас день желаю сохранять их с той же решимостью, с какой вы восприняли свой монашеский путь. Да хранит вас Господь и Матерь Божья!»
По мнению некоторых архиереев, постриг в монашество является одним из Церковных Таинств. Митрополит Волоколамский Иларион объясняет: "Монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе и в трудах святителя Григория Паламы". Выход пострига за рамки семи основных Таинств Церкви архиерей объясняет привнесенной с Запада традицией: "Хорошо известно, что ограничение количества церковных Таинств числом семь — следствие влияния католической схоластики на православное богословие».
Основные обеты, которые обязан дать будущий монах при постриге: послушания, нестяжания и целомудрия. Кроме них каждый монах приносит обеты отречения от мира, постничества и пребывания в родном монастыре или в назначенном месте несения послушания.
В «Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «Принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога».
Но жизнь монашеская, несмотря на суровые словесные формулировки и реальные жизненные трудности, не превращается в мрачную, безысходную, рутинную муку, предваряющую смерть. Такой стереотипный образ рисуют иногда деятели искусства, мало знакомые с монашеством.
В чине пострига один из первых вопросов, который задается, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?». Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481280